Художник нашел его, выразив в своем творчестве сложный период тридцатых-восьмидесятых годов вовсе не чёрной дырой, а наполненным философскими размышлениями о человеке и мире в лучших традициях Серебряного века. Поэтому Александра Тихомирова можно назвать русским художником советского периода.
В историю советского искусства художник вошел как автор официальной «
Портрет водрузили на мидовскую высотку, не заметить его было невозможно. Однажды, проезжая мимо этого здания, Ренато Гуттузо, известный итальянский художник, восхитился работой и высказал это крупному партийному боссу В.В.Гришину.
Художника наградили золотой медалью ВДНХ, дававшей своего рода охранную грамоту, а в придачу – великолепную мастерскую, в обход всех очередей и правил. Случилось это, правда, когда художнику исполнилось уже пятьдесят четыре, но проработал он здесь более тридцати пяти лет, создав все свои знаменитые шедевры.
Оказалось, что работать над портретами вождей революции не только почетно, но главное – выгодно, т.к. обеспечивает финансовую свободу: каждый портрет давал возможность жить относительно безбедно и почти полгода спокойно заниматься творчеством для себя.
Все самые главные картины написаны в этой мастерской. Писались они в большой секретности, в тишине, в святая святых, куда допускалось всего несколько человек. Выставлять на всеобщее обозрение такие картины, было равносильно самоубийству: в них царили безумная страсть, дикая музыка, сумасшедшая
Раздвоение разрушилось, когда появилась надежда, что картины из мастерской не сочтут за бред сумасшедшего.
Перед изумлёнными глазами посетителей предстали необычные картины, населенные изгоями, неудачниками, паломниками, изгнанниками, живущими рядом с лицедеями, клоунами, шутами, акробатами и циркачами. Сны и мифы, всплывающие из глубин подсознания, соседствуют рядом с трагическими сериями: «Бабий яр», «Холокост», «Освенцим», наполненными болью и отчаянием.
Особый интерес художник проявил к карнавальной жизни, цирку и балаганам, любовь к которым сохранилась еще со времен Баку, где он мог наблюдать эту жизнь не только на улицах города, но и за кулисами цирка, т.к. делал плакаты цирковых представлений. Интерес усилился увлечением фильмами Феллини, которые смотрел уже в зрелом возрасте на закрытых показах.
Тихомиров был не первым, кто затрагивал эту тему. До него были
Балаган - излюбленная метафора абсурдности реальной жизни, которую лучше наблюдать со стороны, чем в ней участвовать. Миссия экспериментатора-исследователя, стороннего наблюдателя, позволяла ему гораздо лучше понять советскую реальность, разглядеть маски, за которыми скрываются люди.
Лучшим выражением театральности в картинах Александра Дмитриевича является серия «Петрушка и Балерина», вдохновленная музыкой
В результате на четвёртом году учебы его отчислили. Официально – за несданный английский, неофициально – за склонность к формализму. Вместе с ним отчислили почти весь класс и самого наставника. В этой ситуации стало понятно, что никому нельзя показывать результаты собственных поисков, а надо выбрать для них наиболее приемлемое официальное прикрытие.
Тихомиров прошел периоды увлечения импрессионизмом, кубизмом, фовизмом, изучил всю историю живописи, выбрав себе в спутники великих мастеров прошлого, собрав тома репродукций любимых художников:
У мастера выработалось чувство цвета и стремление максимально заполнять пространство холста, на котором его герои перекручиваются и перекрещиваются. Эта техника становится отличительной особенностью стиля художника, сохранявшейся до конца жизни.
Большинство работ Тихомирова последнего периода наполнены философскими размышлениями о месте человека в мире, о будущем России, о второй мировой
«...наследие художника настолько яркое и самодостаточное, что становится очевидным, что за этими произведениями искусства стоит абсолютно уникальная личность…. "
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Поклонение волхвов
- Мунк. Ч.2. Поэма жизни.
- Современная китайская живопись. Фан Лицзюнь
- Сезанн. Моисей современного искусства. Часть 3
- Игорь Стравинский. Русский период
- Эллиот Эрвитт
- Ман Рэй. Живопись света
- Бэкон-3. Окончание
- Эжен Атже: романтик, влюбленный в Париж
- Константин Сомов. Окончание
Как чувствуется по его работам, насколько сильно его желание вырваться из рамок. Эта скрюченность-перекрученность, исчезание за пределы холста и наоборот- залезание в него — нагло и непрошено, всё это — его, художника душа, неспокойная и несвободная…
Я рада, что Вы узнали новое о Тихомирове, не просто новое, а главное, что он сделал в своей жизни.
Была знакома с официальным Тихомировым, а вот про параллельный мир — не знала, большое спасибо, Тина!
Я уже привыкла, что для Вас всё, о чем пишу, становится маленьким открытием. Значит я на правильном пути.
Тина, с Добрым Утром! Опять для меня открытие!