Продолжатель традиции
Макс Эрнст не получил профессионального образования и вынужден был годами доказывать право быть художником. Некоторые говорят даже о комплексе неполноценности Эрнста, упорно преодолевавшим его самообразованием и экспериментированием с различными техниками автоматического письма, впервые позволявшими визуализировать образы сновидений и подсознательного.
Начало
Художник родился в Германии 125 лет назад (1891). Родился в католической семье, где и отец, и мать были скорее надсмотрщиками, чем любящими родителями, стремясь сделать детей богобоязненными и благовоспитанными гражданами. В семье родилось девять детей, трое из них умерли. Отец был глухим и потому учительствовал в школе для глухонемых, мать была домохозяйкой.
Воспоминания детства, деспотия отца во многом повлияли на смыслы и образы, которые Макс Эрнст воплощал в картинах и коллажах, изживая свои комплексы. Отец, увлекавшийся живописью, был первым и единственным наставником мальчика в рисовании. Правда, это была живопись академического толка, не допускавшая никаких иных направлений.
Позднее, когда Макс начал выставляться, отец, увидев его картины, отрекся от сына, а авангардизм сына стал своеобразной формой бунта против отца. В начале своего пути, пока юноша был в родительском подчинении, он был не вправе выбирать свое будущее. По настоянию родителей, которые в будущем видели сына преподавателем, восемнадцатилетний юноша поступает на философский факультет Боннского университета.
Здесь он получает высококлассное образование. И хотя молодой человек учился без особого прилежания и очень быстро начал уделять гораздо больше времени музеям, чем учебе и философии, тем не менее, именно философское образование сделало из него художника-философа, который работал со смыслами, а не с формами.
Из всех предметов университетского курса его больше всего интересовала психиатрия. Макс Эрнст знакомится с теорией Фрейда, которая привела его в психиатрические больницы. Здесь он заинтересовался искусством душевнобольных, которое сегодня рассматривается как особое направление в искусстве и живописи (арт брют), а тогда никто не видел в нем никакой самостоятельной эстетической ценности.
Но молодого начинающего художника живопись душевнобольных заинтересовала с точки зрения механизма творчества, в котором бессознательное играет не меньшую роль, чем сознание. Есть версия, что именно Макс Эрнст, приехав в 1922 году в Париж, рассказал будущим сюрреалистам, вряд ли читавшим Фрейда на немецком, о психоанализе, его основоположнике и теории толкования сновидений, чем во многом определил направление и идеологию их творчества. Наверное, поэтому его считают серым кардиналом сюрреализма.
Окончательное решение стать художником Макс Эрнст принял после посещения выставки французских художников Сезанна, Моне, Ван Гога, побывав впервые в Париже в 1913. В десятые годы он увлечен немецким экспрессионизмом, Эль Греко, кубистами, футуристами, Кандинским и вполне вписывался в немецкую богему.
Но началась война, его призвали в армию. И хотя Макс Эрнст служил в штабе армии, рисуя карты, из войны он выходит глубоко травмированным человеком и весьма критически настроенным по отношению к западной культуре, которая не смогла спасти мир от ужасов войны, скорее оправдывая ее.
Мировоззрение художника изменилось кардинально. Мир предстает перед ним как абсолютно иррациональный, и эта идея легла в основание всего его последующего творчества.
«Мы, молодые люди, возвратившиеся с войны, испытываем глубочайшее отвращение к окружающему нас миру, - писал он. - Оно выражается в страстном желании отвергать и потрясать устои цивилизации, которая привела человечество к этой войне. Мы готовы объявить свою войну старому языку, логике, литературе и живописи»
А в конце жизни художник пишет, что в семнадцатом году он умер и воскрес - в восемнадцатом, уже совсем другим человеком. Детские и военные травмы художник изживал и лечил постепенно, визуализируя их в химерах, антропоморфных монстрах, выжженных городах, апокалиптических пейзажах, предвосхитивших еще более страшную бойню Второй мировой. И потому имел основание писать:
«Будучи человеком заурядной конституции...я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной. Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в провидца. И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу, и хочу идентифицировать себя с виденным мною. Так рождались работы и образы самого себя» («За пределами живописи»).
Поиски своего стиля
Вернувшись с войны, художник женился на вполне обеспеченной и благопристойной девушке Луизе, правда, ее родители не были в восторге от зятя. Чрез год у них родился сын, а еще через несколько лет брак распался. Макс продолжал самообразование, открыв для себя де Кирико с его манекенами, чертежами машинообразных фигур и бесполезных механизмов.
Де Кирико вдохновил Макса Эрнста на совершенно иное творчество. Новый этап начался с организации в Кёльне вместе со своим другом, поэтом и художником Хансом Арпом группы дадаистов. Их творчество было представлено в Кёльне двумя выставками. Первая прошла в ноябре 1919, где Эрнст впервые выставил свои коллажи, выполненные в духе де Кирико.
Вторая состоялась в 1920 на территории пивоваренного завода. В этот раз Макс Эрнст поставил обнаженную девочку - ангелочка, которая пела матерные песни и декламировала такие же стихи. Это был намеренный эпатаж буржуазной публики, а по сути - акт отчаяния.
И по нашим меркам (вспомним
В эти годы Макс Эрнст сформулировал для самого себя кредо: «Рисование не декоративное развлечение или пластичное изображение реальности. Картина должна быть одновременно изобретением, открытием и откровением».
От разрушения художник перешел к созиданию, к строительству нового мира со взглядом, развернутым на себя, на свое подсознание, свои комплексы, а не на внешний мир. Первой, по-настоящему сюрреалистической картиной, открывающей нового художника, стал «Слон Сулавеси (Целебес)". Она выполнена в технике коллажа, ставшей основой творчества Эрнста.
Стоит сказать несколько слов об особенностях коллажа художника. Его техника существенно отличалась от техники коллажа кубистов (
Макс Эрнст делает коллаж, в котором преобладает единство. Его коллаж несет не негатив, а позитив, не разрушение, а созидание, художник строит новый мир. У него существовал свой критерий отбора деталей, свои ограничения на бесконечность возможностей и принципы, регулировавшие выбор материала и форм, делавшие это единство возможным.
В сотворенном художником единстве никогда не видно швов и стыков, детали срастаются в единое целое. Именно по этой причине Эрнст часто фотографировал свои коллажи, сознательно скрывая границы соединения деталей, следуя своей тактике сокрытия. Блестящим достижением Макса Эрнста была разработка синтаксиса коллажа, с помощью которого он управлял стилистическим единством всех своих работ.
Его коллажи, несмотря на всю их странность, стремятся к согласованности и достоверности, в результате чего возникают "правдоподобные" образы, хоть и очень странные. Ему удалось поставить сознательные ограничения в отношении произвола и аморфности, к которым легко скатиться, используя эту технику.
Детали, вырезанные из журналов, каталогов, различных руководств по ремонту, помещенные в новое пространство в определенном порядке, утрачивают первоначальный смысл, но новое существо, которое появлялется в результате такой операции, приводит в замешательство, тревожит и ставит в тупик, т.к. совершенно непонятно зрителю, привыкшему к иной эстетике.
«Техника коллажа – это систематическое объяснение случайных или искусственно спровоцированных встреч двух и более чуждых друг другу предметов в абсолютно неподходящем для этого в данный момент месте – плюс искра поэзии, которая проскакивает при сближении двух этих реальных предметов», писал художник о своей технике.
Примером именно такого, нового типа коллажа и является картина «Сулавеси» (Целебес). В центре ее – огромный слон, больше похожий на железный танк, который двигается на обезглавленную обнаженную фигуру женщины, чью правую руку обтягивает окровавленная перчатка. Здесь художник использует несколько деталей, а главное – несколько смыслов.
За основу названия картины взят индонезийский остров Целебес, по контуру похожий на слона. В основе формы слона лежит большой бункер (корзина) для хранения зерна, который Эрнст превращает в страшного железного монстра, похожего на танк, добавляя к бункеру голову и ноги. Так нереальное приобретает реальность, внося тревогу и дискомфорт в душу зрителя.
В 1921 году Анри Бретон организует выставку работ Макса Эрнста в Париже, а в 1922 году Поль Элюар помогает ему по подложному паспорту пересечь границу и приехать в Париж.
(Окончание
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Учитель и ученица
- Правила жизни философа
- Де Сад: плевелы и пшеница
- Петр Васильевич Киреевский
- Мэттью Стоун
- Чюрлёнис. Одинокий романтик
- Премия Пятигорского: Появился заказ на мысль
- Макс Эрнст. Окончание
- Симона Вейль
- Философия поэзии Мандельштама
Да, у этой приятельницы я недавно была на даче и мы разговорились с ней о стихах, художниках, писателях. И я очень удивилась ее взглядам.
