Обе Триоди составляют единое целое. Связывает их, прежде всего, Пасха.
Раньше эта книга издавалась одним томом и называлась она "Триодион".
Позже книга была разделена на два тома: Постную Триодь и Цветную.
Название "Триодиона" происходит от трехпесенных канонов (слов «три» и «ода»-песнь), которыми отличается эта книга от Октоиха - основной богослужебной книги.
Весь период, в течение которого Церковь использует Триодь, поются каноны, состоящие из трех (реже - четырех) песен.
Но Цветной Триоди, на мой взгляд, меньше повезло, чем Постной. Про Постную Триодь и
Цветная Триодь до патриарха Никона начиналась с Лазаревой субботы, фактически - с Цветоносной или, как привычней и понятней, с
В старообрядческой церкви этот порядок сохраняется до сих пор: Триодь делится именно так: до Лазаревой – Постная, после Лазаревой – Цветная Триодь. Никоновская реформа изменила порядок: Цветная Триодь стала начинаться с
Но, тем не менее, ясно, что Постная Триодь относится к предпасхальному периоду, Цветная – к постпасхальному. И тот и другой периоды симметрично отражают друг друга. Великий Пост вместе со Страстной седмицей длится семь недель, период Цветной Триоди тоже семь недель.
Постная Триодь имеет середину, отмечаемую
Постная Триодь заканчивается самым большим праздником церковного года - Пасхой, Цветная – вторым по значимости праздником - Пятидесятницей, которая считается Днем рождения Церкви и началом домостроительства Духа Святого.
На Великий Пост приходится Благовещение, на Цветную Триодь другой большой праздник - Вознесение Господне, которым заканчивается период домостроительства Господа Иисуса Христа.
Постная Триодь начинается с подготовительных недель, Цветная – заканчивается эпилогом:
неделей всех святых, в земле Российской просиявших.
После этого наступает Петровский пост и клирос возвращается к обычной службе по основной богослужебной книге - Октоиху.
В ней недели расположены строго по дням недели – от понедельника до воскресения и каждая неделя имеет свой глас. Всего гласов восемь, что и дало название Октоиху (октава - восемь). Это период неподвижных богослужений, привязанных к
Пасхальный цикл живет по особым правилам богослужения: более напряженным, более духовно насыщенным, более продолжительным, более строгим. Великопостные службы сохранили древние богослужебные традиции, которые мало изменились и сегодня. Этот период называется периодом богослужений подвижных дней года, потому что строго привязаны к Пасхе.
Период Цветной Триоди является постепенным и медленным спуском вниз, к обычному богослужению, более подверженному изменениям под влиянием времени и особенностей местных обычаев.
Как в Великопостный период мы поднимаемся по ступенькам к вершине года и духа, медленно и с остановками, так и спускаемся вниз мы тоже медленно со своими остановками и постепенным возвращением с обычному порядку.
Цветная Триодь имеет шесть остановок на пути спуска - по количеству воскресений в периоде. Пасха - первое воскресение Цветной Триоди. Второе - Антипасха и третье –
Но с богословской точки зрения уверение Фомы более насыщенно, более важно, поэтому оно стоит вторым после Пасхи и богослужение Антипасхи (вместо Пасхи) вновь повторяет всю Пасхальную службу, в том числе и для тех, кто не успел или не смог по каким-то причинам быть на праздничной службе в пасхальную ночь.
Четвертое, пятое и шестое воскресения связаны с евангельскими чтениями и теми чудесами, которые Иисус творил перед Распятием. И связаны они все образом
На четвертую седмицу приходится праздник Преполовения, на шестую – Вознесение Господне. Седьмая неделя заканчивается праздником Троицы или Пятидесятницей. С этого дня вновь начинаем петь тропарь Духа Святого «Царю Небесный».
И еще одна особенность Цветной Триоди. Этот период связан с особыми поминальными днями. Первый -
Троицкая неделя вся праздничная, поста нет. В понедельник отмечается Духов День, посвященный Святому Духу, а со следующей недели начинается пост Петра и Павла. Круг замыкается и мы вступает в нормальную обычную колею.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Православная икона. Пространство и время
- Праздник "Введение Богородицы во храм"
- Симона Вейль
- Мысль юродивого
- Дитрих Бонхёффер. Афоризмы и цитаты
- Чистота
- Блёз Паскаль и его философия
- Дебора и Барак
- Крест. Часть 2.
- Воскресение Христово. Иконография
Сергей! Вы зашли на сложный текст, который для непосвященных в православное богослужение очень сложен и, наверное, непонятен. Поэтому огромное спасибо, что прочитали и оставили комментарий.
Благодарю Вас!