Знакомая и вечная история, актуальная сегодня и разыгрывающаяся всегда, снова и снова. Эта схема применима не только к народу, но и к каждому человеку. Каждый в течение жизни не раз отклоняется в сторону от истины.
Ошибается, падет, влюбляется совсем не в ту и не в тех, принимает для руководства идеи и философию, которые потом оказываются вовсе не такими привлекательными по своим последствиям, как виделась вначале.
Но случается это не просто так, а чтобы узнать и научить войне последующие роды. Другими словами, несчастья и страдания, которые посылаются молодому человеку (или народу) в тридцать лет, нужны для того, чтобы выстоять в шестьдесят. Жизнь (земля Обетованная) – место опасное, а опыт выживания приобретается ценой падений и страданий.
В жизни всегда есть выбор, но не всегда человек выбирает лучшее. И тогда ему посылаются «прививки», вырабатывающие иммунитет к бедам и несчастьям, одновременно дающие человеку в руки инструмент выхода из них. Если не пройти через малые испытания, не научишься выходить из больших. Большое покупается ценой малого. Страдания - это меньшее из зол.
Есть такой анекдот об Адаме и Еве: Ева, давно не слышавшая от Адама признаний в любви, спрашивает: «Адам, ты меня любишь?» В ответ тишина. Она снова спрашивает: «Адам, ты меня любишь?» В ответ опять тишина. Она в третий раз спрашивает: «Адам, ты меня любишь?» Адам поворачивается и язвительно спрашивает: «А что есть еще кто-нибудь?»
Адаму не из чего было выбирать, но у человека и народа, любого, всегда есть выбор. Книга Судей рассказывает о выборах, которые делает молодой Израиль, и к чему их выбор приводит. Аод - второй судья Израиля, призванный Богом спасти Свой народ от моавитян, чью философию и религию народ выбрал, чьим богам поклонялся почти двадцать лет.
Порабощение евреев длилось восемнадцать лет и только к концу этого срока народ понял, что то, чему он поклонялся, было совсем не то, к чему призывал его Бог. Почему не раньше? Значит, в философии моавитян что-то их привлекало и устраивало, до поры до времени. Моавитский царь Еглон был тираном, его царствование - жестоким и унизительным, но они исправно приносили ему дань и поклонялись чужим богам.
Еглон - антипод Аода, между ними
Здесь необходима историческая справка. Еглон был внуком Валака, царя моавитян, пригласившего прорицателя Валаама, чтобы тот проклял евреев, а Валаам вместо проклятия благословил его. Валак верил во Всевышнего, приносил Ему щедрые жертвы, чтобы Он помог ему одолеть евреев, но это не помогало. Еглон продолжал политику деда: он признавал Бога, но просил Его уничтожить евреев.
Поскольку евреи делали зло в глазах Господа, то Бог стал укреплять Еглома: Он собрал против евреев тройственную коалицию из амалика, аммонитян и моавитян. Два последних народа были родственниками с евреями по плоти.
Они произошли от племянника Авраама – Лота, бежавшего из Содома на гору вместе со своими дочерьми. Дочери, чтобы иметь потомство, решили напоить отца и от него зачать. В результате кровосмешения произошло два кровосмесительных рода: моавитяне и аммонтяне, от старшей и младшей дочери.
С этими народами евреи постоянно враждовали: с аммонитянами боролся
Тора для них была олицетворением того, что они никак не могли понять, а потому считали, что она подлежала уничтожению. Авраам неоднократно спасал Лота, но народы, произошедшие от Лота, всегда платили евреям неблагодарностью.
Хотя именно из благодарности вырастает пятая заповедь декалога - почитания родителей. Если благодарен тем, кто тебя сотворил, будешь благодарен и тем, кто сотворил твоих отца и мать, а в конечном итоге, благодарен Творцу. Из знания родословной и своей истории вырастает благодарность к предкам.
