Уставщица. Мелочи церковной жизни.

УставщицаУставщица, о которой хочу рассказать, за многие годы служения в храме,  выработала характер воинствующий, стоящий на страже порядка в храме.

Назвать ее матушкой язык не поворачивается. Да к ней никто так и не обращается. Она бы это приняла, наверное, за оскорбление.

Уставщица, а не матушка, потому что матушка – это из детства: теплое, парное, ласкающее и оберегающее.

Ее же боятся, ненавидят, уважают. Она - ревнительница. По разуму или неразумию? Не знаю. Профессиональная псаломщица, уставщица с огромным опытом. Все городские псаломщики и большинство батюшек обязаны ей знанием богослужебного устава.

Она первая, когда стал восстанавливаться храм и церковные службы, начала искать старые богослужебные книги, скрупулезно сверять их, понимать, находить выход, когда никаких указаний о порядке службы или ударениях в словах не сохранилось. На тот момент все было уничтожено, тем более в маленьких городах.

Было большой удачей найти что-то из дореволюционного издания. То, что ценится больше всего. Архив, живая история и живой опыт богослужения. Она о  многом может рассказать: о том, как все начиналось, кто приживался в церкви, кто в ней оказывался случайным.

Начальница: администратор, хранительница иерархии, носитель социальности, ревнительница по вере. За всем этим трудно увидеть живого человека - со слезами, заботами, переживаниями. Она их не показывает. Я даже не помню ее причащающейся. Может быть, она скрывает это от глаз, причащаясь в будний день?

Но помню ее ведущей занятия по псалмопению. С каким интересом ее слушали, как точно она делала акценты, помогая понять особенности чтения псалмов! Навсегда запомнила эти правила, о которых нигде и не услышишь и не узнаешь:

«Надо понимать то, что читаешь.  Надо делать смысловые остановки по знакам препинания: запятая – небольшая остановка, точка – больше остановка. Надо начинать с ударения, искать ударение в следующем слове, смотря вперед по тексту.

Надо читать вслух, тогда запоминается.  Надо год пропеть, на слух ложится только через год.  Надо соблюдать древний образ чтения, в храме неуместно художественное чтение, а желание передать другим свои чувства – гордость и самомнение.

уставщица

Надо читать не природным голосом, а брать нотой выше, полупеть Не следует читать на низких тонах. Надо читать на выдохе, умеренным голосом, неспешно, но и не тянуть. Надо стоять на клиросе прямо, не качаться, не переминаться с ноги на ногу. Надо читать со страхом Божиим, за всех, кто в храме. Надо готовиться к чтению заранее».

Через бесконечные «надо», правила и ограничения, говорила она,  строится не речь, а он сам. Реализовав все эти «надо», изменив свой дух, псаломщик  обретает нужную установку не только на чтение, но и на веру.

Но с годами я поняла, что это не так. Можно знать службу, хорошо читать, но приходит привыкание к клиросу и перестаешь воспринимать слово Божие как святыню, а клирос как особое место служения.

Как все видимо строгие, она все-таки была одинока и потому с готовностью откликалась на просьбы прихожан: давала советы, когда лучше причащаться, как лучше ставить свечи, чтобы их хватило на всю службу, как лучше поддерживать порядок в храме, потому что храм стал ее домом.

С какой любовью она встретила давнюю прихожанку, которая после долгой болезни вернулась в храм похудевшей, ослабевшей, побледневшей. Я тоже ее узнала,  помнила ее еще с поездки в Дивеево, часто вспоминая о ней. Была такая искренняя радость с обеих сторон, что подумалось о том, как ей, такой строгой и всезнающей, не хватает тепла таких верных прихожанок.

Уставщица одна среди людей, но может быть с Богом?

Тина Гай

 

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged церковная жизнь. Bookmark the permalink.

6 Responses to Уставщица. Мелочи церковной жизни.

  1. Ирина, спасибо за Ваше мнение, но думаю, что оно не единственное. Когда оно становится в Церкви единственным, то из нее начинается исход. Что очень печально. Но сегодняшние реалии именно таковы.

  2. Ирина says:

    В храме каждый находит то, что ищет. Хочешь видеть злобу, «сталинизм», мракобесие — обязательно увидишь, да потом еще и всем рассказывать будешь, как там, в храме….. Церковь — это наша мать, у которой много детей. Разных: злых и добрых, воинствующих и скромных, ищущих Бога и классических фарисеев…. Но от этого наша мать не становится хуже, и настоящие дети ее защищают, даря другим любовь и милосердие. Церковь — это не Царство Небесное, до него мы, здесь, на земле, еще не доросли, и глупо требовать от служителей в церкви святости. Но только здесь, на наших чудных богослужениях, Вы найдете (если, конечно, Вам это нужно) путь, как воспитать в себе настоящего православного христианина.

  3. Оксана! Вы правы, и это тоже есть. Религия, конечно же, не вера. Религия — это скорее наука, а вера — это личная интимная жизнь, потому и говорят о свободе совести, имея в виду выбор веры.

  4. Oksana says:

    что там меньше всего живет то, что провозглашается с амвона: любовь и милосердие. — именно. ложь и лицемерие, потому что «религия» не= «вера».

  5. Да, Новел. В храме именно так, как Вы говорите. Все перечисленные Вами служители стоят на страже своего порядка, а сталинизма и коммунизма в храме больше, чем где-либо, к сожалению. Я это констатирую с глубоким прискорбием. Почти у всех служителей характер воинствующий. Более того, они гордятся и во многом оправдываются это тем, что православная церковь — воинствующая. Но я всегда понимала, что она воинствующая против страстей внутренних, а на деле оказалось, что она воинствующая против прихожан. Это очень болезненная для тема. Когда пришла в церковь в далекие девяностые, думала о ней совсем по-другому. И какого же было разочарование, когда постепенно входя в церковную жизнь поняла, что там меньше всего живет то, что провозглашается с амвона: любовь и милосердие.

  6. Новел says:

    Прочитал статью с инртересом. Интересная статья! Онако возникли вопросы, которые хочу задавать.
    «…выработала характер воинствующий, стоящий на страже порядка в храме» — разве теперь тоже, как было прикоммунистах, Храми нуждаются в «воиествующей» охраны? Разве огромная армия священнослужителей, среди хоторых много очень образованных, даже имеющих ученые степеней, представителей Церкви не достаточно эффективно они стоят на страже порядка в Храме?
    «…Ее же боятся, ненавидят, уважают». Боятся, ненавидят, уважают? Нужны ли Храму сегодня защитники, которых боятся, ненавидят?
    «…Начальница: администратор, хранительница иерархии, носитель социальности, ревнительница по вере». Разве не Патриарх, Епископосы, присветеры, Диаконы являются хранителями иерархии?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *