(Начало
О самом Пифагоре складывались легенды, притчи и иначе как божественным его не называли. Многие знают о нем только как о создателе математического учения о числах и по теореме его имени, но он был, прежде всего, философом.
Его место в одном ряду с Лао Цзы, Кнфуцием, Буддой и Заратуштрой, хотя учение Пифагора менее воинственно, чем у перса, менее ригористично, чем у китайского аристократа, более жизнелюбиво, чем у индусского учителя, а по широте и благородству не уступает учению великого даоса.
Заслуги Пифагора можно перечислять долго: он создал систему начального, среднего и высшего образования; от него берет начало раннехристианская апологетика и экзегетика; его вклад в математику, физику, астрономию и оптику трудно переоценить; ему принадлежит первенство в введении в культурный оборот слов: философ, калокагатия, эзотерика, символ, гипербола, эллипс, парабола, цикл, симметрия математик и так далее.
Он был ясновидящим пророком и просветленным Учителем, скромно называвший себя любителем мудрости. Пифагор стоял во главе философской школы, которая являлась на протяжении веков образцом братства и духовного союза, оставившая след в искусстве, науке, религии, философии и политике.
Сам философ почти ничего не писал, хотя сохранились некоторые его труды (о чем существуют разноречивые мнения), цитаты из его речей, записанные учениками, и несколько писем, подлинность которых тоже сомнительная. До нас дошли «Золотые стихи пифагорейцев», написанные самим Учителем, иногда называемые молитвами.
Юноша, горних богов почитай, подчиняясь закону.
Попусту клятв не давай. Чти героев преславных и бойся
Гнева божеств, что живут на земле и в глубинах подземных.
….
Сдержанной речи внимай и деяньям, идущим на пользу.
Другу ошибку прости, если он оступился случайно;
Будь, сколь возможно, терпим, ибо долг и возможность – соседи.
Также запомни: пора научиться обуздывать страсти:
Тягу к обжорству и сну непомерную, плотскую похоть, приступы гнева.
….
Будь осторожен в словах и на деле. Суди справедливо: строже себя, чем других.
Не желай невозможного, зная, что неизбежен конец и от смерти никто не спасется.
(«Золотые стихи пифагорейцев», отрывки)
Но прежде создания своей школы Пифагор едет учиться у жрецов в Египет, где остается двадцать два года. Здесь он выучил египетский язык в трех его разновидностях, занимается наблюдением за небом и изучает геометрию. Утверждают, что в Египте Пифагор попал в плен к вавилонянам. Но и в Вавилоне он продолжает учиться, теперь уже у магов: наукам о числах, музыке, природе богов и умению разгадывать сновидения.
В Вавилоне Пифагор прожил еще двенадцать лет, после чего вернулся на родину, в Самос. Ему уже пятьдесят шесть лет и он начинает свой путь Учителя. Сначала занимается обучением всех, но его мало кто понимает, да и желающих учиться было тоже немного.
Тогда он идет на хитрость. Увидев однажды молодого юношу, играющего в мяч, пообещал ему кормить его и поить, а взамен он будет учиться у Пифагора. За каждый освоенный юношей урок, Пифагор ему платил, но когда тот втянулся в учебу, то сам стал зарабатывать на пропитание себе и учителю, чтобы тот продолжал с ним занятия.
Потом философ уехал в Италию, где от учеников уже не было отбоя. Кто-то говорит о шестистах, кто-то - о трехстах. На первую беседу с ним пришло более двух тысяч человек, часть из которых осталась с Пифагорам, следуя всем правилам Учителя (философы), часть стала только его слушателями (акусматиками).
Так образовалась первая община, ставшая потом известной как прославленная школа пифагорейцев. Община имела общее имущество, свои законы и свое гражданское устройство. Ученики проходили строгий отбор: три года только ждали, проходя испытание на твердость и желание учиться.
Потом пять лет - воздержание от слов, абсолютное молчание, что было самым трудным испытанием. Только затем его имущество могло поступить в распоряжение общины. Если ученик не выдерживал, то ему все возвращали в двойном размере. За имуществом следили специальные люди, которые имели опыт и слушали Учителя, не видя его лица. Это были акусматики.
И только пять лет безмолвного обучения экзотерике, акусматики получаи допуск к общению с Учителем и переходили в статус математиков-эзотериков, которым разрешалось входить в святая святых - к Учителю и слушать его лекции лицом к лицу. Это и были пифагорейцы в полном смысле слова.
Кто не выдерживал, того хоронили: там, где сидел "умерший" ученик, насыпали холмик и устанавливали обелиск. Это означало, что болезнь ученика оказалась смертельной и врач (Пифагор) был бессилен.
Жизнь человека Пифагор делил на четыре периода, так же, как делился год на четыре времени года. Двадцать лет – мальчик (весна), двадцать – юнец (лето), двадцать юноша (осень), двадцать старец (зима). Пифагор запрещал молиться о себе, считая, что человек не может знать, что ему полезно. У философа было множество особых знаков и правил:
•Огонь ножом не разгребай: т.е. не задевай гневливых
•Сердце не ешь: т.е. не подтачивай душу страстями и горем
•На хлебной мере не сиди: заботься не только настоящем, но и о будущем, хлебная мера – это только сегодняшний день
•Через весы не переступай: т.е. равенства и справедливости не забывай
•Уходя, не оглядывайся: т.е. перед смертью не цепляйся за жизнь.
