Бабка до старости была красивой, несмотря на все, что выпало на её долю. Бездомная, когда-то познакомившаяся в Иркутске с моей матерью и приехавшая к ней оттого, что некуда было идти. У нее была дочь, но она потеряла с ней связь. Так, видимо, на роду было написано: быть бездомной.
Сама она была родом из Талицы, что на Урале, были у нее дальние родственники и в Свердловске, но они ее тоже не принимали. Она долго сидела в сталинских лагерях и там приобрела все лагерные привычки. Запойная пьяница, становившаяся в такие дни невыносимой: все ночи напролет разговаривала сама с собой и с каждым, кто с ней заговаривал; много курила, ходила, металась из угла в угол, не могла найти себе места и уснуть от перевозбуждения.
Трезвой была неразговорчивой, но охотно отвечала, когда спрашивали. Глаза у нее были добрые, но заискивающие, глаза несчастного, сломленного жизнью человека. Я с ней ладила. Она звала меня «филозоф», потому что уже тогда (в 9-10 классе) готовилась к поступлению на философский факультет.
Она много рассказывала про колхозы, коллективизацию, колоски, за которые сажали, лагерную жизнь. За что ее посадили, не знаю, было неудобно спрашивать. Когда она была трезвой, много и добросовестно работала. С ее появлением в доме стало тепло, чисто и уютно. Все белье было вовремя постирано (а стирать приходилось руками и на шесть человек), поглажено, разложено, починено, заштопано. В доме теперь всегда было натоплено, сготовлено, прибрано и вымыто. Руки у нее были черные, скрюченные, с разбухшими от артрита суставами, руки много и тяжело работавшие.
Потом, когда сестра родила, она стала еще и нянькой. В общем, была она и прачкой, и уборщицей, и стряпухой, и нянькой. Так раньше выполняли подённую работу. За кусок хлеба и стакан водки, тепло и дом, пусть чужой, она соглашалась.
Когда я родила и лежала в родильном доме, она приходила и передавала гостинец из подаяния, которое получала, сидя на церковной паперти. Догадавшись, откуда конфеты, я не брала их.
Для меня она осталась воплощением искалеченного лагерной жизнью человека, не способного адаптироваться к нормальной жизни. У нее не было ни имени, ни детей, ни родных, ни семьи, ни дома. Она была глубоко несчастной и одинокой старухой, доживавшей свой век в школьной кочегарке, на грязных черных углях, в темном углу, как брошенная собака.
Но память о ней у меня осталась светлая, она принимала жизнь такой, какой она была, и делала то, что могла в этих невыносимых для нормального человека условиях. Не жалуясь, не плача и никого не укоряя.
Тина Гай.
[youtube http://www.youtube.com/watch?v=3yyH7nI4KR4&hl=ru_RU&version=3&rel=0]
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Советское детство-6. Сны о старом доме
- Детская логика
- Советское детство. Магазин, каток, школа...
- Арт-студия «Дети Марии» и не только…
- Картинки детства. Варивода
- Картинки детства. Баня
- Советское детство: Двор
- Мама научила меня...
- Даниил Хармс - детский писатель
- Святочные рассказы
Лариса, я ее имени не помню, действительно. Наверное, ее звали и как-то по-другому, но в моей детской памяти так и осталось — «бабка». История очень печальная. Но поскольку не знаю ее имени, я даже в церкви ее не могу поминать. Вот такая история.
Какая печальная история о жизни человека. Бессмысленная жизнь у чужих людей, потеря связи с дочерью, жить без имени, странно, что никому не интересно было даже узнать, как ее зовут…
Ирина, спасибо, что читаете нас. Этот рассказ действительно грустный. Таких, как наша бабка, было тогда немало, сейчас, наверное, тоже, но уже по другим причинам.
Спасибо, Тина! Грустно.