Страстная среда начинается словами Иисуса Христа, обращенными к ученикам:
«Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие».
Ученики уже знали, что будет, но Евангелие не говорит о их реакции на слова Спасителя, словно они и не были ими услышаны.
И в страстную же среду, когда Он говорил о Своей смерти ученикам, на тайный совет собрались старейшины и книжники у Иосифа Каиафы, первосвященника иудейского, который на удивление долго находился в этой должности. На удивление, потому что римляне считали неразумным долго держать на этом месте того, кто имеет большое влияние на народ.
Как только первосвященник обрастал связями и влиянием, римляне, под чьей властью находилась Иудея, смещали его и назначали другого. Главное, что должен был уметь делать первосвященник, находить общий язык с завоевателями. Каиафа умел. Поэтому и продержался почти двадцать лет.
На совете старейшин было решено взять Иисуса коварством и хитростью, но только так, чтобы в народе не начались волнения, которые могли бы привести к непредсказуемым последствиям, как для евреев, так и для их начальников. А в эти дни в Иерусалиме собиралось до трех миллионов человек: храм был единственным, и все хотели принять участие в самом большом и главном еврейском празднике.
Каиафа хотел осуществить свой замысел после праздника, но здесь появляется Иуда, который и предложил им свой план взятия Иисуса, тихо и без шума. Но за это он просил денег. Ему дали тридцать сребреников. Так свершилось предательство ученика Спасителя, который ходил с Ним, ел с Ним, учился у Него.
Естественно возникает вопрос, почему Иуда пошел на этот шаг? Кто-то говорит, что из жадности, кто-то – что из-за ненависти, а кто-то, что Иуда просто не понимал, почему Иисус тянет со своей смертью, решив ускорить таким образом конец.
Но, как бы то ни было, трагедия Иуды заключалась в том, что он не принял Иисуса таким, каким Он был, хотел Его видеть другим, подстроить Его под себя, а надо было самому подстраиваться под Бога, не считая, что он лучше Бога знает, как надо. Случилось предательство сразу после помазания главы и волос Иисуса благовонным миро.
Эпизод, о котором идет речь, случился в доме Симона прокаженного и этот отрывок из Евангелия всегда читается в страстную среду. Событие бы не было столь примечательным, если бы не реакция апостолов. Все ученики Иисуса возмутились такой тратой миро, в том числе и Иуда. Они считали, что разумнее было бы продать благовоние, а деньги пожертвовать нищим.
Но неожиданно для учеников Спаситель заступился за женщину, сказав, что нищие всегда будут, а Он, напоминает Иисус ученикам снова, скоро будет распят и Его уже с ними не будет. А помазала женщина Тело Его, приготовив к погребению, и ее доброе дело останется в веках и ее всегда будут вспоминать, потому что она поверила Ему и возлюбила Его.
Так оценил помазание женщиной драгоценным миром Сам Спаситель, еще раз акцентируя внимание учеников на Своей смерти. Но ученики по-прежнему не понимают и не слышат Его. Более того, именно после этих слов Иуда Искариот идет к первосвященникам и предает Иисуса. Евангелие завершает эту грустную историю словами:
«И с того времени он искал удобного случая предать Его».
Но об этой женщине хочется сказать еще несколько слов, потому что она, в отличие от Иуды и учеников, поверила Иисусу, приняла Его как Бога, не пытаясь ничего в Нем менять, не подстраивать Его под себя. Миро, которым она помазала Иисуса, действительно стоило очень дорого, примерно в годовую зарплату работника.
Но рациональные аргументы апостолов у женщины не нашли понимания, так же, как и у Иисуса, потому что есть такие вещи, которые не могут быть рационально объяснены. Например, любовь. Она не ищет своего, любовь всегда готова жертвовать ради любимого самым дорогим.
Богословы считают, что это была блудница Мария Магдалина, много возлюбившая, в награду за что ей была дана прозорливость. Эта женщина с ее милосердием и любовью оказалась единственным лучом света среди той трагедии, которая разыгралась в конце жизни Спасителя.
Никто из учеников тогда так и не понял Его до конца, поэтому в трагические минуты и часы с Ним никого из них рядом не оказалось: один предал, другой отрекся, остальные разбежались... Зато эта осуждаемая всеми блудница уже за несколько дней до Распятия знала, что произойдет, и потому в страстную среду готовила Иисуса к смерти.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Симона Вейль. Путь Креста
- Праздник Сретение Господне
- Контрацепция и религия
- Иов-ситуация
- Рождественский вертеп
- Симона Вейль: Церковь Голгофы. Окончание
- Прощение
- Икона "Крещение Господне"
- Пассия: за и против
- Блёз Паскаль. История обращения