Сегодня он играет не просто большую - огромную - роль, являясь ключевой скрепой православного богослужения и православного богословия.
Отказ от него неизбежно повлечет за собой изменение сознания как прихожан, так и священников.
Поэтому так болезненно воспринимается священнослужителями критика в адрес иконостаса и стремления его устранить. Звучит она давно, во время революций 1917 г. и 1991 года, она звучала особенно сильно.
Оживление церковной жизни всегда сопровождалось попытками отказа от иконостаса или хотя бы уменьшением его высоты, как это случилось в начале прошлого века.
Низкие иконостасы появились во Владимирском соборе Киева, в Марфо-Мариинской обители, в храме Воскресения Христова в Сокольниках и других храмах.
В низком иконостасе выражена иная идея, чем в традиционном, идея единения священника и прихода, их общей жизни.
Приход развивается, меняется, становится грамотным,
Процесс этот остановить невозможно, а значит и отношение к иконостасу неизбежно будет меняться, критика старых традиционных подходов будет продолжаться. Новые реалии требуют нового отношения и переосмысления многих давно сложившихся, но устаревших стереотипов. Поэтому вопрос об отношении к иконостасу является одним из программных пунктов всех выступающих за церковную реформу.
Но сначала поймем, почему так важен вопрос сохранения иконостаса с точки зрения традиционалистской, какая в нем заложена идея. Потом надо понять, почему высокий русский иконостас подвергается критике со стороны реформаторов, почему одни так яростно его защищают, а другие, столь же яростно, его критикуют. Наконец, надо рассмотреть структуру традиционного иконостаса. И тогда будет понятна глубина проблемы и необходимость компромиссных решений: не отказ от традиции, а ее развитие.
В православном богослужении нет ничего лишнего. Все его части объяснены исторически как жизнь Иисуса Христа, начиная от рождения, до Вознесения, и символически, как действия, разворачиваемые в Царстве Небесном. Алтарь, храм, притвор, действия священнослужителей – все имеет смысл, не только телесный, физический, но и символический.
Иконостас, как неотъемлемая часть православного храма, тоже имеет богослужебное назначение, а значит, явные и скрытые смыслы, заложенные в него по умолчанию. По словам о. Павла Флоренского, иконостас разъединяет два литургических пространства - мир видимый и невидимый. Горний – алтарь, в котором обитают небесные силы, святые, Иисус Христос и
Невидимый мир является через образы, изображенные на иконостасе, через его ритм, упорядоченность, содержание. Это - огромная икона, в которой сплетено несколько смыслов, не таких простых, как кажется, и не так легко прочитываемых, как на единичной иконе. Иконостас - образ того мира, который нам, стоящим в храме, может являться только приближенно, как сквозь мутное стекло.
Иконостас есть воплощенное единство церкви живых и мертвых, тех, кто видимо участвует в богослужении, и тех, кто невидимо сослужит в алтаре. Образы иконостаса, по выражению Павла Флоренского, окна, свозь которые мы можем видеть святых и небожителей.
Убрав иконостас, мы сделаем храм слепым и глухим, потому что исчезнет свет, по которому духовно незрячие могут видеть телесным взором мир иной. Иконостас – проповедь Царства Небесного, по нему можно прочитать всю церковную историю от праотцов до сегодняшнего дня.
Но, несмотря на все достоинства и духовные смыслы иконостаса, остается вопрос: иконостас создан для «духовных младенцев» или в расчете на духовное возрастание и взросление паствы? Флоренский считает - на духовных младенцев.
Тогда иконостас превращается в «консервант» младенчества, являясь инструментом сознательного превращения прихожан в пассивный материал, который постоянно нуждается в "разжиженной пище". Но такое состояние выгодно только одной стороне, а духовное возмужание прихода неизбежно порождает потребность в другом.
Вспомним, что
И критика касается не самого иконостаса как носителя икон, но идеи, неявно присутствующей в таком иконостасе: верующие всегда будут пребывать в младенческом состоянии и чем дольше они в нем пребывают, тем лучше, тем легче ими управлять и создавать мифы, оправдывающие сложившийся статус-кво богослужебной и церковной практики.
Но верующие все больше и больше нуждаются в открытости литургической жизни, в живой связи алтаря и нёфа, в том, чтобы к ним относились как к взрослым и достойным чадам Церкви.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Иконостас: история, смыслы, соблазны. Часть III.
- Белое Богоявление
- Иконостас. Размышления мирянина.
- Иконостас: история, смыслы, соблазны. Часть II
- Дионисий. Русский маньерист
- Дорога к храму. Париж-13
- Иконостас. Структура и содержание. Часть III. Окончание
- Иконостас. Структура и содержание. Часть II
- Иконостас. Структура и содержание. Часть I
Лариса, доброе утро!
Вы не представляете, насколько важны для меня Ваши слова! Я так давно и долго жду их и все не могу поверить, что это случилось, люди начинают понимать и принимать то, что делаю. А это так важно!
Спасибо Вам!
Алевтина
Алевтина! Вам удалось пробуждать добрые чувства при прохождении по страницам Вашего блога. Сегодня опять к Вам потянулась. Когда у Вас побываешь и на душе легче. Чувствуешь Ваше теплое и доброе отношение к посетителям Вашего блога. Хочется сказать: «Дай Вам бог здоровья».
Лариса, доброе утро. Спасибо, что зашли к нам на огонек! Будем всегда рады Вам. Хотим, чтобы наш блог пробуждал чувства добрые. Спасибо за комментарий
С уважением, Алевтина
Алевтина! Захожу к Вам не в первый раз. И что удивительно. Читая Ваши статьи в душе наступает спокойствие и умиротворенность. Настолько все интересно. Спасибо Вам!
Татьяна! Доброе утро! Я уже Вас узнаю: спасибо большое, что Вы посещаете наш блог уже не в первый раз, значит, Вам что-то нравится, что-то интересно, что-то задевает. Для нас это обратная связь, понимание, что людям нужно. Где-то прочитала: «Гамбургский счет -это когда людям интересно». Заходите, узнавайте. Это наша культура. А будет это связано с Вашей церковной жизнью — только время покажет. Но культура — это всегда и полезно, и интересно, и познавательно. Здесь наше сердце и душа.
С уважением, Алевтина, Мария
Алевтина, большое спасибо Вам за информацию. Оказывается мы ещё многого не знаем о православии. Буду с удовольствием посещать Ваш блог