Assidua Stilla Saxum excavat, что в переводе на русский означает «Тихая вода камень точит»; «Капля камень точит»; «Капля воды долбит камень постоянством». «Капля по капле и камень точит»; «Капля точит камень не силой, но частотой падения».
На востоке это называется практикой маленьких шагов, по английски - степ-бай-степ, а смысл того и другого - в постоянстве действий по достижению цели: терпением и малыми усилиями можно достичь многого, даже если первоначально кажется, что сил слишком мало, чтобы добиться невозможного. Но упорный всегда выигрывает в гонке, пусть и не так скоро, как хочется.
Капля маленькая и мягкая, камень – большой и твердый, но терпение и труд все перетрут. Мудрый Эзоп сочинил по этому поводу басню о зайце и черепахе.
Черепаха и заяц спорили, кто из них быстрей. Назначили они для состязания время и место и разошлись. Но заяц, полагаясь на свою природную резвость, не старался бежать, а улегся возле дороги и заснул. А черепаха понимала, что двигается она медленно, и потому бежала без передышки. Так обогнала она спящего зайца и получила победную награду. Басня показывает, что нередко труд берет верх над природными способностями, когда ими пренебрегают (Перевод М.Гаспарова).
Поговорку о капле используют, чаще всего, как мотивирующую и вдохновляющую на какое-то очень трудное дело, на продолжение действий, даже если видимых результатов пока нет. Примеров тому, как маленькие, но постоянные, усилия, приводят к успеху, очень много, особенно в литературе о монахах и ученых, да и в современной жизни – тоже.
Недавно прочитала статью о том, когда начинается отдача от блога. Оказывается – не ранее, чем через пять лет. Однако, не все готовы так долго ждать, каждый день вкладываясь в собственное детище: все хотят сразу и всё, но самое трудное – делать небольшие усилия каждый день на большом промежутке времени. У Сент-Экзюпери об этом даже есть особая молитва:
Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов. Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали. Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.
...Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную. Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко.
Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем. Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком. Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя! (Отрывок)
Судья, который ни людей не стыдится, ни Бога не боится, только отмахивается от ее просьб, но в конце концов она ему так надоела, что он решил выполнить просьбу, чтобы только отвязаться от нее. Другими словами, бедная вдова взяла неправедного и жестокого судью измором. Это был ответ Спасителя о том, как надо молиться.
Капля точит не только камень, но железную волю и разум: в Китае в древности была в ходу пытка каплей воды, от которой даже сильные духом сходили с ума. Впервые поговорка о капле и камне встречаются у древнегреческого поэта Хэрила, жившем в пятом веке до нашей эры, а в Европу она пришла с Овидием, несколько переиначившим ее, но сохранившим смысл:
Gutta cavat lapidem (капля камень точит).
Постоянными небольшими усилиями можно влиять не только на камень, но и на дух целого народа, изменяя его идеологию и ментальность, свидетелями чего мы являемся сегодня.
Есть еще одна латинская поговорка о воде
Akva profunda Est Quieta,в русском переводе - «В тихом омуте (болоте) черти водятся» или «Тихая вода глубока».
О таком говорят - себе на уме. Есть и другие варианты этой пословицы: «
Тихий человек подобен водяному – он тоже непредсказуем, а поговорка предупреждает, что многие вещи и многие люди только кажутся спокойными и тихими, но что творится у них в глубине - трудно представить и доверяться такому человеку можно только на свой страх и риск.
Ну и, наконец, третья латинская пословица о воде:
Contra Aquam remigamus – «Идти против течения» или «Лезть на рожон».
Впервые об этой пословице узнаем из письма Сенеки к Луцилию.
Сенека утверждал, что идти против течения вредно и бесполезно. Но тот, кто плывет по течению, превращается в конформиста, не способного противостоять никаким обстоятельствам жизни. Впрочем, нет единого абстрактного правила, кому и что следует делать.
Поэтому, чтобы решиться на независимость, следует оценить свои ресурсы. Но в любом случе человек вправе сам делать выбор, как ему поступать в каждой конкретной ситуации, здесь никто никому не судья. Вода – символ потока времени и образ текучего тела человека – невидимого и инертного бессознательного, а поговорки о воде - концентрированная мудрость о Жизни и человеке.
Если у кого-то есть в запасе свои интересные поговорки о воде, пожалуйста, поделитесь.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Колодцы. Сакральные и метафизические смыслы
- Троица Андрея Рублева
- Иеффай
- Вирсавия
- Два образа любви. Рахиль.
- Битва Гедеона. Окончание
- Ависага Сунамитянка и царь Давид
- Визуальная культура. "Библия для бедных"
- Притча о деревьях и терновом кустарнике
- Чего Лия добивается слезами, Рахиль добивается радостью
Замечательно!!! Кто автор?
Я воду пил из Ангары,
пришедшую в Иркутск по трубам.
Она спасала от жары,
ложилась сахаром на губы.
Вода знакома вологодская,
калининградская, Кубань-реки
башкирская, что родом из колодца,
куда спускался, цепляя ведра на крюки.
Я пил ее в пустыне Мангышлака,
на полигоне, что в Капустином Яру
к горячему прижавшись траку,
и знал: с водой я все переживу!
Спасибо, Татьяна!!! Как давно я не читала Ваших комментариев. Очень рада, что Вы зашли ко мне снова и, надеюсь, подписались, т.к. прежняя подписка бесследно исчезла вместе со всеми моими прежними читателями.
Статья настолько полная,интересная,много (для меня) нового,есть такие абзацы,которые ярко и убедительно дают исчерпывающий ответ на мои вопросы….Как всегда стиль безупречен и легок,словно дуновение прохладного и еле (физически) ощутимого воздуха…(ударение на втором слоге)С искренней благодарностью-Татьяна-
В библиотеку меня привела жизнь. А предметов у нас на истфаке было великое множество. Кроме истории (древнего мира, античности, средних веков, нового времени и т.д.) и околоисторических наук (историография, вспомогательные исторические дисциплины, археология, этнография) нам преподавали языки (немецкий, английский, латынь), педагогику, экономику, научный коммунизм, логику — может, что и забыла уже.
Историк? Никогда бы не подумала. А как же библиотека? И не знала, что на истфаках учат латынь. Сейчас тоже? А какие еще предметы у Вас были? У нас, на философском, например, была астрономия, физика, математика, всемирная литература, история (само собой) и даже история Византии (преподавал Сюзюмов), из которой не помню абсолютно ничего, хотя готовилась усердно и сейчас очень жалею, что от предмета остался только страх перед зачетом. Была и логика, и психология и много еще других общекультурных предметов. правда, искусствоведения не было, а жаль. Видимо, идеологи факультета посчитали, что и так студенты перегружены.
________________________________________________
Но я все равно завидую филологам.
Я, между прочим, историк по образованию, но латынь мы тоже изучали, и читали в подлиннике античных историков.
———————————————————————————————————-
А историкам я завидовала всю жизнь
К концу жизни стала завидовать филологам.
——————————————————-
Я, между прочим, историк по образованию, но латынь мы тоже изучали, и читали в подлиннике античных историков.
Конечно, лидер — тот, кто чувствует народ. Против народа идти невозможно, но и народу без лидера — никуда. Это два взаимосвязанных сосуда. Здесь мы с Вами сходимся. Но не каждый политик становится лидером, не каждый революционер — вождем народа и не каждый генерал — императором. Здесь требуется нечто большее, чем просто политика, революционная настроенность или военная подготовка. Плюс — воля и харизма, жажда власти и готовность за нее драться. Все должно сойтись, чтобы стать лидером: и личные качества, и историческая необходимость и готовность прислушиваться к народу (нации, обществу, роду).
…но куда тогда деть тех, кто в одиночку совершал революции,
Без лидера, который бы почувствовал настроения народа, невозможно никуда сдвинуться.
—————————————————————————
В одиночку не сдвинешь в истории ничего, нужна точка опоры — ближний, род, общество или весь народ, и лидеры это отлично понимают. Только тот настоящий лидер, кто может собрать команду из профессионалов, т.е. нужных людей для цели, идеи, работы … Наполеон без своей армии — никто, Ленин без народа — просто политик. Сталин без только рожденной страны советов с идеей всеобщего равенства — просто революционер.
Лидер рождается и выталкивается на гумусе идеи, которая накапливается в обществе, но никак не наоборот.
!!! Язык — великое дело, основа всего.
«…верить в силу одиночки — это здорово, но бесполезно»
________________________________________________
Ну, хорошо, допустим, что я согласилась, но куда тогда деть тех, кто в одиночку совершал революции, не обязательно в обществе, хотя и это возможно, если вспомнить большевиков (кто тогда верил в них, в эту маленькую кучку безумцев во главе с Лениным!), или того же Сталина, который тихо-тихо (капля по капле) прибрал власть в свои руки. Я уж не говорю о философах (Кьеркегор и Ницше — первыми приходят на ум сразу: все тогда боготворили Гегеля, а Кьеркегор все перевернул т поставил философию с головы на ноги) или ученых (Коперник; монах-одиночка Мендель, создавший генетику в своем тихом монастыре, Тесла, чью загадку до сих пор не могут разгадать и т.д.). Без таких одиночек общество бы так и осталось в каменном веке. Давний спор о роли личности в истории. Без лидера, который бы почувствовал настроения народа, невозможно никуда сдвинуться.
