Иконостас: богословские и богослужебные смыслы

Иконостас возник в Византии, но сплошной высокой стеной с иконами, расположенными в определенном порядке  он стал только в России. Русский иконостас превратился в национальный символ, перекочевав из России в православные храмы других стран.

Сегодня он играет не просто большую - огромную - роль, являясь ключевой скрепой православного богослужения и православного богословия.

Отказ от него неизбежно повлечет за собой изменение сознания как прихожан, так и священников.

Поэтому так болезненно воспринимается священнослужителями критика в адрес иконостаса и стремления его устранить. Звучит она давно, во время революций 1917 г. и 1991 года, она звучала особенно сильно.

Оживление церковной жизни всегда сопровождалось попытками отказа от иконостаса или хотя бы уменьшением его высоты, как это случилось в начале прошлого века.

Низкие иконостасы появились во Владимирском соборе Киева, в Марфо-Мариинской обители, в храме Воскресения Христова в Сокольниках и других храмах.

Сегодня – в  восстанавливаемых и вновь строящихся храмах появляются чудные низкие воздушные иконостасы, например, в храме святого Николая с.Кленово Подольского района

В низком иконостасе выражена иная идея, чем в традиционном, идея единения священника и прихода, их общей жизни.

 

Приход развивается, меняется, становится грамотным, богословски более образованным, стремящимся не просто приходить и уходить на службы и со службы, но еще и участвовать в литургической жизни церкви.

Процесс этот остановить невозможно, а значит и отношение к иконостасу неизбежно будет меняться,  критика старых традиционных подходов будет продолжаться. Новые реалии требуют нового отношения и переосмысления многих давно сложившихся, но устаревших стереотипов. Поэтому вопрос об отношении к иконостасу является одним из программных пунктов всех выступающих за церковную реформу.

Но сначала поймем, почему так важен вопрос сохранения иконостаса с точки зрения традиционалистской, какая в нем заложена идея. Потом надо понять, почему высокий русский иконостас подвергается критике со стороны реформаторов, почему одни так яростно его защищают, а другие, столь же яростно, его критикуют. Наконец, надо рассмотреть структуру традиционного иконостаса. И тогда будет понятна глубина проблемы и необходимость компромиссных решений: не отказ от традиции, а ее развитие.

В православном богослужении нет ничего лишнего. Все его части объяснены исторически как жизнь Иисуса Христа, начиная от рождения, до Вознесения, и символически, как действия, разворачиваемые в Царстве Небесном. Алтарь, храм, притвор, действия священнослужителей – все имеет смысл, не только телесный, физический, но  и  символический.

Иконостас, как неотъемлемая часть православного храма, тоже имеет богослужебное назначение, а значит, явные и скрытые смыслы, заложенные в него по умолчанию. По словам о. Павла Флоренского, иконостас разъединяет два литургических пространства - мир видимый и невидимый. Горний – алтарь, в котором обитают небесные силы, святые,  Иисус Христос и Богородица, и дольний - среднюю часть храма (нёф), где стоит народ. Но одновременно иконостас соединяет эти миры, являя видимому миру мир невидимый.

Невидимый мир является через образы, изображенные на иконостасе, через его ритм, упорядоченность, содержание. Это - огромная икона, в которой сплетено несколько смыслов, не таких простых, как кажется, и не так легко прочитываемых, как на единичной иконе. Иконостас - образ того мира, который нам, стоящим в храме, может являться только приближенно, как  сквозь мутное стекло.

Иконостас есть воплощенное единство церкви живых и мертвых, тех, кто видимо участвует в богослужении, и тех, кто невидимо сослужит в алтаре. Образы иконостаса, по выражению Павла Флоренского, окна, свозь которые мы можем видеть святых и небожителей.

Убрав иконостас, мы сделаем храм слепым и глухим, потому что исчезнет свет, по которому духовно незрячие могут видеть телесным взором мир иной. Иконостас – проповедь Царства Небесного, по нему можно прочитать  всю церковную историю от праотцов до сегодняшнего дня.

Но, несмотря на все достоинства и духовные смыслы иконостаса, остается вопрос: иконостас создан для «духовных младенцев» или в расчете на духовное возрастание и взросление паствы? Флоренский считает - на духовных младенцев.

Тогда иконостас превращается в «консервант» младенчества, являясь инструментом сознательного превращения прихожан в пассивный материал, который постоянно нуждается в "разжиженной пище". Но такое состояние выгодно только одной стороне, а духовное возмужание прихода неизбежно порождает потребность в другом.

Вспомним, что икона появилась как библия для неграмотных, но неграмотность давно ушла, а на прилавках - множество прекрасных богословских книг. Верующие  выросли из коротких штанишек, как это было в X-XVI веках, когда христианство пришло в Россию.

И критика касается не самого иконостаса как носителя икон, но идеи, неявно присутствующей в таком  иконостасе: верующие всегда будут пребывать в  младенческом состоянии и чем дольше они в нем пребывают, тем лучше, тем легче ими управлять и создавать мифы, оправдывающие сложившийся статус-кво богослужебной и церковной практики.

Но верующие  все больше и больше нуждаются в открытости литургической жизни, в живой связи алтаря и нёфа, в том, чтобы к ним относились как к взрослым и достойным чадам Церкви.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged иконостас, православное богослужение. Bookmark the permalink.

6 Responses to Иконостас: богословские и богослужебные смыслы

  1. Лариса, доброе утро!
    Вы не представляете, насколько важны для меня Ваши слова! Я так давно и долго жду их и все не могу поверить, что это случилось, люди начинают понимать и принимать то, что делаю. А это так важно!
    Спасибо Вам!
    Алевтина

  2. Алевтина! Вам удалось пробуждать добрые чувства при прохождении по страницам Вашего блога. Сегодня опять к Вам потянулась. Когда у Вас побываешь и на душе легче. Чувствуешь Ваше теплое и доброе отношение к посетителям Вашего блога. Хочется сказать: «Дай Вам бог здоровья».

  3. Лариса, доброе утро. Спасибо, что зашли к нам на огонек! Будем всегда рады Вам. Хотим, чтобы наш блог пробуждал чувства добрые. Спасибо за комментарий
    С уважением, Алевтина

  4. Алевтина! Захожу к Вам не в первый раз. И что удивительно. Читая Ваши статьи в душе наступает спокойствие и умиротворенность. Настолько все интересно. Спасибо Вам!

  5. Татьяна! Доброе утро! Я уже Вас узнаю: спасибо большое, что Вы посещаете наш блог уже не в первый раз, значит, Вам что-то нравится, что-то интересно, что-то задевает. Для нас это обратная связь, понимание, что людям нужно. Где-то прочитала: «Гамбургский счет -это когда людям интересно». Заходите, узнавайте. Это наша культура. А будет это связано с Вашей церковной жизнью — только время покажет. Но культура — это всегда и полезно, и интересно, и познавательно. Здесь наше сердце и душа.
    С уважением, Алевтина, Мария

  6. Алевтина, большое спасибо Вам за информацию. Оказывается мы ещё многого не знаем о православии. Буду с удовольствием посещать Ваш блог

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *