(
Вознесение, как и все христианские праздники, тесно переплелось с народными обычаями и поверьями, которыми отмечен этот день. Вознесение – точка, черта, которая отделяет переход Иисуса от земной жизни к небесной.
А
Сороковой день в христианской поминальной традиции особенно важен. Считается, что в этот день после многодневного странствия в потустороннем мире, душа занимает там соответствующее место в зависимости от земной жизни новопреставленного: попадет в рай или в ад.
Поэтому окончание сорокадневного пребывания Иисуса на земле после смерти сопровождается символическими обрядами, так или иначе связанными с
В этот день часто устраивались похороны кукушки. К Вознесению начинала колоситься рожь и кукушка замолкала, поэтому в народе говорили: «Кукушка подавилась житным колоском» и «И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день, прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется».
Обряд крещения и похорон кукушки чаще всего считался
Куклу сажали на дерево или подвешивали на нем, предварительно трижды перекрестив. Крещение означало для девушек и молодых женщин кумление: обмен крестиками, братскими поцелуями, подарками и совместную трапезу. Все это сопровождалось танцами и песнями:
«Кума, не драться!/Кума, не бороться!/Кума, помириться!/ Покумимся, кума,/Подушимся, душа!/Не браниться нам, кума,/До Троицына дня!»
Похороны куклы-чучела-кукушки совершались в тот же или на другой день. Существовали некоторые местные обычаи похорон. Так, например, на Руси существовал обычай «хождения в жито». «Хождение» было многозначно и, в частности, одной из его функций было вызывания дождя.
Дело в том, что Вознесение было точкой, когда жито переходило из одного статуса - «зелени» в другой – «ржи» или «пшеницы». Заканчивался период всходов и наступало время бурного роста и подъема вверх (это еще одно народное значение праздника «Вознесения»).
Природный смысл в народном понимании и был основным в Вознесении. Природе надо было помогать, на что и были направлены все магические действия, в том числе и похороны кукушки.
Очень важно было предохранить посевы от засухи и вызвать дожди, которые помогли бы росту и созреванию посевов. Отсюда, например, обычай - во время засухи делать куклу Сухотинушку, класть ее в гробик и, оплакивая, хоронить.
А во время сильных проливных дождей делать Мокротину и совершать с ней те же действия. Или, если не было долго дождя, молодежь устраивала похороны Матронки: рвала траву мокрицу, клала ее в лапоть и пускала по воде. Одновременно бросала в воду вдов и старух и держала их там.
Дело в том, что всходы и Вознесение в аграрном смысле было связано с плодородием, что ассоциировалось
«Иде девки красны шли,/Там и рожь густа,/И ужиниста,/И умолотиста!/Иде бабы прошли, /Там и рожь пуста,/И неужиниста,/И неумолотиста»».
Плодородие связывалось с сексуальной сферой и водой. Отсюда и особая выраженность половых признаков в антропоморфной кукле и внимание, удаляющееся в обрядах воде.
Существовал еще один обряд, тоже связанный с куклой: в Вознесение, после службы, народ шел крестным ходом вместе со священником смотреть жито. Смотреть в том смысле, как мы смотрим за детьми, в смысле следить за ними, чтобы чего дурного не случилось.
Во время молебна на краю жита оплакивали и «хоронили» куклу, прося Бога послать дождь: «Спаситель, спаси нас всех и дай нам, Боже, дождь». Если куклу вешали на березе, то через неделю ее обязательно снимали и бросали в реку, полагая, что после этого обязательно пойдет дождь.
С Вознесением связана еще одна особенность: Вознесение всегда выпадает на один и тот же день недели – четверг, хотя календарная дата праздника – плавающая, и меняется от года к году, привязанная к Пасхе. В народе четверги в страстном и пасхальном циклах считаются особыми днями.
Начиная со
Вознесенский четверг на Руси обязательно сопровождался Крестным ходом, который получил название – «Крестоноши». Крестоноши оберегали поля и посевы от вредителей и служили своего рода оберегами. Священники, участвовавшие в этих крестных ходах, освящали поля своей принадлежностью к сакральному пространству.
Более того, иногда для большего урожая народ валил дьячков на землю и катал их по земле, т.к. считалось, что их дородность и священнический сан сделают урожай тоже тучным. Крестные ходы во главе со священниками обходили с молебном все поля, виноградники, большие сады, бахчи, а иногда и кладбища, на которых обновляли крест. Словом, все места, которые требовали особого внимания и возрастания посещались крестоношами.
Потом участники крестоношей отдыхали и отправлялись обратно в селение, где устраивалась общая трапеза, начинались игры, танцы, хороводы и песни. Вознесение было поистине всенародным праздником и молодежным досугом.
«Хождение в жито» имеет и другие значения и смыслы. Так обходы с крестным ходом вокруг границ села и жита означало собирание, связывание пространства, отделяющее свое от чужого. Круг замыкался, ограничивая свое, которое подлежало защите. По границам часто втыкали Кресты и сакральные деревья, которые украшали. Они оберегали от вредителей и набегов чужих.
Другой смысл «хождение в жито» связан с хождением вообще. Считается, что ходьба магически воздействует на плодородие земли: «Где хоровод ходит, там жито родит; а где не бывает, там жито вылегает». Но после Троицыной недели ходить по полю запрещалось.
Хождение тесно связано с плодородием: ноги ближе всего к земле, они связаны с растительным миром и уравниваются с хтоническим началом. Кроме того, ноги относятся к низу человека, что так или иначе связано с функцией плодородия и сексуальной сферой.
«Хождение в жито» обладает еще одним смыслом: теофаническим. Он связан с Богом-путником, который странствует по земле и участвует во всех делах рук человеческих, так же, как и все святые угодники, помогающие людям в земледелии.
Поскольку Крестные ходы были непосредственно связаны на Руси с Вознесением, то считается, что Иисус Христос первым обошел все поля, поэтому даже существовал запрет выхода в поле до Вознесения, потому что в это время Сам Иисус ходит по земле, побуждая жито расти: «Пошел Христос на небеса, потащил житушко за волоса».
«Хождение в жито» словно повторяет действия Самого Бога, охраняющего урожай и способствующего его росту, а священники в этом контексте рассматриваются как заместители Иисуса Христа. И еще один смысл хождения – измерение всходов: если можно спрятаться в них, урожай будет хороший. На Вознесение в хлебе прятались дети: если они были видны, то это считалось плохой приметой.
Измерению был посвящен обряд бросания в поле недоеденных пирогов и яиц, которые приносили с собой. Если на расстоянии их было видно, значит, урожай будет плохим. Таким образом, Вознесение в народной традиции – это прежде всего восхождение, рост и подъем, чему и посвящены основные обряды и приметы праздника.
Существуют и другие вознесенские обычаи, например, печь к празднику пироги с семью перекладинами, символизирующими лесенку, по которой Иисус Христос восходил к небу. Печь оладьи, которые считались онучами для Иисуса, но это же и известный всем погребально-поминальный обряд.
Словом, народные традиции переосмысливали христианские праздники, придавая им свой смысл и свое содержание, приспосабливая их к природному началу. Не исключением был и праздник Вознесения-Ушествие.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Триодь Цветная. Воскресение Твое...
- Православная и католическая икона. Часть I.
- Религия и менструация
- Икона «Преображение Господне»
- Блёз Паскаль. Не будем искать уверенности и прочности
- Икона "Успение Богородицы"
- Белое Богоявление
- Свет миру. Исцеление слепорожденного
- Иов-ситуация
- Григорий Палама - мистик и великий святой
Спасибо, Насати. С праздником Вас!!!
Тина!! Сколько информации! Спасибо огромное!