Но вернемся к Аоду. Он происходил из рода Вениаминова. В Библии Вениамин часто сравнивается с волком и история из книги Судей подтверждает это сравнение. Аод обладал большой физической силой, смелостью и предприимчивостью. Мелкими услугами и подарками он вошел в доверие к Еглону, став своим человеком. И все в окружении царя относились к Аоду с благосклонностью.
Аод был левшой и после того, как Господь воздвиг его в качестве спасителя от Еглона, у него в голове постепенно возник план спасения. Он сделал себе меч, но необычный: во-первых, его лезвие было заточено с обеих сторон, что никогда не делалось, если меч готовился к бою. Обоюдоострый меч иносказательно означает, что Аоду даруется жизнь на этом свете, и в будущем веке.
Боевой меч затачивался с одной стороны и был искривлен, чтобы легче было рубить и резать, но не закалывать. Меч Аода предназначался для закалывания, а не для боя. Имя«Еглон» в переводе означает «телец». В Книге судей дважды повторяется, что Еглон был очень тучным, толстым и жирным.
Настолько толстым, что не мог самостоятельно передвигаться, он мог только сидеть. Даже отправление своих нужд он производил не сходя с трона, для чего был устроен туалет прямо под ним. Испражнения падали вниз, на первый этаж, и там убирались специальными людьми.
Однажды в монастыре я видела такой туалет, правда, не знала, почему он так устроен. Телец в еврейской истории – жертвенное животное, которое закалывается во искупление грехов. Еглон был предназначен для жертвоприношения.
Во-вторых, меч Аода был маленьким, длиной с локоть, т.е. не более сорока-пятидесяти сантиметров и его легко можно было спрятать у ноги. Поскольку Аод был левшой, он спрятал меч под плащ с правой стороны, чтобы его легко и быстро можно было вытащить.
Аод знал, что стража проверяет каждого входящего в тронный зал, но проверяет только левую сторону. Левшей в те времена переучивали, и леворукость была большой редкостью. Однажды Аод пошел в сопровождении двух слуг к Еглону, чтобы принести ему ежегодную дань.
После подношения, двое сопровождавших удалились, вместе с ними удалился и Аод, но вскоре он вернулся, словно что-то забыл. Стража ничего не заподозрила, т.к. он был своим человеком.
Зайдя в прохладную царскую комнату (поскольку дело было летом), он сказал Еглону, что хотел бы ему сообщить нечто тайное - послание от Бога. Это была правда – Аод имел послание от Бога: убить Еглона.
Поскольку послание было тайным, то Еглон отправил всех из комнаты, оставшись с Аодом наедине. Услышав от Аода имя Бога, царь не мог не встать, потому что был очень набожным. Аоду только то и надо было – поднять его с трона.
Он боялся, что ударит Еглона, но не убьет насмерть. Тогда Аоду был бы конец. Но Еглон встал. Тогда Аод со всей своей мощью и силой воткнул меч в его жирный живот, да так, что он вошел в него по самую рукоятку, которая полностью закрылась в жире. Меч проткнул Еглона насквозь, и вышел из его тела, пригвоздив к трону.
Потом Аод тихо вышел из зала, закрыл за собой дверь и удалился, не вызвав никакого подозрения у стражи. Стража не стала входить к царю, подумав, что раз дверь закрыта, значит, царь справляет нужду, а входить к нему в этот момент означало для них смертную казнь.
Но к вечеру стража забеспокоилась, взломала дверь, но царь уже был мертв. Аод в это время побежал на гору Ефрем, созвал всех своих и рассказал, что случилось и что у них есть шанс избиться от моавитян.
Когда моавитяне поняли в чем дело, уже было поздно. Они побежали из земли Обетованной к Иордану, чтобы перебраться в свою землю, но евреи уже захватили все переправы через реку и не дали им уйти. Так было уничтожено десять тысяч моавитян. Еврейский народ за такой подвиг выбрал Аода своим судьей и правил он у них восемьдесят лет, больше, чем кто-либо другой. До самой смерти.