________________________________________________
По поводу надежды. Надежда — это великий обман или самоуспокоение, надеяться в общем-то не на кого, кроме Бога и себя.
О воде я начала писать с Вашей легкой руки, Надилель, когда Вы написали комментарий к моему давнему посту «Притча о колодцах» Тогда я только и задумалась о сакральности колодцев. И сделала себе зарубку, что надо обязательно еще раз вернуться к теме. И вот почти два года прошло и я наконец-то собралась и написала — сначала о сакральности колодцев, потом — о поговорках о воде. У нас нет такого трепетного отношения к воде, как у вас, потому что вода всегда есть и недостатка в ней нет. В на востоке — отношение к ней другое.
___________________________________________________
С пословицами: жаль, что все они на армянском языке. Вот о том, что вслед уходящему выливали кружку воды — читала, но думала, что эта традиция уже отошла в прошлое, потому что у нас принято садиться на дорожку, а выливать воду — никогда. И про «взбивать воду — тоже не слышала. Толочь воду в ступе — знаю. М.б. это одно и то же? И похоже на другую пословицу «носить воду в решете». О, оказывается и я знаю некоторые другие пословицы о воде.
Да, и на нервы капают капли. Тоже устойчивое выражение: «Что ты мне на нервы капаешь все время!» Частенько слышала. «Капля за каплей» — какое, оказывается, многозначное выражение!!! Спасибо, Надилель! От Вас я много чего узнаю!
Я — за каплю! …
——————————
Конечно верить в силу одиночки — это здорово, но бесполезно. Впрочим, человек придумал для себя так много бесполезного, но » верного», что вера в то, что он справится с проблемами в одиночку весьма заманчива, тем более, что все проблемы жизни остаются у нас в прошлом, а в будушем нам светит только надежда… Не удивительно, что у нас в народе говорят — Живем надеждой ( huysow aprumenk :))))
К концу жизни стала завидовать филологам…
———————————————————————
И я.
К концу жизни стала завидовать филологам. Я бы сейчас поменяла свое философское образование на Ваше филологическое. Латынь и греческий раньше учили в школах и гимназиях, как и логику. Жаль, что их исключили из школьной программы. Все-таки древние языки, хоть и мертвые, но лежат в основе европейской культуры. С греческим как-то попроще, наш алфавит основан на греческом (церковно-славянский — это почти калька с греческого), а вот с латынью — беда.
Я — за каплю! Конечно, море больше и круче, но без капли оно ноль. Здесь, думаю, уместна аналогия с обществом. Если немного перефразировать, то можно тогда сказать: как бы отдельный человек ни философствовал, общество останется обществом. И общество, и человек останутся на своих местах и я верю, как и мой любимый Кьеркегор, в силу одиночки и в силу капли.
Eсли для меня и есть что святое, то это вода. А у нас она, не побоюсь сказать, вкуснейшая в мире — холодная, чистая и тонкая
Я не пью чай, не люблю соки, компоты — только воду ( кофе исключение :))))))
Если мне плохо, я пью воду маленькими глотками и прошу ее унести мою боль.
Если я на Природе в горах, я пробую воду из каждого источника и наслаждаюсь уникальным вкусом каждого.
А в Ереване, на каждом шагу, пулпулаки, это небольшие каменные столбики с фонтанчиком питьевой воды — наклонись и пей.
По дороге на вахту, а я иду пешком из одного квартала в другой, и по пути есть 3 пулпулака, так вот я всегда пью только со второго — самая вкусная
Но вернусь к святости: дитя формируется в околоплодных водах, а главный знак появления чуда — отошли воды. Вы только вдумайтесь в смысл этих слов — это как прилив и отлив в океане — отошли воды и появился человек!
У нас уйма пословиц, поговорок и выражений о воде, а в дорогу моя мама всегда выливала кружку воды вслед уходящим — пусть дорога как вода легкой будет ( джири чампа )
А еще есть такая — взбивать воду ( джур цецель) — бесполезный спор
И на последок по поводу могущественных капель, они у нас не только камень точат, но и на нервы капают и по капле из тебя уходят, и чисто плачут, и все это в словах, к которым добавляют просто — капля за каплей (катиль, катиль
Сразу вспомнились студенческие годы, уроки латыни. Мы тогда заучивали крылатые латинские выражения, для зачёта — 100 выражений. Про каплю помню до сих пор, причём в её полном виде: Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo (капля долбит камень не силой, а частым падением).
Как бы капля не философствовала, море останется морем. Дж. Руми