Философия в Китае возникла в восьмом веке до нашей эры и развивалась вплоть до нашего времени. Конфуцианство и даосизм – самые известные направления философской мысли, но кроме них существуют другие памятники китайской мудрости.
Так известным памятником интеллектуального наследия древнего Китая является сборник под названием «Вёсны и осени Люй Бу-вэя», составленный царедворцем и политическим деятелем Люй Бу-вэем в третьем веке до нашей эры.
Люй Бу-вэй был хитрым и коварным политиком, умевшим добиваться своей цели всегда и в любых обстоятельствах. За это его окрестили китайским Мазарини. Успешный коммерсант, он интуитивно чувствовал, что может принести ему богатство и никогда не ошибался. Однажды отец дал ему совет: делай инвестиции в самый доходный товар – политику. Сын послушался и не прогадал.
Однажды он знакомится с небогатым и малоизвестным князем, сыном Ань-го, наследником царства Цинь. У Ань-го было двадцать сыновей, но мать бедного князя перестала пользоваться благосклонностью Ань-Го и сына выслали в Чжао в качестве заложника. Здесь он и томился от безденежья и скуки.
У хитрого Люй Бу-вэя сразу возник план, в случае реализации которого он становился одним из самых влиятельных и богатейших мужей царства Цань. Люй предлагает молодому князю сто золотых с тем, чтобы он накупил множество подарков для наложницы отца, которая пользовалась в этот момент особой любовью Ань-го.
У нее была одна проблема – она не могла иметь детей. Тогда Люй уговаривает ее усыновить молодого человека и сделать его любимцем Ань-го, отца князя. Это было бы для нее гораздо выгоднее, чем постоянно беспокоиться , что у Ань-Го остынет к ней страсть.
Люй Бу-вэй наряжает молодого человека так, чтобы ему не стыдно было появиться при дворе царства Цань и раздает подарки нужным людям. Его план удается: подарки, богатый вид молодого человека, дипломатия и богатство Люй Бу-вэ сделали свое дело: князя вернули во дворец и он быстро сделался любимым сыном Ань-Го.
Однажды молодому князю приглянулась наложница Люй Бу-вэя. Сначала Люй взбунтовался, потому что она ждала от него ребенка, но, поразмыслив, понял, что ему выгодно будет ее отдать в наложницы князю и возможному преемнику трона, но он скрыл, что она беременна.
Она рожает сына (от Люй Бу-Вэя) и становится законной женой князя.
Вскоре царь Цинь умирает, к власти приходит, по завещанию, Ань-Го, который тоже через два года умирает и законным наследником становится протеже Люй Бу-вэя, некогда бедный князь, с которым он познакомился в Чжао.
Родившийся у их общей подруги сын назначается будущим наследником. Через два года умирает и князь, молодой царь Чжэн-ван, фактический сын Люй Бу-вэя, становится полноправным царем, а Люй Бу-вэй – первым царедворцем, сделав всего за несколько лет потрясающую карьеру от торговца до премьер-министра.
Но Лю Бу-вэю этого мало. Он хочет войти в историю Китая мудрецом и литературным деятелем. Тогда Бу-вэй собирает со всех концов древнего Китая в одном из дворцов царства более трех тысяч ученых разных школ, владевших китайской мудростью.
В памятнике китайской мудрости излагаются «по порядку все дела, касающиеся неба, земли, всех вещей, древности и современности». Это была попытка создать синтез учений Конфуция и Лаоцзы.
Труд имеет еще одно название - «Люйши чуньцю» («Хроника Люя»), отсылающее к другой «хронике» – «Чуньцю» Конфуция. После того, как труд был закончен, его прикрепили, согласно легенде, на городских воротах и обещали каждому, кто добавит хоть один иероглиф к тексту, награду в тысячу золотом.
Жизнь Люй Бу-вэя закончилась трагически: один из протеже Люй Бу-вэя, которого он ввел в окружение царя, стал настраивать правителя против Люй Бу-вэя. В результате премьер-министра приговаривают к изгнанию, которому Люй Бу-вэй предпочитает самоубийство. Имущество Люй Бу-вэя конфискуют и запрещают оплакивать его смерть под страхом казни.
Так закончился жизненный путь одного из самых влиятельных китайских политиков, трудами которого был создан величайший памятник китайской мудрости и философской мысли. В работе дается много наставлений правителю. Вот одно из них:
«Некогда Тан увидел, как ставят сеть. Ее устанавливали со всех четырех сторон, приговаривая: «С небес спускающиеся, по земле рыскающие, отовсюду стекающиеся – все в мою сеть!» Тан сказал на это: «Ох-хо! Всех изведут! Кто же так поступает!» И убрал сеть с трех сторон, оставив только с одной, сказав в поучение: «Когда-то люди увидели, как паук плетет сеть. Теперь они сами научились ее плести.
Пусть же кто хочет идти влево, идет влево, кто хочет идти вправо, идет вправо, кто желает стремиться ввысь, стремится ввысь, и кто желает опускаться вниз, опускается вниз без препятствий. Брать можно лишь того, кто нарушит этот порядок» Услышали об этом в царствах к югу от реки Хань и сказали: «Дэ Тана простерлась уже на птиц и зверей!» И сорок городов отошло к нему. Люди, ставившие сеть со всех четырех сторон, неизвестно поймали бы птичку или нет, а Тан, убравший сеть с трех сторон и оставивший с одной, тем самым уловил сорок городов, а не только птичку»
Или вот еще:
«В старину ценили меткую стрельбу из лука за то, что это давало возможность вырастить малых и накормить старых. Люди нашего века ценят меткую стрельбу из лука за то, что это дает возможность нападать и грабить. Самые искусные в этом грабят малых и притесняют слабых, сделав грабеж своим занятием»
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Мой Фридрих Ницше: Афоризмы
- Уильям Блейк: "жалкий безумец"
- Рене Генон. Рыцарь Традиции
- Лотреамон
- Джебран Халиль. О детях и браке
- Бенедикт Спиноза: смерть и бессмертие. Окончание
- Омар Хайям. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало
- Мистики наоборот
- Правила жизни философа
- Джон Донн. Дуэль со смертью. Окончание
Согласна, попытку странная, по крайней мере. Но она была, хотя мне кажется, что все-таки их тексты были просто механически соединены в одном книжном пространстве. Так, что «впрячь… коня и трепетную лань…» ему не удалось, потому что это и невозможно.
Марк Аврелий нам просто ближе. Мне так кажется. В Китае все по-другому, а потому кажется, что не так и не то. Хотя м.б. я и ошибаюсь относительно того, почему он Вам не приглянулся.
И еще… » Это была попытка создать синтез учений Конфуция и Лаоцзы. » — а вот это как у дедушки Крылова — впрячь… коня и трепетную лань…, царедворца и мудреца !
Баба Яга против !
Нашел записи о нем:
Политик, меценат, полководец домоправитель царства, — нет я не восторге, увы…
Уж лучше другой, к примеру император — Марк Аврелий !
Пользуясь своей властью и влиянием, Люй Бу-вэй собрал всю мудрость Китая и тем остался в памяти народа. А его политическая деятельность имеет значение только как повод и как приложение к тому, что он сделал для потомков.
Просмотрю позднее, но сказанное ниже, не укладывается в моей голове!
Влиятельный политик = памятник мудрости?????????????????
__________________________________________________________________
Так закончился жизненный путь одного из самых влиятельных китайских политиков, трудами которого был создан величайший памятник китайской мудрости и философской мысли