По поводу критериев: мне кажется, что когда включается только голова, это означает, что душа не откликнулась, а если она молчит, то голова не поможет. У меня сначала возникает внутренний отклик на картину или стихи, потом начинаю копаться и искать информацию о том, кто это сотворил. В любом случае — сначала должна откликнуться душа. Так у меня случилось со всеми «современными» художниками: Бэконом, Фрейдом и всей Лондонской школой живописи, так было с фотографами, в том числе и с Дианой Арбус, и с Мэттью Стоуном, и с Ман Реем. Сердце откликается, а ум молчит, потому что не поймет, и чего это так сердце встрепенулось. А когда разберешься, то начинаешь понимать: потому что они — мои художники, мои поэты и мои писатели по мироощущению: они видят мир так же, как я. И тот же Фофанов — абсолютно мой поэт, как и Игорь Северянин, его ученик. Это все — мои герои, мои прихожане, а не случайные захожане.
Тина, из Вашего комментария, который попал на страницу Тувима:
«…преподавательница литературы и русского. Сейчас на пенсии. Мы с ней стали обсуждать, что ей нравится из живописи и поэзии. Она не понимает ни «Черного квадрата» Малевича, ни Врубеля, ни художников-авангардистов, ни фольклора, ни Игоря Северянина, ни Вознесенского и даже Гоголя с его «Носом» и «Вием». Любит Шишкина и Есенина. И я почему-то вспомнила наш с Вами спор о Максе Эрнсте. И, понимая, что такие споры заканчиваются тем, что каждый еще больше укрепляется в своей позиции, и чтобы не усугублять ситуацию и не заканчивать встречу на грустной ноте, примирительно сказала, что на вкус и цвет товарища нет.»
По сравнению с Вашей приятельницей я, видимо, несколько более склонен к восприятию абстрактного, так Врубель мне нравится, а к примеру, у Гоголя: согласен — «Нос» меня,так скажем, «коробит», а вот «Вий» очень даже впечатляет. Но с Вашей приятельницей у нас много общего, только она более цельная натура.
Если говорить о каком-то примирении, то сначала лучше бы определиться с критериями, которыми мы вольно или невольно руководствуемся. Какими, например, навскидку:
доступность основной массе населения
наслаждение эстетов
шок
достижение мира и спокойствия
открытие неизведанного
патриотизм
толерантность
либерализм
прежде, чем ломать копья направо и налево, полезно бы поломать копья, каким критерием руководствоваться. Но здесь, возможно, еще больше крови прольется 😉
Хотелось бы быть просвещенным, выдавливать из себя раба, только никак не пойму, что же нужно выдавливать. На примерах бы поучиться, и знать к чему стремиться! Сейчас, видимо, это диссиденты, перебежчики и разного рода извращенцы, и вот еще конкретный пример — не помню фамилию идиота, который прибил себя гвоздем к мостовой Это прямо супервыдавливание! Хорошие примеры массового выдавливания раба были показаны в 1917 и 1991 годах, а в Китае — культурной революцией. Кстати, если уж привлекать Бога, то по моим понятиям, не наставлял он выдавливать, а призывал скорее к смирению и любви к ближнему. Не знаю в деталях к чему относилось высказывание Чехова, но предполагаю, что он имел в виду какие-то конкретные качества человека, и не стоило бы использовать это высказывание, как обобщение, как штамп, накладывая его на весь народ, который я уж совсем не считаю «необразованным» народом.
У нас психоанализ заменен религией, церковью. Я бы никогда не стала бросать в камень в тех, кто пытается выздороветь от ужасов войны, каким бы способом это не происходило. Ну, а то, что наше общество нуждается в просвещении об говорят уже в открытую. Мы очень необразованный народ, застрявший на XIX веке. Октябрьская революция, конечно, сделала очень много в ликвидации безграмотности, но мало — в просвещении. Просвещение — это прежде всего умение мыслить самостоятельно, брать ответственность за себя на себя, а не на государство, это принятие другой точки зрения и т.д. Этого нам очень не хватает. О чем сужу и по Вашему комментарию, в том числе. Шестьдесят лет — это очень немного. Чехов говорил, что раба надо выдавливать из себя по капле всю жизнь, столько, сколько отпускает человеку Бог.
«…у нас нет культуры обращения к психоаналитикам.» Где же есть такая культура? Конечно же — в Европе. Может поэтому она сейчас так мучается в собственных проблемах.
«И Макс Эрнст, как воспитанный в католичестве самого строго толка, шел по этому пути шестьдесят лет, выдавливая из себя раба, комплексы, страхи …». Насколько же он был порабощен, закомплексован и напуган, что неустанно работал над собой шестьдесят лет! Конечно, в таких случаях нужно лечиться у психоаналитиков или поступать в университеты, где преподают психоанализ . Но, слава Богу, большинству людей не нужно такое лечение, хотя, видимо, их можно обозвать «недоучками» Не думаю, что посвященные в психоанализ, в лабиринты философии — это высшая каста. Остальные просто спасены от этого наваждения!
