Валдайский монастырь времен Никона

valdaj

Валдайский монастырь

(Начало здесь) Валдайский монастырь – яркий пример храмового строительства, как он виделся патриарху Никону и Алексею Михайловичу. Новая архитектура  должна была стать преемницей греко-византийской зодческой культуры, что и нашло воплощение во всех  трех архитектурных памятниках середины XVII века, построенных патриархом Никоном: Кийском, Валдайском монастыре и  Ново-Иерусалимском.

Никоновская эпоха храмового строительства началась с Валдайского монастыря – он стал  первым после смуты 1613 года. До него шло строительство храмов, но не монастырей. Никон же мечтал о монастырях - больших, красивых, тихих в укромных уголках Севера. В нем говорила ностальгия по его Соловецкой монашеской юности, где он проходил свой первый настоящий аскетический подвиг.

Валдай для этого подходил как никакое другое место. Тогда, как и сегодня, он являет собой сказочное по красоте и величию русской природы место.  Я была в тех краях только раз, но не в самом Валдае, а Великом Новгороде, совсем рядом, но и сейчас красота этих мест - перед глазами.

valdaj1

Общий вид монастыря

Память полна мистической загадочности того края: леса, молчаливо наступающие на разрушающиеся деревни, брошенные дома с разбросанными бумагами и документами, словно покидавшие в спешке оставляли все ненужное, и тишина. И подсознательно всплывает романтический образ однозвучного валдайского колокольчика...

Валдайское озеро – одно из тридцати трех, разбросанных на Валдайской возвышенности. По народным преданиям в лесах Валдая водились лешие, водяные, а из озера время от времени появлялось огромное чудовище. В лесах сохранялось много языческих капищ и местные жители боялись ходить в эти места, даже когда монастырь уже стоял.

Но Никон, впервые увидев это место, был зачарован его красотой. Необыкновенно свежий воздух с запахом трав, таинственные леса, чистейшее озеро с прозрачной водой и рыбами, безмолвие и тишина заворожили будущего патриарха и он воскликнул: «На небе - Рай, на земле – Валдай!»

valdaj2

Собор Иверской иконы Божьей Матери (бывший Успенский)

Тогда же он загадал: "Если все будет хорошо,  обязательно  построю здесь монастырь по образцу греческого, что на Афоне в честь чудотворной иконы «Иверская»". Список с нее он уже заказал.

Валдайский монастырь строился первым из трех никоновских. Строился в то время, когда Никон был в силе: пользовался у царя непререкаемым авторитетом, обладал огромной властью и большим доверием. Он мог просить у царя всё, ему ни в чем не было бы отказа.

Валдайский монастырь строился, как и Кийский, по обету. Когда Никон, как он позднее рассказывал, возвращался из Соловков с мощами  убиенного свт. Филиппа, то в тонком сне ему явился сам святитель и укрепил Никона на это «благое дело».

Тогда-то Никон, проснувшись, дал обещание  - воздвигнуть на Валдае монастырь, а в нем два храма: один - в честь иконы Божьей Матери Иверская, другой - во имя святителя Филиппа, которого почитал за своего предшественника в деле борьбы за первенство священства перед царством, а теперь еще и благословившим на строительство.

valdaj3

Богоявленский собор - второй по значимости после собора Иверской иконы Божьей Матери

Никон открыл свой сон и обет царю, как только взошел на патриаршую кафедру и просил помочь в  возведении обители. Царь сразу же выделил из своих дворцовых сел Валдай вместе с озером, землями, крестьянами, окрестными селами и деревнями, пастбищами и угодьями - для устроения обители и пропитания монастырской братии.

Никон тут же отправил архимандрита одного из монастырей Новгорода на Валдай, чтобы он выбрал наиболее подходящий  для обители остров, а после выбора места прислал архимандриту благословение приступить к строительству.

В октябре 1653 года Никон переименовал озеро  Валдайское - в Святое, опустив Евангелие и крест в воду, а село Валдайское - в Богородицкое, монастырь же назвал Иверским Святоозерским и белоснежный монастырский корабль начали строить.

На следующий месяц царь дополнительно жаловал несколько угодий и отписал на новостроящийся Валдайский монастырь Яковлевский монастырь с его угодьями и братией, причем все царские угодья отходили в личное владение Никону, а не в патриаршество.

valdaj4

Надвратная церковь в честь святителя Филиппа

В начале 1654 года, спустя буквально несколько месяцев после начала строительства, первые деревянные храмы Валдайского монастыря уже стояли, а Никон стал хлопотать о возвышении монастыря. Для этого было решено перенести сюда мощи Иакова Боровицкого, которые почитались местными жителями как святые.

