Но так случилось, что мой «учитель», а потом и муж, предложил именно такую модель наших отношений, правда, не проговаривая ее вербально. Он учил меня правильно ходить, со вкусом одеваться, понимать поэзию, музыку, философию, правильно разговаривать и общаться с другими. От него я впервые услышала имена, о которых раньше ничего не знала.
Общение с ним стало для меня настоящим открытием. Только от него я узнала, что, оказывается, ничего не понимаю в отношениях, что общество – это не детский сад, не интернат и не школа, в которых воспитывалась до семнадцати лет, и что взрослое общество требует иных отношений, чем детский мир. К этому я оказалась совершенно не готовой.
Он стал для меня учителем и проводником во многих отношениях, а не только в общечеловеческих. Начитанный, увлекавшийся живописью, музыкой, поэзией, литературой, писавший стихи он формировал мои музыкальные, поэтические, художественные вкусы, вводил в новый для меня мир.
Он лепил меня, как Пигмалион лепил свою Галатею, сам влюбляясь в своё создание. В конце концов, наши отношения переросли рамки дружеских - я стала его женой, но сюжет имел печальный конец: учитель не был готов к тому, что когда-нибудь его создание перерастет эти рамки и из объекта захочет стать субъектом. И тогда он напишет:
Когда Галатея открыла глаза,
Она ужаснулась: «Какая берлога!
И это урод – мне завещанный богом
Супруг? Лучше в камень назад!
Нет! Нет! Я же помню: Он гладил меня
Терпеть не могу этой каменной пытки!
Живой или мёртвой, но здесь я и дня
Уже не останусь. А он – не в убытке.
Пусть – камень. Но я же дарила ему
Надежду и негу. Отныне - довольно.
Почему вспомнила об этом? Потому что эта история имеет много параллелей с историей любви
Многие сочли бы за честь иметь такого учителя и наставника. Но здесь остановимся, т.к. меньше всего хотелось бы развивать дальше любовную линию этих отношений. Тем более, что об этом написано много книг, а история их любви давно стала классикой.
Не случайно именно секс часто выступал формой посвящения в сакральные и иные знания, как, например, в античные времена. Элоиза воспитывалась в монастыре, восприняв все религиозные нормы и практики монастырской жизни, в том числе и понимание роли женщины как искусительницы и источника зла.
Выйдя из монастыря образованной, начитанной и развитой, она тем не менее нуждалась в том, чтобы освоить нормы светской жизни, воспринять то, что было табу для любой монашенки. Это стало бы своего рода инициацией девушки.
В результате вторичной социализации она должна была освоить женское пространство со всеми нормами существования в нем. Т.е. первой и основной задачей любого учителя должна была стать подготовка женщины к семейным, сексуальным и материнским отношениям, а вовсе не к научной деятельности. Абеляр, как учитель, должен был выполнить именно эту роль.
Девушка привлекла его не только красотой, но главным образом тем, что была начитана и образована. В своей исповеди с высокомерием и снисходительностью он пишет:
«Так как у женщин очень редко встречается такой дар, то есть ученые познания, то это еще более возвышало девушку [Элоизу] и делало ее известной во всем королевстве. И рассмотрев все, привлекающее обычно к себе влюбленных, я почел за наилучшее вступить в любовную связь именно с ней». И далее «Я был осведомлен о познаниях этой девушки в науках и о ее любви к ним и потому был уверен, что она легко даст мне свое согласие».
И он действительно многому научил молодую девушку: философии, диалектике, логике, но не они были главным предметом его обучения. Он преследовал совсем иную цель: манипулируя Элоизой и её дядюшкой, он использовал свой статус учителя для искусной маскировки сексуальных игр, которые быстро переросли в реальные отношения:
«…под предлогом учения мы всецело предавались любви, и усердие в занятиях доставляло нам тайное уединение. И над раскрытыми книгами больше звучали слова о любви, чем об учении; больше было поцелуев, чем мудрых изречений; руки чаще тянулись к груди, чем к книгам, а глаза чаще отражали любовь, чем следили за написанным».
Впрочем, письма Элоизы к своему возлюбленному доказывают, что она отвечала ему взаимностью, и ждала этих встреч не меньше, чем он. В конечном итоге любовь, начавшаяся для
Мне мир - не мир и райский свет - не свет,
Когда со мною Абеляра нет.
Посты, молитвы до конца не властны
Соперничать с моей природой страстной.
(А.Поуп. Элоиза Абеляру. Пер. Д. Веденяпина. Отрывок)
Удивительное в этой истории другое: именно Элоиза, а не Абеляр провозгласила свободу их любовных отношений, именно она, обесчещенная и опозоренная, отказывалась вступать в брак, считая, что он погубит карьеру возлюбленного. Она хочет оставаться его любовницей и рабыней, потому что для ее любимого философа быт станет непереносимым бременем, а она ни в чём не хочет ему мешать.
Ты знаешь, сколь невинная, впервые
Я шла на те свиданья роковые,
Где под личиной Дружества меня
Настигла власть Любовного огня.
Ты для меня был словно ангел света.
Прекрасномудрой нежностью согрета,
В сиянии твоих бездонных глаз
Нездешний день я зрела всякий раз;
В твоих речах чудесно проступало
Божественное, высшее начало.
(А. Поуп. Элоиза Абеляру. Пер. Д. Веденяпина. Отрывок)
Элоиза хочет оставаться в руках возлюбленного орудием, воспринимая Абеларя как Бога, а быть орудием в руках Бога вовсе не зазорно, а почётно. Она берёт на себя ответственность за то, что произошло с Абеляром, она считает себя причиной всех его зол. Больше того - считает себя олицетворением зла, даже не допуская мысли, что ее Учитель мог манипулировать ею. Как Бог он – безгрешен.
«...я, несчастная, родилась на свет, чтобы стать причиной такого злодеяния! О, величайший всегда вред от женщин для великих людей! Поэтому-то в «Притчах» и написано, что женщин необходимо остерегаться <…> Уже первая женщина тотчас же лишила своего мужа рая и, будучи создана Господом в помощь мужу, обратилась в величайшую погибель для него <…> Коварнейший искуситель прекрасно знал по многократному опыту, что мужья легче всего находят гибель именно из-за своих жен».
Но сам Абеляр хорошо понимал, что это не так, просто потому, что он сам никогда не воспринимал Элоизу за личность. Впрочем, такое отношение к женщине отличало всех интеллектуалов того времени (да и сегодня - это не редкость). И по закону бумеранга это обернулось его личной трагедией и самым большим поражением...
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Дом, рождённый любовью
- Ирина Снегова. Забытые имена
- Ар нуво: женщины Альфонса Мухи
- Новый автор. Хеллен Лайт
- Когда женщина выходит на тропу любви
- Два образа любви. Рахиль.
- Чего Лия добивается слезами, Рахиль добивается радостью
- Страстная среда
- Лавстори: Черубина де Габриак
- Анна Каренина Толстого
Спасибо, Игорь!
Не знаю такого «Щекспира»
Тина, с Добрым Утром! Спасибо, интересно! И жизненно для меня!
Как там у… нашего Вильяма Щекспира: «Пришла пора…»