Отец проклял и Кьеркегора, и Спинозу, моих любимых философов. Это не редкий и не единственный случай в истории. Трудность восприятия Эрнста, на мой взгляд, заключается в том, что психоанализ знаком очень небольшому числу тех, кто так или иначе изучал его в институтах и университетах. В нашей стране психоаналитиков — буквально по пальцам, у нас нет культуры обращения к психоаналитикам. Вторая причина — мы привыкли к совершенно иной эстетике — реализму и современное искусство у подавляющего большинства вызывает отторжение. Эрнст и многие другие современные художники (Лондонская школа, например, о которой я писала — Бэкон, Фрейд — внук З.Фрейда и другие) делают акцент на собственном мировосприятии, на собственных проблемах, которые изживают через живопись. Это алхимия, в результате которой все самое больное и нежизнеспособное переплавляется в позитив, в данном случае — в живопись, которая у зрителя вызывает подобное же желание: посмотреть на себя и что-то в себе изменить. В христианстве такой подход — перевод взгляда с внешнего на внутреннее, концентрация на самоделании, а не на изменении внешнего мира (революция, манифесты, политика и прочая гадость) — главный принцип. «Спасись сам и тысячи вокруг тебя спасутся» — это сказал Серафим Саровский. И Макс Эрнст, как воспитанный в католичестве самого строго толка, шел по этому пути шестьдесят лет, выдавливая из себя раба, комплексы, страхи, творя из самого себя алхимический сосуд, в котором вся эта гадость превратилась в конечном итоге в золото. Для этого достаточно взглянуть на картину последнего периода «Праздник Бога». Это удивительный пример, достойный подражания. Картины Эрнста, как и книги Достоевского, затрагивают самые болезненные и типичные для человека проблемы: кто ты, можешь ли ты противостоять в мире злу, изживая его прежде всего в себе, можешь ли ты преодолеть в себе подпольного человека, о котором писал Достоевский. Черный человек есть в каждом из нас и борьба с ним — борьба тяжелая, изнурительная и тот, кто решается на нее, конечно, человек мужественный, каким и был Макс Эрнст.
Вы повергли меня в длительное размышление. Почему я не воспринимаю Эрнста и понимаю Достоевского, если между ними Вы находите общее? Согласен лишь с тем, что есть общее в мужестве, чтобы «заглянуть в ад». Объяснить мое разное отношение могу, пожалуй, малостью — всего лишь техникой: у Достоевского видишь человека, может быть, со всем его бессознательным, а у Эрнста — это извращение, для которого нужно самому придумывать психические нюансы. В мужестве Эрнсту, конечно, не откажешь — хватило даже до того, чтобы собственный отец его проклял…
И они мне нравятся. Наверное, потому что нахожу у них то, на что откликается моя душа.
Даа… Сильная личность! Мне очень близки художники философы, они как правило революционеры.
Сразу вспомнила графику Ф.Гойи…
А мне его творчество очень и очень нравится!!! У нас война с ее жуткими катаклизмами и искалеченными душами сотен тысяч не нашла выхода и, осмелюсь сказать, во многом поэтому наш человек, вернувшийся с фронта со своими душевными болячками либо тихо загнивал, либо спивался, чтобы не помнить ужасов войны. Психиатрия возникла не случайно, а искусство душевнобольных не только проявляет их болезни, но и через это помогает им выздоравливать. Я уж не говорю о том, что это искусство поражает своей болью, тревогами, невысказанными мыслями. Почти все великие были так или иначе, больше или меньше с психическими отклонениями. Не случайно Макс Эрнст на картине «Воссоединение с друзьями» (1922) нарисовал себя сидящим на коленях у Достоевского. Но, наверное, и Достоевского Вы не жалуете. Человек — это не только сознание, и не столько. По большей части он — это его бессознательное, которое страшит своей чернотой и небывалыми чудовищами, если в него вглядеться. У Достоевского и Эрнста хватало мужества, чтобы заглянуть в этот ад и описать его.
«Макс Эрнст знакомится с теорией Фрейда, которая привела его в психиатрические больницы. Здесь он заинтересовался искусством душевнобольных…»
Я, конечно, совсем не специалист, но думаю, что психиатрия не может однозначно определить, кто душевнобольной, а кто как бы здоровый. Макс Эрнст — достойный представитель деградации и маразма европейской цивилизации. Интересно, почему он не настолько известен, как Пикассо, Дали и многие другие не менее достойные художники? Деградация успешно прогрессирует. Совсем свежая новость: командующим сухопутными войсками США готовится стать гомосексуалист. Можно только порадоваться за военнослужащих сухопутных войск США и за все остальное прогрессивное человечество