Одна из самых необычных церквей - Владимирская церковь в Быково, Она уникальна не только потому, что принадлежит к романтизму и псевдоготике, которую развивал один из самых знаменитых русских архитекторов В.И.Баженов, но и потому, что храм имеет в плане форму овала или вытянутого эллипса, что никогда не практиковалось в русском храмовом зодчестве.
Однако, надо признать, что вытянутость Владимирской церкви в Быково очень сильно напоминает корабль, который еще в древнем христианстве олицетворял образ храма. Удивительно другое – сочетание множества элементов, каждый из которых уже сам по себе был новшеством, а обилие их в одном месте и в одном здании поражало что тогда, что сейчас.
Сейчас может быть даже больше, поскольку уровень православной культуры в России не столь высок, как раньше, и немногие знают, что уже с конца семнадцатого века перестала существовать жесткая утилитарная связь между формой храма и функциональным его наполнением.
Для православного храма, начиная с конца семнадцатого века, подходило любое здание, лишь бы в нем сохранялось два принципа – ориентация на восток и наличие алтаря. Все остальное допускалось и зависело только от воображения архитектора.
Отсюда такое разнообразие стилей в храмовой архитектуре: шатровый, византийский, греческий, барокко, нарышкинский, готика, псевдоготика, русское узорочье…. Отсюда же такие удивительные храмы, как
Более того, храмовое зодчество оказалось гораздо более гибким и пластичным, гораздо более восприимчивым к новаторству и экспериментированию, нежели жилое и гражданское строительство. Во многом благодаря храмам был подготовлен тот культурный скачок, который произошел в русской архитектуре в XVIII веке.
Владимирская церковь в Быково поражает русского человека, прежде всего, архитектурой. Она кажется здесь чужестранкой, случайно перемещенной из центра Парижа в Подмосковье, в глухое село Быково, которое и сегодня-то не так легко отыскать, если не знать точного маршрута. Она гораздо больше похожа на Нотр-Дам или польский костел, чем на русский храм.
Церковь в Быково имеет необычную историю, в которой переплелись царские интриги, личные мотивы, любовная история, история государства Российского, масонство и многое другое. Ее называют северным Тадж-Махалом, т.к. построена она в честь горячо любимой женщины - Марии Александровны Измайловой, урожденной Нарышкиной. Горельефы супругов украшают стены храма.
Но, к сожалению, не все они сохранились, многие сбиты и вместо них видна только красная кладка кирпичей. А те горельефы, что сохранились, принадлежат не только хозяевам усадьбы, но и благотворителям, на чьи деньги возводилась церковь.
Мария Александровна Нарышкина приходилась внучкой тому самому
Мария Александровна стала женой Михаила Измайлова - фаворита Екатерины II, который участвовал в заговоре против Петра III. С воцарением императрицы на троне Измайлов быстро начал делать карьеру, дослужившись в конце жизни до генерал-губернатора, отвечая за все строительство в Москве. Брак был бездетным, но супруги любили друг друга и взяли на воспитание двоих детей брата Измайлова.
В качестве вознаграждения за участие в перевороте, императрица пожаловала своему фавориту имение Быково, которое в честь жены было переименовано в Марьино. Поскольку псевдоготическое направление было связано с именем Баженова, то и авторство проекта Владимирской церкви в Быково тоже усваивается ему и даже на мемориальной доске значится его имя.
Однако в настоящее время достаточно убедительно это оспаривается специалистами, которые называют авторами проекта А.Н.Бакарева и М.Ф.Казакова. Владимирская церковь соединяет в себе не только элементы готики, но и барокко, и романтизма.
Легенда возникновения такого необычного храма рассказывает, что однажды Екатерина II решила навестить своего друга в жалованном ею имении и подивилась его невзрачностью, о чем поделилась с хозяином.
Тогда Измайлов и решил сделать из Быково-Марьино настоящую усадьбу с огромным хозяйским домом в модном тогда европейском стиле: с прудами, пейзажным ландшафтом, беседками, «Эрмитажем» и, конечно, храмом.
Храм, правда, уже был в Быково, но после смерти жены в 1780 году Михаил Михайлович решил снести старую, уже обветшавшую, и построить на ее месте ту красавицу, на которую сегодня приезжают смотреть тысячи туристов, с приделом в честь Марии Египетской, которая была покровительницей его жены.
Через три года освятили нижний - Христорождественский - зимний храм, еще через пять – всю церковь с верхним летним, получившим название в честь иконы Божьей Матери Владимирской, хотя фамильной иконой была Казанская.
Все здание Владимирской церкви в Быково состоит из двух частей – овального храма и прямоугольной трапезной, пристроенной с западной стороны архитектором Ф.Н.Малиновским. Западная сторона трапезной – фасад храма - особенно красива и выглядит скорее как вход в усадьбу, нежели в храм, что уже само по себе необычно.
