Начало. Итак, в предыдущих текстах мы говорили о том, что иконостас – это одна большая икона, свидетельствующая о Царстве Небесном и истории церкви, одна большая проповедь.
Иконостасы бывают разные, как по величине и величию, так и по составу. Но принцип построения иконостаса остается один – свидетельствовать о мире невидимом, о присутствии его в алтаре на каждом богослужении, и в то же время это граница постоянного, Божественного, мира и мира человеческого, преходящего.
Так, например, иконостасы, построенные в Петровские времена (Казанский, Исакиевский, Петропавловский соборы, другие петербургские храмы), делали акцент не на содержании, а на его архитектуре.
Тогда иконы в иконостасе занимали места все меньше и меньше, но все, что их обрамляло – столбики, горизонтальные перекладины, резьба и позолота - становились все больше и больше, являясь дорогими рамками для икон. Оживление духовной жизни сопровождалось, как правило, снижением высоты иконостаса и уменьшением его внешней красоты.
Сегодня традиция на украшательство по-прежнему сохраняется. Например, появились венчальные иконостасы удивительной красоты: резные, с богатым убранством, но это декор, хотя и величественный, но отвлекающий глаз от иконы и сакрального мира, к которому отсылает иконостас.
И так же, как когда-то, мода на закрытие икон декоративным окладом, ставшая повсеместной практикой, привела к упадку иконописи, так и создание подобных иконостасов – скорее признак упадка религиозной жизни, чем ее расцвета.
И центральные иконы Пресвятой Девы Марии и Господа Иисуса Христа второго и третьего рядов иконостаса тоже замыкают в любви земное и небесное.
Говоря о рядах, мы будем иметь в виду классический иконостас – пятиярусный. Ярус – это ряд, или чин, включающий перечень икон и изображений по определенным правилам. Счет рядов в иконостасе обычно начинается сверху. Начнем сверху и мы.
Первый ряд (сверху) – праотеческий. В нем изображаются праотцы ветхозаветной церкви от Авраама до Моисея. Праотеческий чин сформировался последним, примерно в VII веке. Спорной в XVI веке была центральная, замковая, икона ряда.
И потому Его изображения в принципе быть не может. На неканоничность образов указывал тогда дьяк Висковатый, за что он был наказан и отлучен на три года от причастия. Но правда была на его стороне..
На Стоглавом Соборе (1553 г.) было принято решение о запрете таких образов, но они до сих пор присутствуют в храмах. Так, например, в Храме Христа Спасителя, недавно построенном в Москве по древним эскизам, на небесном своде изображен Бог-Саваоф, запрещенный в 1553 г. Собором.
Но все-таки чаще всего в соответствии с решением того же Собора, в центре этого ряда можно увидеть скрепляющую ряд икону Ветхозаветной Троицы Андрея Рублева, на которой изображен Предвечный Совет о воплощении Иисуса Христа и принесения Его в жертву за грехи людей.
Второй ряд (сверху) – пророческий. На нем изображены ветхозаветные пророки, пророчествовавшие о Боговоплощении от Девы Марии: царь Соломон, царь и пророк Давид, пророки Исайия, Иеремия, Иезекииль, Захария, Даниил и другие. Они стоят со свитками в руках и в разных позах, что говорит: каждый из них пророчествовал по-разному.
В центре - замковая, скрепляющая ряд икона - Богородицы. Иногда это Богородица типа «Знамения» («Воплощение»), показывающая, что в Ее чреве зачат Богомладенец. Но чаще можно встретить икону типа "Панахранты" - "Всемилостивая" - восседающей как Царица Небесная на царственном кресле.
Третий ряд – центральный: называется "Деисусный" чин. Этот ряд является «замковым камнем»* всего иконостаса. В центре ряда – «Деисус» («Моление»). Это трехчастная икона, в центре которой изображен Иисус Христос в Царстве Небесном или «Спас в силах».
В старые времена эту часть Деисуса заменяли иконами «Ярое Око» или «Вседержитель», но «Спас в силах», который изображает Иисуса Христа на Страшом Суде, наиболее точно соответствует идее ряда.
Слева и справа от Него стоят в молитвенных позах Богородица и Иоанн Креститель. Иоанн Креститель представляет Ветхозаветную церковь и является покровителем подвижников и аскетов. Богородица представляет Новозаветное время и является перед Господом покровительницей всех сирых и обидимых. В целом центральная часть ряда - деисусное моление - олицетворяет встречу правды и милости, Иоанна Крестителя и Богородицы, которые предстоят на Страшном суде перед Господом за людей.
*Замковый камень - камень в вершине арки, замыкающий и делающий ее прочной. Он устанавливается последним, в середине верхней перекладины. Часто украшается и выделяется из других. По аналогии в каждом ряду иконостаса есть замковая икона - центральная, по которой можно определить, какой это ряд.
Тина Гай.
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Григорий Палама - мистик и великий святой
- Православная и католическая икона. Окончание
- Православная и католическая икона. Часть I.
- Симон Ушаков. Трагедия таланта. Часть 1
- Избиение младенцев
- Белое Богоявление
- Иконография праздника Входа в Иерусалим
- Православная и католическая икона. Часть 2.
- Владимир Фомин: авангардный лубок
- Иконография праздника «Введение Пресвятой Богородицы во храм»