Первый из династии Романовых –
Так, если летняя царская резиденция в
Самым радикальным образом архитектурный стиль изменился во времена Петра Великого, который старался закрепить величие и размах перемен, в том числе и в архитектуре. Самым замечательным храмовым памятником того времени является храм Пресвятой Богородицы в честь новгородской иконы "Знамение".
Знаменская церковь явилась первым радикальным опытом нового царя, в котором совместились православная традиция с католической, и не только во внутреннем убранстве, но и внешнем. Стоит только взглянуть на храм, сразу безошибочно можно определить, когда он был построен и кем.
Храм строился с благословения Петра Великого и в немалой степени - с его материальной помощью. Для строительства были приглашены лучшие мастера из Италии, архитектором на плане храма значится итальянец Тесинг. Известно также, что церковь заложил в 1690 году дядька Петра Великого – воспитатель Борис Алексеевич Голицын.
Несколько слов о Дубровицах. Впервые Дубровицы упоминаются в 1627 году в связи с именем Ивана Васильевича Морозова, представителя одной из самых известных и влиятельных боярских фамилий. Вотчина располагалась около Подольска, недалеко от Москвы на небольшом горке в месте слияния двух рек Пахры и Десны, образующие небольшой полуостров.
После замужества дочери Морозова, вотчина на сто лет перешла в руки новой фамилии - Голицыных, ставшей не менее влиятельной, чем когда-то был род Морозовых. Один из них - Киевский воевода, а его сын, Борис Алексеевич Голицын, воспитатель Петра и воевода Казанский и Астраханский.
Потом Дубровицы были проданы Потемкину-Таврическому, у которого вотчину купила, за весьма щедрую цену, Екатерина II, подарив усадьбу своему молодому фавориту графу Александру Матвеевичу Дмитириеву-Мамонову, чем оскорбила Потемкина изрядно.
Дубровицы состоят из господской усадьбы и рядом стоящей Знаменской церкви. Она похожа на ракету, готовую вот-вот взлететь в Космос со стартовой площадки. Раньше рядом с храмом стояла колокольня, но ее в советское время взорвали: понадобился строительный материал. Рядом, метрах в пятистах, находился источник, его большевики уничтожили, но народ продолжал ходить на священный колодец. Сегодня источник восстановлен.
Продолжим. Попав в опалу в 1689 году, Борис Алексеевич Голицын удалился в свою вотчину, но через год был прощен и возведен в боярское достоинство, что торжественно отмечалось в Москве. В честь этого события князь решил построить вместо стоящего на этом месте деревянного храма Илии Пророка каменный храм, перенеся деревянный в деревню Лемешево.
На закладку храма, которая состоялась в июле 1690 года, приехал восемнадцатилетний царь, пообещав поддержку в начинании князя и слово свое сдержал: Петр лично следил за строительством, неоднократно приезжая в Дубровицы.
Храм в общей сложности строился 14 лет, из которых семь ждал освящения, поскольку патриарх Адриан по окончании работ в 1697 году отказался освящать храм по причине его неправославия, на что имел немалые основания. Но в 1700 году Адриан умер, назначенный Петром патриарший местоблюститель митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский согласился освятить храм.
Освящение состоялось 11 (24) февраля в 1704 году и проходило в торжественной обстановке. Вместе с царем на празднике присутствовал сын Петра Алексей Петрович. Они взошли на хоры, где молились со всем храмом. После освящения торжества продолжались еще семь дней и закончились богатым царским обедом с приглашением всех жителей близлежащих деревень на 50 верст вокруг. Торжество обошлось в пять тысяч рублей.
Но храм действительно стоил того. Сегодня он относится к числу мировых шедевров наравне с Саграда Фамилия Антонио Гауди. Построен храм в стиле высокого итальянского Возрождения - барокко. Его отличает пышная декоративность, многочисленность скульптурных форм, вычурность, рельефность архитектуры и многоярусность. Подробное описание храма составил еще в XIX веке священник Знаменской церкви Сергей Романовский.
Количество мастеров, выписанных для строительства из Италии, достигало до сотни. Возводили церковь в основном летом. Зимой и в дождливую погоду мастера делали скульптуры и различные украшения, толкли стекло, которое примешивали для крепости в известку.
Строился храм из белого камня – известняка, который достаточно податлив для обработки и в то же время устойчив к ветрам и дождям. Одновременно для храма писались иконы. Две из них – Петра и Павла, и Бориса и Глеба - заказал сам Петр. Первая - в честь царя, вторая - в честь хозяина Дубровиц. Иконы сохранились до настоящего времени, заканчивается их реставрация.
Храм выстроен по определенному плану. Он состоит из двух частей – широкого основания с фундаментом, доходящего до середины высоты храма, и восьмигранной (семиугольной) башни, которая заканчивается куполом примерно в 4,5 метра. На купол накинута золотая корона, которая завершается резным крестом той же высоты, что и купол.
В основании храма находится равносторонний греческий крест диаметром примерно тридцать метров, вся высота храма – более сорока метров. Каждая сторона креста заканчивается выпуклой стороной на Север, Юг, Запад и Восток и имеет свой свод.
В каждом выступе по четыре окна и к каждой стороне ведут многоступенчатые лестницы. Закругления тройные, каждая часть отделяется от другой небольшой колонной, а углы креста – обозначаются большой колонной с более пышным навершием.
Основание окружено резной папертью – гульбищем с четырьмя парадными входами. По сторонам паперти стоят скульптуры Евангелистов. У западной двери стоят скульптуры великих вселенских Учителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова.
Над алтарем и над каждым парадным входом имеется по одному окну и между ними по окружности – еще 12 окон фальшивых. Над каждым окном - скульптуры херувимов с орудиями страстей Господних, а над западной дверью скульптура третьего Учителя вселенского - Василия Великого.
Башня-столб имеет четыре яруса окон, в каждом из которых по семь окон. У основания башни стоят скульптуры Апостолов. Для православных храмов наличие скульптуры – большая редкость, их обилие характерно для католических костёлов и базилик, отсюда и уникальность Знаменского храма, который можно считать музеем храмовой скульптуры.
Внутреннее убранство несколько уступает внешнему. Но архитектура здания настолько богата и стены его настолько великолепно украшены резьбой, что она сама по себе служит украшением. Внутри обращают на себя внимание у западной стены изукрашенные чудной резьбой хоры, на которых стоял сам Петр с сыном во время освящения. Напротив хоров, у восточной стены – алтарная стена с горельефом Распятия. Выше Распятия - горельеф Воскресения Христова.
Весь храм по периметру украшен библейскими сценами и скульптурами. Здесь и Господь Саваоф, и Моисей, и царь Давид, и пророчица Анна, и Симеон-Богоприимец, держащий на руках Богомладенца, и Пресвятая Дева Мария, и Иосиф Обручник, не говоря уже об ангелах с орудиями страстей Господних. Между ангелами – свитки с латинским надписями, в которых повествуется о страстях.
Усиленный акцент на страстях – тоже чисто католический элемент. Для православной традиции характерно прославление Воскресения Христова, а не Его страстей. Иконостас тоже выполнен в католической традиции.
Князь Голицын после освящения храма много пил, потом постригся в монахи. Через десять лет после освящения храма, в 1714 году, он умер.
За 310 лет со дня освящения храм трижды реставрировался. В ходе реставрации вносились изменения, так, например, при митрополите Филарете стихи на латинском были заменены на церковно-славянский текст. В 1812 году храм занял Наполеоном, но он не тронул его.
Значительно больше храм пострадал при советской власти: в 1930 году его закрыли. Сначала там был склад, потом НИИ, у которого денег на реставрацию не хватало. В 1990 году храм передали РПЦ, а с 2000 года началась его реставрация.
Когда она закончится, неизвестно, потому что фундамент храма постепенно разрушается и требуется много усилий и средств, чтобы его укрепить. Денег пока на все не хватает.
В бывшей дворянской усадьбе находится ЗАГС. После регистрации новобрачные обязательно идут в храм, а потом - на смотровую площадку, где оставляют замочки как символ вечной любви и нерушимости.
Тина Гай