С одной стороны - обряд «шествия на осляти» с Патриархом и Царем, с другой – встреча народом Спасителя пальмовыми ветвями и вербочками, которые на Руси первыми возвещают о приходе весны.
Обряд «шествия на осляти» существовал, как и на востоке, так и на западе. Константинопольские Патриархи вспоминали событие Входа в Иерусалим шествием на осляти, на западе – выездом колесницы с водруженным деревянным ослом и восседающим на нем деревянным Иисусом Христом. Любовь запада к театральности, карнавалу и деревянной скульптуре известна.
Московский обычай «шествия на осляти» начал практиковаться достаточно поздно - только с середины XVI века и переняли его русичи у греков. Но с тех пор и вплоть до царствования Петра Великого этот обряд ежегодно и неукоснительно соблюдался. Рассказывают, что даже во времена смутного времени, когда поляки захватили Москву, шествие не отменялось.
Церемония символизировала симфонию двух ветвей власти: мирской и духовной. Царь, ведя коня патриарха за уздечку, тем самым освящал свое царствование сакральным смыслом, а участие в крестном ходе народа символизировало идеологию «Православие, самодержавие, народность».
Первоначально шествие проходило только на соборной площади Кремля, но позднее оно вышло за кремлевские стены и совершалось уже по городу: через Спасские ворота к Петровскому собору, в котором был придел в праздника Входа в Иерусалим.
Церковный чин крестного хода с шествием на осляти предписывал патриарху восседать на коне в полном церковном облачении. Конь маскировался под ослика, а шествие совершалось с ветвями вербочки. В церемонии обязательно участвовали цари, которые вели под уздечку коня с восседающим на нем патриархом.
Шествие совершалось не только в Москве, но и во всех городах России. В этом случае на коне восседал архиерей, а вел коня местный глава города или воевода. Постепенно шествие становилось все больше похожим на театральное зрелище и больше обращало внимание на внешнюю сторону события, нежели на его внутренний трагический смысл.
После церемонии патриарх устраивал в своих палатах и трапезной большой благотворительный обед, в котором мог принимать участие любой нищий, калека и убогий. Патриарх сам обмывал ноги сидящим за столом, а после трапезы одаривал каждого милостыней. В наше время даже трудно представить, что такое возможно.
Шествие было отменено в 1697 году Петром Великим вместе с уничтожением патриархата. Говорят, что Петр не захотел быть ниже патриарха и вести его коня. Он хотел сам восседать на коне. С тех пор церковная традиция шествия на осляти так и не была восстановлена.
Что касается народных обычаев вербной недели, то они оказались, в отличие от церковных, очень живучими и даже маловерующие стараются прийти в этот день в храм для освящения вербочек. Традиция эта столь же устойчивая и собирающая множество народа, как и освящение куличей, как н
Кто ходит в храм, тот может видеть в вербную неделю во дворе огромные толпы людей с поднятыми кверху вербочками. Они все - в ожидании, что на их веточку и на них упадет несколько священных капель. Потом освященные веточки стоят в квартирах весь год.
Обряд освящения верб начинался в субботу. Уже с раннего утра субботы народ заготавливает веточки, а вечером их освящает. В обряде заготовления принимают участие все: и простой народ, и послушники монастырей и храмов.
Раньше в вербную субботу, хотя по церковному обычаю она называется
Потом это дерево ломалось на веточки и раздавалось людям для участия в торжественных вечерних богослужениях. Этот обычай долго сохранялся на западе Украины, которая ближе всего к католическим традициям. Но и сегодня, покупая вербочки, видишь, что они украшены цветами, листочками, ленточками и другими декоративными прелестями.
Память о сакральном характере вербы идет еще с дохристианских времен, когда считалось, что верба особое дерево, т.к. распускается раньше других. Она своим цветением извещает о приходе весны и при помощи особых обрядов передает свою живительную силу и энергию человеку и животным.
Поэтому в вербное воскресение после службы освященными веточками хлестали детей и скотину, полагая, что она отгоняет всякую болезнь, приговаривая:
"Верба красна, бей до слез, будь здоров!",
а стегая ребятишек приговаривали: "Как вербочка растет, так и ты расти". Полагалось в этот день съесть девять почек вербочки, тем самым и самим освятиться, и от болезней отворотиться. Почки сохраняли на случай болезни, из которых делали целебный отвар.
Почки вербы клали также в особый каравай, который потом скармливали овечкам. Считалось, что так они будут быстрее и больше приносить потомство, а сама вербная неделя считалась «ягнячьим праздником». Пасечники тоже верили в живительную силу вербы, втыкая ее веточки вокруг пасеки, считая, что тогда пчелы буду приносить больше меда.
Иногда в Лазареву субботу выпекали особое печенье, которое называлось– «барашками». Оно напоминало почки вербы, а тесто для него замешивали на почках вербы. Потом печенье освящали в церкви вместе с ветками вербы и раздавали.
Считалось также, что верба, как живительное дерево, хорошо влияет на урожай, поэтому размельченные почки вербы сыпали в зерно, приготовленное для посева, а пепел сожженной вербы разбрасывали по полям. Некоторые особо благочестивые бабушки собирали почки вербочки в особый мешочек, который родные клали в гроб под голову усопшей.
Вербу никогда не выбрасывали, считая, что это большой грех, а сжигали в печи, потому что она почиталась как священное древо. Для вербы даже делали особый ковчежек, в который в день Пасхи клали яйцо. Верба стояла у божницы.
Трапеза в
Праздничные гулянья на вербное воскресенье начинались уже в субботу. К этому дню особенно готовилась молодежь: собирала продукты, готовила различные угощения. Вечером катались на качелях, пели песни, кликали весну, водили хороводы.
В полночь ходили по дворам, особенно по тем, где жили новобрачные, хлестая новобрачных вербочкой. Поскольку с вербой связано очень много поверий и народных обычаев, то вербная неделя с полным правом считается скорее народным праздником, нежели церковным.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Благовещение Богородицы - «блаженный» день.
- Ни хорошо, ни плохо. Притча
- Русский романс. Две гитары зазвенев…
- Радуница. Со святыми упокой...Часть 1
- Щедруха. Окончание
- Halloween horror nights
- Русская пища: картофель против репы
- Русалии. Встреча
- Сакральность народной песни. Купалинка
- Преображение Господне