Так хитростью Аод получил победу, как волк схватил он ее. Он не был львом, царем зверей, который в честной борьбе добывает свою добычу. Но говорят, что по-настоящему продвинуться по жизни может только вор, который хитростью и мошенничеством может ухватить то, что ему не принадлежит.
В жизни бывают такие ситуации, когда по-другому нельзя. В истории с Аодом и Еглоном это был как раз такой случай.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Праведность грешника. Притча о блудном сыне.
- Чего Лия добивается слезами, Рахиль добивается радостью
- Притча о Страшном суде
- Уильям Блейк - Художник
- Неопалимая Купина
- Самсон. Мед из трупа
- Уильям Фолкнер - последний из могикан
- Притча о деревьях и терновом кустарнике
- Постная Триодь. Притча о мытаре и фарисее
- Ависага Сунамитянка и царь Давид
«Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» гл. 6 Притчи Соломона, я привела этот пример, потому как считаю ожирение признаком лени прежде всего… не может быть такой человек богатым и здоровым, а если это царь народа, то незавидная судьба будет у народа того, что впрочем и произошло ( а выражение: «слово произнесенное 1000 раз, становится предметом» принадлежит восточным мудрецам, аскетам, йогам…. Это первую фразу Соломона, я произношу так часто в назидание, но безуспешно, потому и получается, что вторая фраза восточных мудрецов себя не оправдывает
А вот по поводу убийства, тут не мне судить… Думаю, что у древних евреев ( и не только у них ), цель оправдывала средства…
———————————————————————————
Мысль этого выражения, являющегося основой морали иезуитов, заимствована ими у английского философа Томаса Гоббса (1588-1679), который в книге «О гражданине» (1642) писал: «Поскольку тому, кому отказывают в праве применять нужные средства, бесполезно и право стремиться к цели, то из этого следует, что раз всякий имеет право на самосохранение, то всякий имеет право применить все средства и совершить всякое деяние, без коих он не в состоянии охранить себя». Иезуитский патер Герман Бузенбаум в сочинении «Основы морального богословия» (1645) писал: «Кому дозволена цель, тому дозволены и средства». ( Словарь крылатых слов. Plutex. 2004.) 😉
Главное даже не в том, что он страдал обжорством и ожирением, а то, что был тираном, хотя при такой комплекции вряд ли кого-то он мог догнать.
———-
В какой части не сбываются слова мудрецов? В первой (подремлешь…) или во второй (придет бедность твоя)? Я не поняла.
Ожирение бывает связано с сахарным диабетом или со щитовидкой. Но в данном случае меня больше интересовало то, каким путем Аод совершил убийство. И еще — убийство всегда есть убийство или ради высоких целей еврейский декалог может быть нарушен?
Обжорство, никогда не одобрялось, и если это наказание постигало сильных мира сего, как правило они заканчивали жизнь весь плачевно ( в назидание потомкам )
«Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» , уже наверно не одну тысячу раз повторяю я много лет, но что-то не сбываются слова восточных мудрецов, что слово произнесенное 1000 раз, становится предметом
Лара, огромное спасибо за Ваш комментарий! Я очень рада, что мои посты вызывают такую реакцию, как Ваша. Для меня это действительно важно, потому что пишу о том, что меня саму волнует. И очень радуюсь, когда мой интерес совпадает с интересами моих читателей! Кажется пишешь совсем о другом времени, а оно все равно получается — о нашем и о каждом из нас.
Спасибо большое, Вам Тина, за то что на этом сайте неожиданно окунаешься в совершенно другое пространство, другую историю, сравнивая со своей и нашей действительностью… И это бывает очень важно, чтобы в чем-то разобраться, в чем-то иметь подтверждение своим мыслям и вобще интересно вот так просто зайти к Вам на сайт и отойти от суетной обыденности… Спасибо!!!