Антонио Гауди. Архитектор, монах, священник

gaudi

Каса Батло (Дом Батло)

Начало здесь

Антонио Гауди к окончанию школы уже точно знает, кем хочет быть – архитектором, и никем больше. У него есть идеал - монашеская мужская община-братство; есть воля, мечта, уверенность в себе и ощущение богоизбранности.

С таким личностным багажом шестнадцатилетний Гауди приезжает покорять Барселону.

Барселона, столица Каталонии, пропитанная национализмом и религиозностью, переживает строительный и промышленный бум. Гауди поступает на подготовительные курсы факультета, где изучалась архитектура и параллельно работает простым чертежником в городском архитектурном бюро.

Он не спешил, уже тогда понимая, что архитектура, настоящая архитектура, к которой стремился, требует времени. На курсах он задержался на долгих пять лет. Только через четыре года, уже с опытом чертежника и подготовкой на курсах, двадцатидвухлетний Гауди поступает в Высшую школу архитектуры, имеющую право выдавать диплом архитектора.

В общей сложности Гауди учился архитектуре десять лет, поражая преподавателей неординарностью мышления, особым видением мира, строптивостью поведения и оригинальностью идей. Сумасшедший гений все-таки получил диплом архитектора, но к тому времени ему исполнилось уже двадцать шесть.

gaudi24

Старая часть  Барселоны с узкими улочками

А пока провинциальный юноша погружается в столичную жизнь со всеми ее соблазнами, сумасшедшим ритмом, витринами с красивыми и модными вещами, новыми знакомыми и богемными привычками. Ему хочется одеваться по последней моде, быть в центре всех событий, наслаждаться ресторанами и вкусной едой.

Но родители братьев Гауди были не настолько богаты, чтобы удовлетворять все их желания и Антонио приходится с этим считаться. Вместе с братом они снимают недорогую комнату на четвертом этаже, которая стоило дешевле по причине высотности, а лифтов тогда не было. Родители шли на большие жертвы, согласившись, вопреки традициям ремесленничества, обучать детей долгие годы. Для этого отцу пришлось продать большой участок земли.

Молодого человека поражает прежде всего архитектура Барселоны, сохранявшая разные стили разных эпох, не разрушая, а давая возможность им сосуществовать. Средневековые соборы и узкие улочки, в которых воплотилось национально-общинное сознание каталонца, и пышный дворец купца Шифре, нажившего состояние на рабском колониальном труде.

gaudi59

Собор Санта-Мария-дель-Мар

Это были два противоположных полюса, между которыми располагалось архитектурное пространство Барселоны и в котором предстояло творить гению. Рядом со съемной квартирой братьев Гауди находился готический Собор XIV века. Он стоял на берегу моря, величественный и молчаливый, напоминавший огромный корабль, выброшенный на берег.

Собор покорял, возвышал устремленностью к Небу и Богу, уединенностью и историей создания: его возводили всем миром, на пожертвования ремесленников и простых людей. Он был воплощением идеала и мечты самого Антонио.

В студенческие годы Гауди много читал, постоянно нося в карманах листы, на которые он разрывал понравившиеся ему книги. В любом месте и в любой момент он мог их вытащить и читать. На курсах и позднее, в Высшей школе архитектуры, Антонио не любил абстрактных теоретических предметов, обожая при этом практические.

gaudi23

Единственный промышленный объект Гауди, выполненный по его проекту. Видна балка-парабола

Любил живые занятия по искривленным плоскостям, ставшие позднее основой и отличительной особенностью его соборного стиля; любил быть подмастерьем и ездить на практические работы, благо что его, как лучшего студента, всегда брали в экспедиции.

Терпеть не мог начетничества и формального подхода к преподаванию, а о своей учебе позднее отзывался скорее пренебрежительно, называя ее только дисциплиной, что было недалеко от истины. Программа вовсе не была рассчитана на гениев, от студентов требовалось только усвоение лекций и того материала, какой им преподавался. Все, что выходило за эти рамки, раздражало и наказывалось «неудом».

