Не заметить его было просто невозможно: он торчал как заноза, как гвоздь, возбуждая волны ненависти у одних, преклонение – у других и любовь – у третьих. Суассонский собор 1121 года признал Пьера Абеляра еретиком, а его книгу «Введение в теологию» - заслуживающей сожжения.
Интересно, что все обвинения против философа выдвигались в его отсутствие: никто не решался вступать с ним в открытое сражение. Кто выйдет победителем из этого спора, было ясно всем: никто не смог бы опровергнуть его доказательств и потому предпочитали просто не вступать с ним в дискуссию.
Почти через двадцать лет его вновь будут судить, но уже тяжело больного и сломленного историей с оскоплением и бедствиями, посыпавшимися после этого на его голову: Санский собор 1140-го года осудит его книгу «Теология», а самого богослова приговарит к заточению в тюрьму. Избежать этого удалось только благодаря заступничеству перед Папой известного церковника.
Когда больной и измученный бесконечными нападками, Пьер Абеляр утратил свой бойцовский пыл и сил возражать на бесконечные упрёки в богохульстве и неверии уже не осталось, то все многочисленные ученики, когда-то называвшие его владыкой философии, оставили учителя, и он тихо умер всеми забытый.
Верной до конца осталась только его возлюбленная Элоиза, которой он завещал похоронить своё тело и молиться о спасении его души. Время, однако, как всегда, всё расставило по своим местам: Пьер Абеляр вошел в историю
Начинаясь с описания головокружительных успехов, обернувшихся интригами и предательством, исповедь Абеляра заканчивается стремительным падением героя и признанием своего полного поражения и справедливости понесённого наказания. Книга - шедевр средневековой и мировой литературы, аллюзиями на которую стали многие произведения других выдающихся писателей и поэтов.
Слыть отщепенцем в своей среде согласится далеко не каждый, тем более во времена, когда индивидуальность осуждалась, а корпоративная этика работала по принципу: защищай своих - бей чужих. Пьер Абеляр в своей среде всегда был белой вороной и гадким утёнком. Платой за непохожесть на других стали потеря любимой женщины и сына, крушение карьеры, сожжение самой ценной для него книги «Введение в Теологию», постоянный страх, отчаяние и тревога.
Побежденный и сломленный, в конце жизни он решил быть как все, но было уже поздно: смерть стояла на его пороге. Долгое сопротивление окружающему миру объясняется во многом его происхождением: он принадлежал к рыцарскому роду и всю жизнь сражался как рыцарь. Обладая критическим умом и получив хорошее образование у известных учителей (Росцелина, а потом у Гийома и Ансельма Ланского), молодой человек решил ехать покорять Париж, центр философии и богословия.
Он отличался от других ярко выраженным логическим мышлением, владел диалектикой и умением убеждать других и это помогло ему стать авторитетным
Но надо сказать, что скромностью и смирением Пьер Абеляр действительно не страдал, по крайней мере до тех пор, пока его слава и авторитет не превратились в скандальные сплетни вокруг его любовной связи с Элоизой: в гремучую смесь гордыни, высокомерия и непобедимости добавилась запретная любовь.
Отношение к женщине в средневековье было однозначным – исчадие ада и соблазн для мужчин. Брак для всех церковнослужителей был запрещён, а если всё-таки священник женился, то его отстраняли от всех церковных должностей. Это было главным аргументом, почему Элоиза, полностью разделявшая точку зрения церкви во взглядах на женщину, отказывалась вступать в брак с Пьером Абеляром.
И только когда стало невозможно скрывать её беременность, Абеляр и Элоиза втайне от всех оформили свои отношения официально. Но это их не уберегло: маховик мести и зависти уже был запущен. Вскоре он начал проигрывать и в спорах: ставка только на рациональность в объяснении веры и любви не оправдалась.
Эти утверждения и стали предметом жестоких нападок на Абеляра, особенно со стороны мистически настроенного Бернара Клервосского, сравнившего Пьера со змеей, выползшей из своего логова. Но такие резкие обвинения стали появляться, только когда
Почувствовав слабость тяжело больного Пьера Абеляра, все вдруг очнулись от интеллектуального оцепенения и тайных интриг и «смело вышли на бой с семиглавой гидрой». Во всех своих проявлениях Пьер был слишком умным, слишком знаменитым, слишком гордым, слишком изощрённым в знаниях и умении убеждать, чтобы быть незаметным.
И это «слишком» проходит через всю жизнь философа, который словно вытаскивал себя за волосы из болота обыденности. Таких никогда и нигде не любят: как не любили в средневековье, так не любят и сегодня. Человек не меняется, он всегда будет испытывать зависть и злобу к тем, кто не похож на него. Именно такая история случилась с Пьером Абеляром, который долгое время сопротивлялся окружению, но в конце концов вынужденный сдаться…
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Маттиас Грюневальд
- Страстной вторник.
- Православная икона. Пространство и время
- Пасха. Христос Воскресе!
- Икона "Успение Богородицы"
- Летопись обращения
- Постная Триодь. Притча о мытаре и фарисее
- Трубы Апокалипсиса.
- Преображение Господне
- Молчание. Место, где рождается слово
Пожалуйста, читайте, как Вам удобно.
Тина, спасибо! Прочту всё подряд!
Иак и развивается общество, если конечно в этом обществе есть абеляры
_____________________________________________________________________________________
Как это верно, Надилель! Такие люди будут всегда и всегда они будут притчей во языцех — при жизни и славой страны — после смерти. Это, как сейчас говорят, сакральная жертва, которая приносится на алтарь науки, религии или искусства — без разницы. Чтобы пробивать брешь в традиции, надо быть рыцарем не только по происхождению, но и по сути. Противоречие, злоба, ненависть, традиция — всё взаимосвязано. В обществе всегда есть школы, устоявшиеся нормы, мэтры от науки или от религии — неважно. Они всегда будут сопротивляться изменениям, потому что это будет подрывать их авторитет, власть и силу. Они будут изматывать своего оппонента до конца, уничтожая морально и, если не будет другого выхода, и физически.
Дело не в зависти и злобе, дело в отрицании — что смерти подобно. На этом противу — речии и развивается всё сущее, и религия — не исключение, как очень того хотят-свят-свят, а подтверждение этого отрицания.
Так как на протяжении веков, власть была у религии, то и восставать новому течению в обществе, приходилось прежде всего сопротив неё, и как любая власть — религия миловала или проклинала.
Так и развивается общество, если конечно в этом обществе есть абеляры. И обречено оно на вымирание, если в нём оппозиции нет…