Как наследник, он усвоил традиции исчерпавшей себя доброй старины и следовал им.
Как последний Московский царь он закрывает последнюю страницу истории древней Руси и открывает дверь в новую Петербургскую Россию.
Двуликий Янус, стоящий у истоков преобразований и во многом их подготовивший, остановился на пороге и между.
В силу личных особенностей характера и воспитания Алексей Михайлович не смог окончательно отказаться от одного и безоговорочно принять другое, пытаясь сохранить то, что уже отжило и одновременно идя навстречу тому, что никак не совмещалось со старыми традициями древней Руси.
Первый Романов,
Алексей Михайлович тоже был созерцатель, но, в отличие от батюшки, воспринял царскую власть уже как должное:
"несть власти аще не от Бога": «Бог благословил и предал нам, государю, править и рассуждать люди своя на востоке и на западе и на юге и на севере вправду».
Свой венец он принял как дар свыше, как свое естественное право и как дело Божие. С этой мыслью Божественного дарования и благословения он и нес свою царственную порфиру и правил страной тридцать один год - с 1645 по 1676.
Однако на это благословенное время приходится столько бунтов и разлада, сколько ни на одно другое и тишайшим правление наследника никак не назовешь. Но в отличие от семнадцатого века, получившего название "Бунташного", Алексей Михайлович вошел в историю как «Тишайший». Но может быть, потому этот период был таким трагическим, что борьба шла во имя самых светлых идеалов и благих устремлений, но, как говорится, благими намерениями…
Повторилась трагедия князя Владимира, который тоже пытался совместить государственную жизнь с христианскими нормами добра, смирения и благочестия. Для самого князя это обернулось пыткой и душевной мукой из-за их несовместимости. Алексей Михайлович тоже пытался, но кроме расколов, бунтов и разорения населения из этого ничего не выходило.
Правда за тридцать лет государство приросло территориями с запада и востока, усилилась его роль на внешне-политической арене, развивалась торговля и промышленность, появился интерес, пусть очень осторожный, к соседним странам и западной культуре. В России все больше становилось иностранцев, несущих свой взгляд на комфорт и уют, на веру и ремесло, на отношение к делу.
Но одновременно с этим сошла на нет власть Земских соборов и среднего класса. Земщина, земля, сыгравшая решающую роль в деле победы над поляками в 1613 году и выборе на престол новой династии, после собора 1648 года постепенно сходит на "нет" и перестает играть роль вплоть до полного своего исчезновения.
Верхушка знати, проигравшая в результате соборного "Уложения" 1649 года, сделала все, чтобы земские соборы созывались как можно реже и только по самым важным государственным вопросам. С 1653 года соборы прекратили свое существование вовсе.
За время правления Алексея Михайловича наметился тот поворот в деле государственного строительства, который закрепил Петр. Подданные царя становились все более бесправными перед государственным аппаратом, бюрократией и чиновничеством. Чиновничество пополнялось из числа бывшей боярской аристократии и узкого круга новых бояр, приближенных к царю.
Именно Алексей Михайлович создает тот прообраз бюрократического аппарата, который сохраняется в России на протяжении последних веков и вплоть до наших дней. По законам Паркинсона аппарат начинает работать на себя, постепенно расширяясь и капсулируясь.
Увеличивается волокита, вымогательство, произвол, поборы, перестают работать официальные каналы жалоб и прошений, все труднее становится добраться до царя, чтобы решить какой-нибудь вопрос, требуется потратить немало времени и средств.
С воцарением "Тишайшего" к власти приходит группа корыстных дельцов, заботящаяся, прежде всего, о собственной наживе, стремящаяся к получению льгот, при этом не обладая ни государственным умом, ни дарованиями, ни другими человеческими достоинствами, за редким исключением (какими были Ртищев и Ордин-Нащокин).
Не гнушались они и прямого мошенничества. По слабости характера и привязчивости к ближнему кругу, в конфликтах царь почти всегда принимал сторону приближенных. Борис Морозов и его ставленники, Милославские и их родственники, узкий круг людей, близких к Алексею Михайловичу, решают все основные вопросы, в том числе и сугубо личные, как, например, женитьба молодого царя.
Во время правления "Тишайшего" окончательно закрепляется крепостное право и поиск беглых крестьян перестает иметь срок давности. Многие крестьяне, сопротивляясь новому статусу, все чаще спасаются бегством на Дон, становясь вольными людьми и пополняя разбойничьи шайки. Из них вырастает бунт Степана Разина, с трудом подавленный царем.
Ведение войны на западе с Польшей, Швецией и Литвой требовало немалых средств, и население вынуждено было платить все больше и больше налогов. Попытки провести налоговую и финансовую реформы закончились неудачей и обернулись соляным и медным бунтами.
Церковь за время правления Алексея Михайловича раскололась надвое: ново- и старообрядческую, потеряв самостоятельность и став инструментом государственной власти. Так была подготовлена почва для ликвидации патриаршества и окончательного превращения церкви в часть министерского аппарата.
Словом, добрый, боголюбивый, добродушный, жизнелюбивый, образованный, чадолюбивый, поклонник и знаток соколиной охоты "Тишайший" царь оставил своему наследнику такие проблемы, которые тому пришлось решать быстро и вовсе не тихими методами. Многие болезни были настолько запущены, что требовали уже не терапевтического, а хирургического вмешательства.
Тина Гай
Pingback:Родоначальник русской благотворительности | Арзамасские Вести | Газета Арзамасские вести
Именно так! Стенька Разин — буду готовить по нему текст, тогда разберусь, что к чему. Странно, что Шукшин заинтересовался им, значит было что-то в нем интересное, иначе вряд ли Василий Макарович взялся за эту тему, а так, что до смерти. Он бы не согласился участвовать в съемках «Они сражались за Родину», если бы не условие: «Снимешься, тогда разрешим ставить «Стеньку»».
Ага, вон откуда чиновничье семя произрастает. Ещё строят из себя что — то новое. Царские прихвостни. Про царя писать не буду. Ну его. А вот бунт Стеньки — это ж просто бандитский погром был. Да исам Стенька малость больной на голову был. Можно, конечно говорить о засилии, восстании, возмущении, вожаке народных масс и т. п. Бандиты они были сначала царевы, потом сами по себе. Вот вся их суть.