Родилась я на Каме, в небольшом поселке Гайва Пермской области. Семи лет отроду меня с сестрой определили в школу-интернат, который находился на левом берегу Камы. Сами мы жили на правом. На левом берегу нас образовывали как будущих строителей коммунизма, на правом – шла настоящая жизнь со всеми ее невыдуманными проблемами послевоенного времени: недоеданием, нищетой, пожарами, пьяными драками, убийствами и детскими радостями родного дома.
Тогда еще не было автобусов, соединявших берега, и мы оставались на субботу-воскресенье в школе. Когда же удавалось маме уговорить какого-нибудь шофера с работы забрать нас домой, это становилось событием, большим праздником и завистью для тех, кто оставался на выходные в интернате. Приезжая домой, мы с сестрой забирались на большую высокую кровать и, взявшись за руки, начинали скакать и петь в такт прыжкам: «Хорошо дома, весело дома!».
Дома было голодно, спать было не на чем, обстановки, как тогда говорили, не было. Меня, как самую маленькую, клали на две скамьи, которые приставляли к старому дивану, где спала мама с сестрой. Одна скамья была широкая, другая – узкая, к тому же они не совмещались: одна была ниже другой. На их стыке клали телогрейку, а сверху - старое пальто. Постельного белья не было, я так и спала поверх пальто, укрывшись другим сверху. Но мне было даже лучше, чем сестре, потому что в диване было огромное количество клопов, выходивших ночью на охоту. И несмотря на все это, мы рвались домой и каждую субботу-воскресенье ждали самосвал.
Левый берег был другим. Там нас учили, и не только книжным знаниям. Нас учили самоорганизации, умению преодолевать детские "хотелки" и стоять, несмотря ни на что. Это было самым главным - уметь стоять, стоять в любых обстоятельствах. Он дал нам стержень, который держит нас всю жизнь.
Там не было той грязи, о которой сегодня рассказывают, говоря об интернатах. Сегодня, когда так много нечистого вылилось на детские дома времен Сталина, когда дети относительно благополучных родителей, оказавшиеся помещенными в детские дома и интернаты не по своей воле, воспринимают их как зло, хочется, пусть, если и не восстановить справедливость, то дать посмотреть на то же самое глазами других детей.
Детей неблагополучных, нищих, безграмотных родителей, чаще всего, матерей-одиночек, если и не отвергнутых тем же обществом, то поставленных в условия жизненно не менее невыносимые, чем лагерные. Для первых помещение в детский дом было понижением, для нищих, каких в те времена было большинство, возвышением и приобщением к культурным ценностям и другой жизни. Наши матери, искалеченные той жизнью, любившие нас, как мы сейчас, только сейчас, начинаем любить их, поместив нас в интернат, фактически спасли нас.
Но левый и правый берег враждовали между собой. И внутри меня они так и остались непримиримыми берегами одной судьбы.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Святочные рассказы
- Просто так. Нино Чакветадзе
- Лето - это маленькая жизнь.
- Картинки детства. И последние будут первыми...
- Арт-студия «Дети Марии» и не только…
- Советское детство: Двор
- Детская тема в русской живописи: Серов и Серебрякова
- Борис Заходер. Детских поэтов не бывает
- Услышала...Оригинальный тест
Спасибо, Елена. Я не думала, что Вы так далеко пойдете в мои воспоминания. Это радует и греет. Спасибо!
Каким бы счастливым или не очень было детство, оно всем нам очень дорого! Воспоминания о детстве самые волнующие и такими останутся на всю жизнь. Спасибо,Тина,что поделились воспоминаниями о своём детстве! Удачи!
Материнские попреки мне известны. Для нее мы были всегда обузой. И она каждый раз нам об это напоминала. Я стараюсь ее простить, но детские впечатления самые сильные.
Когда умер отец нас тоже хотели забрать в интернат но мама не отдала — нас было четверо ! А потом всю жизнь говорила — лучше бы я вас в детдом сдала ! Замуж видно хотела выйти — а куда с нами ?
Ирина, большое спасибо! Вы тоже узнаете себя в этой зарисовки. Мы все (или многие, по крайней мере) выросли оттуде и несем в своих воспоминаниях радость нашего времени, каким бы оно ни было!
Спасибо!