Страстной четверг очень насыщен событиями. Центральными являются Тайная вечеря и арест Иисуса Христа в Гефсиманском саду. В страстной четверг все стараются прийти в храм и причаститься.
Так было и в дореволюционное время, когда раз в год в страстной четверг Великого Поста обязательно причащались.
Все храмы и сегодня в страстной четверг переполнены. Страстной четверг - день учреждения самого главного Таинства: Причастия или Евхаристии.
В страстной четверг уже не делают земных поклонов, в домах начинают уборку (чистый четверг), хотя совмещать это со страстной седмицей очень сложно. Но у каждого – все по-своему.
В страстной четверг читается большой отрывок из Евангелия о том, как ученики готовили Вечерю и как она проходила. Последуем за ними и мы. Утром ученики спросили Иисуса, где Он хочет встретить Пасху.
Иисус ждал этого вопроса. Он уже договорился в Иерусалиме с хозяином дома, поэтому на ответил: «Идите в город и когда увидите человека с кувшином на голове, идите за ним. Он войдет в дом, в котором и будет Пасха».
Интересно, что носить кувшин с водой – была обязанностью женщин, а здесь – мужчина. Некоторые исследователи предполагают, что такое было возможно только у ессеев. У них же пасха была сдвинута на день раньше по сравнению с правоверными иудеями. Поэтому и Иисус со своими учениками смог отметить Пасху на день раньше.
Пасха – это праздник воспоминаний евреев о том, как они выходили из египетского рабства. На этот пасхальный вечер воспоминаний собиралась вся семья. Она священнодействовала: глава семьи рассказывал о том, как все происходило.
На столе обязательно были чаша с соленой водой, в память о слезах, пролитых евреями в рабстве, ягненок, горькие травы, особая паста, напоминающая о глине для кирпича, четыре чаши вина и заранее приготовленный пресный хлеб или лепешки.
Обязательно пресный. Более того, накануне в доме все тщательно проверялось и выкидывалось все квасное. Оно ассоциировалось с брожением и гниением. Кроме того, когда совершалось бегство, то печь хлеб на закваске было некогда, надо было стоя быстро съесть ягненка, заесть его горькими травами и запить четырьмя чашами вина.
Все было символично и имело отношение к освобождению от рабства. Почему ягненок? Во время бегства Ангел смерти должен был уничтожить всех первенцев в Египте, как из числа скотов, так и людей. Это было последней казнью, заставившей фараона согласиться на выход евреев из Египта.
А чтобы Ангел не зашел по ошибке в дома евреев, надо было зарезать ягненка и пучком иссопа помазать его кровью оба косяка и перекладину двери. Горькие травы напоминали о горечи рабства, четыре чаши напоминали о четырех обещаниях Бога евреям:
"Я выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими. И приму вас Себе в народ и буду вам Богом".
Все это и должны были приготовить ученики, чем они и занимались полдня. Вечером, после шести часов, уже можно было начинать вкушать Пасхального агнца. Поэтому в горнице, которую указал Господь, собрались все двенадцать учеников. Главой стола был Иисус Христос.
Он вел священнодействие, называя все своими именами, потому что Пасха – была праздником освобождения, и все имело здесь смысл, все было символично. Иисус этим воспользовался так же, как некогда воспользовался смоковницей.
Но прежде чем начать, он умывает ученикам ноги, показывая свое смирение: старший да не будет князем, а будет слугой младшим. Один Петр воспротивился: «Не будешь мне умывать ноги». Тогда Иисус говорит: «Если не умою ног твоих, не будешь иметь части со Мной».
Только тогда Петр не только соглашается, чтобы Иисус умыл его ноги, но и голову и руки, на что Спаситель отвечает: «Достаточно умыть ноги, потому что вы итак чисты».
Наступает главное действие: под общепринятой традиционной формой Иисус Христос учреждает совершенно новое Таинство, вкладывая во все вещи, лежащие на столе, свой смысл и свой символизм.
Он толкует все по-Своему. Указывая на пасхального агнца, говорит, что Агнец – это Он. Пасхальный агнец - Тот, Кто освобождает людей от греха и дает безопасность. Указывая на хлеб, преломляя и благословляя Его, говорит:
«Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». А взяв чашу с вином, говорит: «Пийте от нея все. Сия есть кровь Моя, Нового Завета, за многих изливается во оставление грехов».
Невиданно, неслыханно! Пить кровь у иудеев запрещалось, потому что она означала жизнь, а здесь не просто кровь, но кровь человеческая. Но Он не только указывает на Кровь, но говорит, что она кровь Нового Завета, Кровь новых отношений человека и Бога.
То же самое плоть – человеческую плоть разве можно есть!? И до сих пор это многих вводит в соблазн.
Во время Вечери Иисус говорит, что один из учеников предаст Его и даже уточняет, кто: тот, кому подам, омочив хлеб. И в этот момент Иуда протягивает руку. Так на всех иконах и картинах есть один ученик с протянутой к солилу рукой. Евангелист добавляет, что вместе с хлебом вошел в него сатана.
Почему же ученики не поняли, кто предатель? Объясняют это так, что Иисус Христос всем подавал хлеб, сначала макая его в солило. Но когда Иуда стал выходить из горницы, почему тогда не поняли, что он идет на предательство? Потому что у него был ковчежец с деньгами для нищих и если кто-то из присутствующих не успевал подать нищему, то ему разрешалось сделать это в любое время.
Но до последнего Иисус ждал, что Иуда откажется от своего плана, ждал, но не принуждал. Но в конце вечери Иисус Христос сказал, что они все разбегутся, когда Его арестуют, но что Он встретит их всех в Галилее.
И тут же Петр говорит, что он никогда от Него не отречется, даже если все отрекутся. На что Господь отвечает: «Да в эту же ночь ты трижды откажешься от Меня, даже прежде чем петух успеет пропеть трижды».
Так под слова о будущем и под пение псалмов в полночь вышли они из дома: Иисус навстречу смерти, ученики - на тяжелое испытание их верности и любви к Иисусу. Страстной четверг - тяжелый день, но и очень важный с точки зрения испытания веры учеников.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Джон Донн. Алхимия болезни. Часть 3
- О соли
- Запрет: Не вари козленка в молоке матери его
- Православная и католическая икона. Часть I.
- Элиот: "Песнь для Симеона"
- Самарянка. Путь к Богу
- Вознесение по-народному
- Страстной цикл А.С.Пушкина. Власть
- Часослов
К чистому четвергу, как и ко всей Страстной неделе были приурочены очистительные обряды. У восточных славян их исполняли в основном в Чистый четверг, в западной Славии — главным образом в Страстную пятницу. Такие обряды и обычаи затрагивали человека и его здоровье, пищу и посуду, а также жилище и примыкающее к нему культурное пространство