Проекты Гауди часто оказывались в их числе, но не все. Так проект ворот кладбища получил чрезвычайно высокую оценку, хотя и не без скандала. Проект больше говорил о философии восприятия мира студентом, чем о его архитектурных познаниях. Ворота в исполнении Антонио Гауди представляли собой мощную триумфальную арку, через которую отправлялся в последний пусть усопший. За вратами начиналась новая жизнь.

gaudi21

Проект ворот кладбища

В соответствии с христианской верой смерть превращалась в триумф, торжество и награду за прожитую жизнь. А на первое место в проекте выступала атмосфера, в которую погружались кладбищенские врата: катафалк с телом и провожающие в последний путь родные и близкие.

Мыслил Гауди системно и всегда конкретно, представляя архитектуру как продолжение человеческой жизни и как то, что мистически воздействует на смотрящего. А еще во вратах было его прочтение Апокалипсиса, сопровождавшее архитектора всю жизнь.

Спустя два года после начала учебы в профессиональной школе умерли сначала брат, через два месяца мать. Гауди тяжело переживает смерть близких и впадает в глубокую депрессию, начинает вести дневник, в котором есть примечательная запись: «Чтобы достичь успеха, надо много трудиться».

Из родных остался отец, сестра, которая тоже умрет через три года, и племянница Роза, которую он безуспешно пытался вылечить от алкоголизма. Отца и племянницу он вскоре забрал к себе в Барселону и жил с ними до самой их  смерти.

gaudi10

Семья Гауди отец в центре. Роза, племянница, и доктор Сантало. Монтсеррат, 1904

Эти события возвращают Антонио в лоно церкви, от которой он отошел почти сразу по приезду в Барселону. Постепенно Гауди становится настоящим религиозным фанатиком, а под конец жизни отказывается от всех светских заказов, сосредотачиваясь только на культовых.

Год получения диплома (1878) ознаменовался судьбоносным для архитектора событием: он знакомится с крупным промышленником, влиятельным и богатым человеком, ставшим вскоре после знакомства его главным заказчиком, другом, меценатом и покровителем.

gaudi17

Эусебио Гуэль. Меценат, покровитель и друг Гауди

Без него Гауди никогда бы не стал тем, кем стал, особенно учитывая неуживчивый характер архитектора, его высокомерие, стремление все делать по-своему, никогда не идущего на компромиссы и порывавшего навсегда с теми, кто с ним не соглашался. Он требовал абсолютного доверия и подчинения себе и своей интуиции.

Такой находкой для Гауди стал Эусебио Гуэль, с которым он начал сотрудничать спустя шесть лет после знакомства, после того как в Барселоне появился особняк, выполненный по проекту Гауди. Гуэль был богат, практичен, религиозен, имел художественный вкус и всегда доверял своему архитектору, отбивая все нападки и жалобы на него.

В год окончания Высшей школы Антонио Гауди начинает переговоры на получение крупного заказа по возведению летнего домика от богатого фабриканта Висенса, однако работы начались только пять лет спустя. Заказы на реализацию его причудливых проектов пришлось еще завоевывать.

Начал он с дизайна: разработал собственную визитную карточку, неожиданно массивный и украшенный зверями и птицами рабочий стол, уличный чугунный фонарь на мраморном постаменте со шлемом Меркурия в знак коммерческой успешности Каталонии, стеклянную витрину и цветочный киоск.

Из ранних проектов сохранился только фонарь, создание которого не обошлось без скандала: Гауди оценил свою работу почти в семь раз выше предложенного: 2300 вместо 336 песет. В муниципалитете частично пошли навстречу, заплатив 854 вместо первоначальных 336, но 514 лишних песет стали яблоком раздора и его уже никогда не приглашали к исполнению заказов.

gaudi20

Фонарь Гауди

К этому времени начала проявляться уникальная философия и взгляд на архитектуру Антонио. Максимальное творчество в ущерб рыночной стоимости (последнее его никогда не интересовало), авторское - в ущерб общепризнанному, индивидуальное – в ущерб коллективному. Он всегда говорил то, что думал, если этого требовало дело, а излишнюю вежливость считал идущей от недостатка образования и никогда не стеснял себя этой привычкой.

Камень для него был живым существом, с ним он работал как художник, скульптор и архитектор одновременно. Дом он не строил, он его выращивал как дерево и ваял как скульптор, обладая абсолютным чутьем художника и абсолютным вкусом, сформировавшимся еще в детстве, когда он наблюдал за природой, облаками, морем и песком.

Работал, как правило, без чертежей и образцов, используя собственные способы возведения зданий, по прочности не уступавших древним. Он мог все переделывать по нескольку раз, разрушая уже выстроенное, непомерно удорожая работы и сметы, но это его не останавливало. Своего первого серьезного заказчика Гауди чуть не разорил.

Антонио мог выстроить рабочих в ряд перед фасадом, заставляя прикладывать мозаику к стене, чтобы подобрать наилучшее сочетание цветов. Он был требовательным в каждой мелочи, но в конце концов добивался нужного результата и получал то, что никто не ожидал от него, а через некоторое время становилось шедевром, восхищавшим жителей Барселоны.

gaudi15

Дом Висенса - первый особняк, спроектированный и выполненный Антонио Гауди в испанско-мавританском стиле

Гауди окончательно освоился в столичном городе, снял дорогую квартиру, по-прежнему старался выглядеть денди, на него заглядывались, он тоже хотел нравиться, но его избранница, которой он сделал предложение, не ответила ему взаимностью.

В конце концов, он оставил затею с женитьбой навсегда, решив, что судьба ведет его иным путем. Эротическое начало он сублимировал в религиозное и творческое. К концу жизни Антонио Гауди вообще превратился в женоненавистника и половой вопрос для него был закрыт.

gaudi25

Архитектурную основу дома Висенса составляет восточный стиль мудехар

Возведение Дома Висенса стало первым крупным заказом начинающего тридцатилетнего архитектора, первым триумфом и первой большой удачей, хотя дом по сравнению с позднейшими работами Антонио Гауди очень прост.

Но за счет оригинальной облицовки и благодаря сочетанию материалов, он выглядит как красивая разноцветная шкатулка для драгоценностей, выполненная в модном восточно-мавританском стиле. Кроме того, дом стал своего рода рекламой плиточного короля Висенса.

Дом Висенса подвел своеобразную черту под начальным периодом вхождения Гауди в архитектуру. В этот  период молодой Гауди в возрасти 32 лет становится главным архитектором и исполнителем величественного Собора Саграда Фамилиа.

(Продолжение здесь)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged архитектура, художники. Bookmark the permalink.

6 Responses to Антонио Гауди. Архитектор, монах, священник

  1. Спасибо огромное за поправку. Я вроде выверяю всегда тексты, но здесь что-то не так пошло. Поправила, разместила.

  2. Огромное Вам спасибо за такую оценку моих текстов. С утра так приятно получить доброе послание! А я в Барселоне, к сожалению, не была. А очень хочется посмотреть на этот город. Вот и Вы говорите, что он великолепен! Я была в Париже. Там тоже очень красиво!

  3. gala says:

    Спасибо огромное! Я была в Барселоне, напомнили об этом великолепии! И снова радует изложение материала! Вы молодец!

  4. Людмила, я всегда с удовольствием читаю Ваши комментарии. У меня есть несколько человек, которые являются постоянными моими читателями и комментаторами. Я их уважаю, люблю и ценю. Вы — одна из них! Спасибо!

  5. Людмила says:

    Я без слов! Одни эмоции!Спасибо Вам, Тина!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *