Крещение Господне - одно из событий, с которым в древности связывался праздник под общим названием Богоявление или Теофании (Епифании - калька с греческого).
В этот день вспоминались:
Такое обилие событий, приходящихся на один день, каждое из которых наполнялось глубокими богословскими интерпретациями в проповедях отцов и учителей церкви, привело к необходимости постепенного выделения из Богоявления вспоминаемых событий и посвящение им своих особых дней.
Сначала было выделено Рождество Христово, заслонявшее все остальные события. Потом отдельно стали праздновать поклонение волхвов, затем -
Именно в такой последовательности вспоминаемые события выделялись из Богоявления и распределились Римской церковью на весь период празднования после Рождества Христова. Последние вспоминаемые события были связаны уже с общественной деятельностью Иисуса и приходились на послерождественские недели.
Единый праздник Богоявления был окончательно разделен на Рождество и Богоявление только в пятом веке на Халкидонском соборе, куда не приехали представители некоторых церквей, например Армянской.
В результате она не приняла решения собора и до сих пор празднует Богоявление шестого января в его первоначальном виде, содержащим в себе все евангельские события, с ним связанные.
В России история праздника и его содержание тоже претерпели существенные изменения. Из первоначального Богоявления выделилось сначала, под влиянием Католической церкви, Рождество Христово (IV век), которое стало отмечаться также 25 декабря (по с.с.).
Поклонение волхвов, ни прежде, ни теперь, никогда в православии не имело того значения, какое ему придается на Западе. Там оно празднуется как раз 6 января и называется Богоявлением, не имеющим ничего общего с православным праздником Богоявления.
Богоявление в католичестве имеет другое, синонимическое, название - «Праздник трех царей», а в Италии она называется праздником ведьмы Епифании, которая хотела идти с волхвами на поклонение к Младенцу, но вместо этого ей повелели дарить подарки всем хорошим детям.
Отсюда в этот праздник принято детям дарить подарки в честь воспоминания о принесенных Младенцу дарах и чертить три буквы «CMB» по начальным буквам имен волхвов (Каспар, Мельхиор, Валтасар). Крещение в католичестве празднуется в следующее воскресенье после Богоявления.
Богоявление в православии тоже постепенно становится праздником одного события, но не поклонения волхвов, а Крещения Господа, которое и стало синонимом праздника Богоявления. Причем акцент в народе делается на освящении воды, Это связано с тем, что к этому празднику в ранние времена приурочивалось освящение воды для Крещения в ней оглашенных.
Сегодня института оглашенных не существует, а память о традиции крестить в Богоявление осталась, как остался и чин великого водоосвящения. Крещение оглашенных фактически заменилось Крещенским купанием в проруби, смывающим, по поверьям, святочные и иные грехи, обновляя плоть. Люди запасаются Крещенской водой (Агиасмой) на год, а то и на два, вперед.
Неслучайно в народе Богоявление называется уже и не Крещением, а
Это сближает Крещение с языческим праздником, а многие из приходящих в этот день к источникам не знают, что праздник называется Богоявлением, выстаивая при этом в очереди по 8-10 часов, чтобы набрать крещенской воды. Я сама более десяти лет так делала.
Это подобно тому, как выстраиваются сегодня в Москве и Петербурге очереди к дарам волхвов, привезенных с Афона. В Крещенские морозы в храмы люди заходят не на службу, а чтобы согреться.
По мере все большего смещения содержательного акцента праздника с воспоминания о первом явлении Христа народу к водосвятию, Крещенской воде стало придаваться все большее значение. Ее стали наделять особыми целебными свойствами, а Крещенские купания превратились в основной ритуал праздника.
Сама живу в Татарии и знаю, что за Крещенской водой приходят не только православные, но и мусульмане, и неверующие. Другие смыслы праздника ушли на периферию. Из первого явления Христа народу событие сместилось к явлению Бога-Троицы: Бога-Сына во плоти, Бога-Отца в виде гласа из Облака и Духа Свята в виде голубя.
Просвещение, под названием которого этот праздник значится в церковных книгах (Типиконе, Минее и Уставе), тоже осталось только в богослужебном обиходе. Связано это с тем, что ушла из церковной практики подготовка к крещению оглашенных, длящаяся иногда до трех лет, а их крещение приурочивалось к трем большим праздникам: Рождеству, Богоявлению и Пасхе (Великой Субботу).
Единство трех самых больших православных праздников можно видеть в строении их богослужений, например, в чтении большого числа отрывков из Ветхого Завета. В другие великие двунадесятые праздники их бывает обычно только три.
Но в Рождество читается восемь отрывков, в Крещение – тринадцать, а в Великую субботу – пятнадцать. Так постепенно от прежнего Богоявления, соединенного тогда еще с Рождеством Христовым, осталось немногое, хотя в строе богослужения многое осталось от тех времен.
По статусу Крещение в православной традиции стоит выше Рождества Христова. В песнопениях предпразднества мы слышим:
«Светел убо мимошедший праздник, светлейший же, Спасе, приходящий».
«Ясен убо мимошедший праздник, славнейший же настоящий день: во он Спасу волсви поклонишася, в сем же Владыку раб славен крести. Тамо пастырие, играя на свирели, видевше и чудяхуся, зде же глас Отчий Единородного Сына проповеда».
И по количеству дней, которые предшествуют празднику и которые длятся после праздника, Крещение стоит выше Рождества. В общей сложности он длится 12 дней (а Рождество – восемь): четыре дня до праздника (15-18 января), один день - сам праздник (19 января) и семь постпраздничных дней (20-26 января), 27 – отдание праздника.
Необычно долгое празднование Крещения напоминает о прошлом значении праздника Богоявления, когда оно было более емким, более наполненным событиями и более торжественным.
Подготовка к празднику Крещения начинается сразу же на другой день, как в церкви заканчиваются рождественские богослужения (14 января). 15 января уже поется о явлении Иисуса народу:
«Христос показуется, Бог является, якоже Давид преднаписа явственнейше, и к рабу, Крещения прося, грядет. Иордане реко, веселия исполнися; земля и море, горы и холми, и человеческая ныне играйте сердца, Свет мысленный восприемлюще».
В этих поэтических строчках уже содержатся все признаки праздника: и Крещение Господа от Иоанна, и Иордан, и Свет, и ветхозаветные пророчества. Дальше, все четыре дня подготовки к празднику, смыслы сохраняются, но по нарастающей идет эмоциональная составляющая.
Вот Иоанн Предтеча объят страхом и трепетом, когда видит Иисуса и узнает в Нем Мессию. Крестителю не было известно, кто окажется из к нему приходящих Мессией, Иоанн должен был Его узнать по каким-то особым приметам.
Но одно дело знать теоретически, другое – встретиться с Богом с глазу на глаз и страх Божий – естественная реакция Иоанна. Он видит Иисуса впервые, но в отличие от остальных, сразу узнает в Нем Мессию.
Иоанн сообщает об этом самому Иисусу, отказываясь Его крестить как недостойный раб. Он не дерзает возлагать руку на Господа, понимая свое недостоинство. Но на Иоанна была возложена миссия - он должен был стать свидетелем того, что Иисус действительно Мессия, кого ждали тысячелетия.
Но то, что Иисус Христос, пришедший креститься на Иордан, является Богом, надо было еще кем-то засвидетельствовать. Свидетелями стали глас Бога-Отца из облака и в виде голубя Дух Святой, снисходящий на Него в момент выхода из реки.
Этот торжественный момент посвящения Иисуса во всемирное служение и был засвидетельствован Иоанном Крестителем.
Предпраздничный тропарь Богоявления наполнен радостью грядущего праздника, в нем слышится торжество Света над тьмою, грядущее избавление человека от грехов, и обновление всей твари:
«Готовися, Завулоне, и красуся Неффалиме, Иордане реко, стани, подыми взыграя креститися грядуща Владыку. Веселися, Адаме с праматериею, не крыйта себе, якоже в раи прежде, ибо наги видев вы, явися, да облечет в первую одежду: Христос явися, всю тварь хотя обновити».
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Икона "Крещение Господне"
- Выбор креста. Притча
- Ночь крещенская
- Водокрещи
- Бефана и Праздник трех Королей
- Крещение Иоанново: "Явление Христа народу". Ч.2
- Крещенская вода
- Крещение Иоанново: "Явление Христа народу"
Да, есть правда в том, что Вы говорите: если прекращу писать, то жизнь для меня остановится. Я нахожу в этом смысл, удовлетворение и узнаю много того, до чего раньше руки не доходили. И действительно во мне есть страстность: если я что-то начинаю делать, то выкладываюсь по полной. В материальном плане — все ограничено, но когда появляются деньги, то сразу смещаются интересы, появляется много соблазнов, отнимающие время и силы, а интереса — ноль. Через какое-то время наступает апатия и вопрос: «И для чего все?» Не скажу, что и сейчас все гладко, но есть ощущение полезности и нужности, как себе (в первую очередь), так и другим.
Да, Ваш рассказ о бабе Епифании мне пригодится в воскресенье, когда буду рассказывать о празднике Крещения своим слушателям.
Вот как хорошо, что и я могу написать что нибудь новенькое! Хочу спросить Вас, откуда берёте силы и стимул писать? Ведь в материальном плане- ничего? Мне читать интересно, но и Вам должна быть отдача. Мне довелось встретить необычного человека, который одержим своей идеей(почти никому не понятной)!Посвящает этому 24 часа в сутки, но может это себе позволить, не думая о хлебе насущном! Ведь, если Вы прекратите писать и жизнь остановится!? Тина, дорогая дай Бог Вам сил!
Людмила, я я узнаю от Вас новое. Вот например, я и помыслить не могла, что Епифания — Богоявление — превратится в Бабу-Ягу — Бефанию. Сразу зашла в Инет и почитала, что это за праздник. Любопытно, интересно и ново. Буду думать над этой темой. Завидую Вам: Вы можете узнать и как на Западе все это происходит, и как в России. У нас очень разные традиции, оказывается. Рождество на Западе гораздо красочнее, праздничнее и ярче, чем наше. Оно у нас очень тихое и святое, потому что Новый год уже позади, основная масса народа уже отгулялась, многие верующие Новый год и вовсе не отмечают. К Рождеству весь новогодне-рождественский пыл уже уходит.
Что касается Subscribe, то я буду в нем размещать свои материалы, но в меньшем количестве групп. Просто перед Новым годом решила взять для себя небольшой тайм-аут. Очень устала за прошлый год. Сейчас набираю форму: начала снова размещаться в Прозе.ру, стараюсь регулярно писать статьи в блоге (каждый день — по одной минимум) и с сегодняшнего дня начну размещение в Subscribe.
Так что, хватило бы времени и сил. Такие комментарии как Ваши прибавляют сил и мотивируют: не останавливаться, как бы трудно ни было. А бывает очень трудно, но усталость в данном случае не выматывающая.
Тина! Сколько нового я узнаю от Вас! До недавнего времени я была далеко от таких тем. Рождество только в Италии поняла какое должно быть.А вот 6 января у них это связано только с ведьмой Епифаной и сладостями для детей.Крещение для меня: святая вода и прорубь. Простите, за беспросветную темноту! Из Вашей переписки с Андреем, я узнала почему Вы не пишете больше в Subscribe. Жаль, там читателей больше? Хотелось бы, чтобы то, что Вы отдаёте ,возвращалось втройне! Я думаю, что такие темы, где надо шевелить мозгами, почти никому не нужны.Легче жить! Тина, спасибо! Я присоединилась, учусь и развиваюсь!