Необычное впечатление создает дивная белая двухвсходная лестница с баллюстрадой и очень грациозными и необычными изгибами, словно крыльями обнимающими все здание церкви. Она ведет к входу в верхний летний храм. Под лестницей находится вход в зимний храм, обозначенный особым архитектурным элементом по центру – гирькой.
По бокам фасада симметрично расположены башни-колокольни, заканчивающиеся арочными прорезями. Башни венчают шпили с крестами, такими же, как над трапезной и основной частью храма. По первоначальному замыслу на одной из них – левой – должны были быть часы, на другой – семь колоколов. Колокола были, разных размеров: от очень большого до очень маленького. Но после революции все они исчезли, как и многое другое.
Главная часть Владимирской церкви в Быково на плане представляет собой вытянутый овал, заканчивающийся алтарем. На алтарной части крыши расположен световой барабан, увенчанный шпилем и крестом. Вокруг него по кругу расположено еще восемь шпилей, каждый из которых тоже заканчивается крестом. Восемь – цифра не случайная, она означает восьмой день – день Воскресения Христова и начала Нового времени.
Кроме очень необычного западного фасада церковь в Быково имеет и много других очень необычных и редко встречающихся в церковной архитектуре элементов декора, выполненных в едином готическом стиле.
С северной и южной стороны основного храма находятся окна с остроконечным завершением, между которыми расположены одинаковые портики с колоннами над боковыми входами и венчающими их пирамидками. Такие же высокие окна находятся по всему периметру, как основной части храма, так и трапезной. Между окнами расположены парные столбики-колонки, соединенные узором с гирькой, который венчают пирамидки.
Здание облицовано белым известняком - «подольским мрамором», который придает зданию легкость и чистоту. В целом все здание, несмотря на обилие деталей и кажущуюся громоздкость, выглядит очень легким, устремленным ввысь, словно парящая белая птица или плывущий в небесах белый корабль.
В XIX веке построена в дополнение к ансамблю еще одна колокольня. По некоторым источникам архитектором был И.Т.Таманский, по другим – Д.А.Гущин. Интерьер храма выполнен в классицистическом стиле.
После революции священники храма были арестованы и расстреляны. Сегодня они причислены к лику новомучеников и исповедников Российских.
После ареста последнего священника Владимирская церковь была разорена, все книги сожжены, церковная утварь разграблена и уничтожена, иконы, кто смог, унесены местными жителями.
Храм, как и везде, использовался под всякие нужды, не связанные с богослужением, а в 1937 году и вовсе был закрыт.
Владимирская церковь в Быково была открыта для богослужения только в 1989 году, спустя ровно 200 лет со дня его освящения. Началась ее реставрация, была найдена и Владимирская икона Божьей Матери.
Тина Гай
Спасибо за уточнение. Вотссылка , где указывается эта информация. Но, чтобы Вас не смущать, удалила ссылку на время пристройки.
Архитектор Ф.Н.Малиновский родился в 1864. Как он мог пристроить западную часть храма — самую выразительную, самую авторскую — в начале XIX века, и чтобы при этом никто об этом не знал и не писал?
Увы… Система образования переживает не лучшие времена, в отличие от церкви. Чиновники от образования с упорством, достойным лучшего применения, разрушают (почти уже разрушили) то, что являлось достижением советской власти: лучшей системы образования в мире, которую сегодня берут на вооружение другие страны. Например, Финляндия. И кроме того, перевод школы в разряд услуг, а не формирования личности, задает совершенно иные акценты: в частности, коммерционализацию образовательных услуг. То же самое происходит и медициной. И образование, и медицина становятся бизнесом и начинают жить по его законам. Законам рыночной экономики.
За 15 лет в России открыто около 20 000 православных храмов и закрыто более 23 000 школ. Такие данные приводит ВЦИОМ России. Только общее количество храмов и часовен в епархии града Москвы за последнее пятилетие увеличилось с 837 в 2010 году до 1056 в 2014 году (934 храма и 122 часовни). А в 2014 году запущенна программа строительства 200 храмов в московской области. При этом число школ в Москве и подмосковье продолжает сокращаться.
Нам еще далеко до количества церквей в Царской России. Тогда почти в каждом селе был свой храм, а в городах — и говорить нечего. Но точнее можно и поискать. Я уж не говорю о синагогах и мечетях, которые тоже были и тоже больше, чем сейчас, особенно синагог.
Интересно! А сколько же сейчас действующих храмов или церквей в России. Кто-нибудь подсчитывал? И сравнить с дооктябрьскими годами? Недавно в газете прочитал, что на Алтае или Алтайском крае до 91-го было всего три храма, сейчас более 200. Но я знаю, что ещё католический есть, армянской православной церкви, как то писал об открытии. Это ж как быстро всё стало. Сейчас строится в селе новый храм, я писал об этом и о закладке камня. Теперь уже строится, а сосед-адвокат теперь уже чин церковный имеет и контролирует строительство. Вот так люди живут