Никон заказал на свои деньги новую сребропозлащенную раку для мощей и лично отправился с ней в монастырь. Новому архимандриту он благословил служить в митре, с палицею, с ковром,  рипидами и прочими регалиями, отличающими самый высокий статус священнослужителя.

Вскоре Никон снова покупает земли для монастыря и царь, закрепляя уже купленные, меновые и жалованные монастырские вотчины, тоже  отписывает Валдайскому монастырю несколько старых монастырей с крестьянами и угодьями, шестью солеварницами,  с заводами, дворами и амбарами в Старой Руссе. В Москве выделяется  двор для монастырских гостей.

valdaj5

Настоятельский корпус

После возвращения с польско-русской войны, царь вновь жалует в Валдайский монастырь земли с деревнями, крестьянами и угодьями в благодарность Никону за спасение царской семьи от чумы. На следующий,  1655 год в Валдайский монастырь перешла  многочисленная братия Кутеинского монастыря из-под Орши, привезя с собой типографию.

Среди монахов того монастыря было много знающих не только типографское дело, но  и наученных грамоте. Для Никона это был подарок судьбы. Он, мечтавший о распространении грамотности, книжной справе и книгопечатании, получил уже готовую типографию, в которой в короткий срок были напечатаны несколько богослужебных книг.  Нашлись среди новых монахов и мастера изразцовых дел, и резчики по дереву.

Узнав о поселении в его личном монастыре таких искусных иноков, Никон решил просить у царя приписать к Валдайскому монастырю еще несколько монастырей. Царь в очередной раз приписывает к Святоозерскому монастырю четыре новых монастыря со всеми их вотчинами и угодьями.

valdaj6

Роспись храма: Встреча иконы Божьей Матери "Иверская"

В этом же году Валдайский  монастырь посетили два патриарха - Сербский и Антиохийский - и были поражены богатством, численностью братии  и убранством Иверской иконы - главной святыни монастыря. На устроение только ее ризы ушло до сорока четырех тысяч рублей. В это время вчерне был закончен и каменный собор, который показался патриархам и просторнее, и богаче московских соборов.

Патриархам поведали, что Никон купил для обители шестьдесят деревень, подарил из патриаршей собственности (т.е. лично себе) множество ферм со всеми заведениями, восемьдесят соляных и сто восемьдесят  рыбных озер, что на строительство монастыря ушло около миллиона, а ежегодный доход Валдайского монастыря составлял до дести тысяч рублей.

Новый каменный собор строился по греческому образцу в соответствии с грекофильскими настроениями царя и его приближенных. Собор получился очень нарядным и совсем не аскетичным, в отличие от Кийского. Может быть, потому что Иверский  был посвящен Заступнице Усердной – Богоматери, а Воздвиженский Кийский – мукам Христовым на Кресте.

valdaj7

Иверская икона Божьей Матери в Иверском соборе

К собору пристроено три шатровых крыльца, по всему периметру и на разных уровнях собор украшают декоративные пояски,  построена крытая галерея вокруг всего периметра собора, устроена плоская кровля с парапетами по краю, большие окна, восьмигранные шеи куполов – все это элементы греческого архитектурного стиля, не характерные для русского храмового зодчества. И только Кийский и Валдайский монастыри имеют много схожего: их отличает именно этот, греческий, стиль.

За короткий срок, всего в три года, с 1652 по 1655 годы, Валдайский монастырь был построен, возвышен, украшен и стал одним из самых богатых в России. Но с низложением патриарха кончилось и могущество Валдая: все имущество монастыря отобрали, как незаконно приобретенное и передано в государственную казну. Братия разошлась по другим монастырям.

На этом история Валдайского монастыря, однако, не кончилась, но об этом – в другой раз.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged дом Романовых, русская архитектура. Bookmark the permalink.

4 Responses to Валдайский монастырь времен Никона

  1. Спасибо, Людмила, давно я не читала Ваших комментариев. Заходите!!!

  2. Людмила says:

    Тина, спасибо! Как всегда интересно!

  3. Да, именно так! Никон слишком был самоуверен, потому что царь ему по-началу многое позволял. Алексей Михайлович вообще был склонен поддерживать свой ближний круг, даже когда обнаруживалась их вороватость. Точно так же, как и сегодня. А его упертость — это уже от монашества и аскетики. Он действительно был мощный мужик, и физически, и умственно, но непомерно амбициозен и горделив. За что и был низложен. Скромнее надо быть и смиреннее. Уж не монаху ли этого не знать, но войдя во власть, он забыл об этом. В русской истории многое идет из прошлого, а Алексей Михайлович — тихий-тихий, а с него все и началось. Не с Петра, тот только доделал начатое его батюшкой.

  4. Виктор says:

    То есть Никон был силён, пока его поддерживал царь. И упёрт, потому как много средств вложил в этот уголок. Что то такое и сегодня наблюдается?!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *