Среди
Мимо них невозможно пройти, не зацепившись взглядом. Необычные, жизнерадостные, чуть насмешливые и ироничные, они являются украшением Первопрестольной. Достаточно посмотреть на улыбчивый портрет архитектора, чтобы понять: других домов у него не могло быть.
Лев Кекушев первым стал строить в стиле модерн, сочетая его с необарокко, напоминающим западноевропейское средневековье. Он первым начал использовать в оформлении фасадов скульптурные изображения, характерные для арт-нуво, а некоторые фасады его домов достигают такой же свободы выражения, как и строения знаменитого
В его шикарных и необычных домах могли жить только самые богатые и успешные, благодаря чему кекушевские
Изначально Лев Николаевич строил его для себя и молодой жены с расчетом на большую семью. К слову сказать, далеко не каждый архитектор мог себе это позволить, а только очень обеспеченный, каким Кекушев стал уже к 35 годам. Дом восхищал москвичей, когда еще только строился.
А уж когда предстал во всей красе, то от желающих купить особняк не было отбоя. Но от всех предложений Лев Николаевич отказывался, и только Отто Лист, возжелав, во что бы то ни стало, купить этот чудо-дом, сделал предложение, от которого нельзя было отказаться.
Характерны также подчеркнутая красота и отделка парадного фасада в сочетании с невзрачным дворовым. Здесь всё продумано, начиная от внутреннего интерьера и выполненной по эскизам мастера мебель, и кончая большим тайником под полом лоджии и сейфом, встроенным в стенную панель кабинета.
Украшением
Предприниматель, ученый, авантюрист по натуре, вся жизнь которого по этой причине состояла из взлётов и падений. Занимаясь со своим компаньоном производством анилиновых красителей, он случайно изобрел сахарин.
Не поделив пальму первенства открытия, компаньоны разругались, но потом нашли выход: компаньон запатентовал открытие на свое имя, а Отто Лист женился на его дочери, тем самым получив право на открытие тоже. Но это не спасло авантюриста от разорения, и особняк пришлось выставить на продажу.
На этот раз особняку повезло больше, т.к. приобрела его богатая наследница московского миллионера
По воспоминаниям Сергея Рахманинова, Наталья была довольно полной блондинкой с голубыми глазами, но лицо ее было недобрым: плотно сжатые тонкие губы, неприветливое и надменное выражение лица. Она была молчалива, никогда открыто не выражала своего мнения, высказывая его только мужу, на которого имела, несомненно, больше влияние. Позднее ее портрет напишет
Но главной знаменитостью в семье была, конечно, не она, а ее замечательный муж – Сергей Александрович Кусевицкий, родом из бедной еврейской семьи ремесленников. Легенда о их любви гласит, что однажды музыкант на одном из своих концертов увидел глаза молодой красивой девушки и влюбился в нее.
Особняк Наталья купила для своей семьи, который с тех пор стал называться особняком Кусевицкой. Усилиями Натальи Константиновны дом превратился в настоящий культурный центр Москвы, в котором бывали все известные музыканты, певцы и композиторы: Рахманинов, Прокофьев, Метнер, Скрябин, Дебюсси, Собинов, Шаляпин….
Счастье Кусевицих закончилось вместе с революцией: из особняка их выселили, коллекцию картин, фарфора и мебели – растащили. Поселились они напротив своего роскошного особняка – в полуподвальном холодном помещении, тоже когда-то принадлежавшем Кусевицкой.
Три года они пытались приспособиться к новым порядкам, но в 1920-м решили эмигрировать, зная, что уже никогда обратно не вернутся. Сначала – Берлин и Париж, потом – Америка. Став известным музыкантом и дирижером с мировым именем, Сергей Александрович всегда говорил: «Я американский гражданин, но все еще люблю Россию», а лучшими композиторами XX века он называл двух великих русских - Прокофьева и Шостаковича.
Тина Гай
Меня всегда поражает в архитектуре то, как архитектор может всё точно рассчитать, и с точки зрения строительной, и живописной. Краски можно соскоблить, холст — уничтожить, а дом — он вот тут, стоит и он говорит о таланте архитектора или его бездарности. Сколько новоделов по всей стране стоит, а шедевров, подобных кекушевским домам, единицы. Как точно Вы подметили сходство работы архитектора и ювелира. Каждый должен все выверять до миллиметра.
Спасибо за пожелания здоровья, его много не бывает. Что касается героев моих постов, то я действительно стараюсь писать о малоизвестных, незаслуженно забытых и интересных людях. Надеюсь, что многим именно такие интересны.
Хорошо бы Вы разместили в своем блоге несколько таких домиков. В глубинке живет много оригиналов и умельцев, а Алтай — край очень благодатный и душевный.
Да симпатичный особнячок. Здесь в селе я тоже выделил несколько особнячков, которые пусть не останутся в памяти, как памятники архитектуры, но очень добротные, своеобразные и выделяющиеся. Двух хозяев уже знаю (понаслышке), остальных пока нет. По фамилиям ясно, что иметь такие дома граждане никогда иметь не будут.
Извините, если не впопад, но что можно сказать по поводу информации. Спасибо.
Спасибо большое Вам, Тина. Благодаря Вашим публикациям узнала столько интересных людей, столько неизвестных имен открыли Вы для меня. Крепкого Вам здоровья и творческих успехов.
Вот такие дома я мысленно себе строю! Каждая комната, окно и стены- все несут в себе особенность… крыша — не просто крыша, а именно для этого дома — крыша, потому должна быть особенной, как и дом, и подъезд, и подвал…
Архитектор лелеет каждый свой дом, как ювелир — кольцо, оба работают филигранно.
Добрый день, Игорь. Я рада, что Вы откликаетесь на каждый мой пост, почти на каждый. А главное — что всегда в них Вы находите что-то для себя новое.
Тина, с Добрым Днём! Как всегда с твоей помощью я открываю для себя новое!
Благодарю!
Действительно, незаслуженно забытый талант. Он создал более ста домов, особняков, больниц, чуть меньше, чем прославленный Шехтель, но, видимо, в России так много талантов, что даже такие звёзды, как Кекушев — не считаются достойными памяти. И так — везде. Сколько незаслуженно забытых имен…
Тина, спасибо Вам большое! Читаю всё и комментарии тоже. Узнаю столько нового и интересного и понимаю насколько я дремучая. А за Кекушева обидно, что забыт незаслуженно!