Были и другие знаки-символы. Сам Пифагор тоже следовал строгим правилам: всегда носил белые одежды, постель –тоже была всегда белой и свернутой после сна, ел он только мед и хлеб, на закуску – овощи, редко – рыбу; от смеха, игр и пошлых рассказов – воздерживался; пока гневался, никого не наказывал.
Об образовании Пифагор говорил только в превосходной степени: оно остается верным нам до самой смерти; учиться надо, пока душа способна запоминать и вмещать; надо постоянно упражнять свою память; но учиться следует медленно, от самого простого и мелкого, постепенно восходя к вечному.
Очень интересно учение Пифагора о числах. Нечетные числа – мужские, четные – женские (потому что делятся). Кроме четных и нечетных есть числа четно-четные (например, 22 или 44), нечетно-нечетные (например, 11, 33 и т.д.), четно-нечетные и т.д. Каждому числу в пределах десяти он присваивал особые значения:
Единица – мужская часть души, начало всех чисел, монада, единение, ей соответствует точка. Двойка – двойственность, причина противоречий, женская половина души, атрибут меланхолии и фантазии; троица – содержит в себе целое: рождение, середину, смерть; трехмерность пространства, тройке соответствует плоскость.
Четверка – основа десятки, гармонии и музыкальных интервалов, прообраз четырех частей света и четырех стихий, символ гордости и справедливости. Пятерка – символ уравновешенности. Шесть – символ невоздержанности и ненасытности.
Семерка – предвестник насилия, зависти и похоти. Восьмерка (октава) – четно-четное число, предвещающее меланхолию. Девять – признак справедливости, Десятка – совершенное число, символ Космоса пифагорейца.
Пифагор открыл золотое сечение, тайну симметрии и асимметрии, считал геометрию обязательной для философов, а время перед сном и после – самым важным для размышлений. Его философия должна была вызволить врожденный разум от оков.
О смерти философа тоже есть легенда. Против Пифагора и его школы был устроен заговор, т.к. знатные особы считали престижным поступить в школу, но испытаний не выдерживали. Так возник заговор богатых: дом, в котором собрались ученики, подожгли. Но ученики, бросившись в огонь, телами проложили путь Учителю, чтобы он смог по ним, как по мосту, выйти из огня. Но оставшись без друзей, Пифагор затосковал и покончил жизнь самоубийством.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Блёз Паскаль. История обращения
- Даосская алхимия Гэ Хуна
- Рене Генон. Рыцарь Традиции
- Антонен Арто. Жестокость как лекарство
- Джебран Халиль. Поэт-философ
- Китайская мудрость. Люй Бу-вэй
- Спиноза. Часть 1
- Пьер Абеляр
- Сюсаку Аракава: от философии к архитектуре
- Николай Заболоцкий. Русский космизм
Спасибо, Юра! Капля камень точит. Надо все-таки взяться и почитать. И составить собственное мнение о нем. В любом случает думаю, что это будет не скучное занятие.
Тина, я вам давно уже толкую…, не пора ли взяться за нашего дорогого Вильяма… Шекспира ( помните «берегись автомобиля»!), прошу прощения…, Бхагавана Раджниша…:):):)
Он был не только мистик…, он изучил все современные философские течения, прежде чем от них отказаться, в пользу…, мистической трансформации…
У него есть книга: «Books I have loved» — там такой список!!!
Пошлю вам по почте…
Я сама сильно радуюсь, что могу поговорить о своих любимых философах. Когда-то, в начале девяностых, когда было много свободного времени (отправляли на 2/3, время вынужденной безработицы и безденежья), я снова стала их перечитывать и читать то, что когда-то не успела. Тогда у меня родилась мысль — когда-нибудь создать свою «церковь» из моих любимых писателей, философов, поэтов, художников. Я стала собирать свою «ромашку» на бумаге, где размещала их в определенном порядке. Я не знала, в каком виде это будет возможно: так далеко это было от реализации. Интернет только-только появлялся. И вот через двадцать лет казавшаяся когда-то несбыточной мечта-фантазия сбывается. Я сама не могу в это поверить. И оказывается, что и другим мои любимые интересны.
Еще один забавный случай был со мной. Это было еще в семидесятые годы, тогда входили в моду астрология и гадания о том, кем ты был в прошлой жизни. Мне сказали, что жила я в Португалии и занималась росписями храмов. Тогда мне это показалось не серьезным, даче чепухой, но почему-то запомнилось. А теперь думаю, что, наверное, это могло быть так. Меня интересует и богословие, и живопись, хотя в то время была так далека и от того, и от другого и иначе как пустыми развлечениями все эти предсказания и не казались.
Не знала, что Пифагор так популярен на западе, хотя, конечно, все, что он сделал, и сам философ — необыкновенны. Очень неординарная личность! Спасибо за подсказку о «Золотых стихах» Ошо. Не знала, что он писал о Пифагоре. Нашла книгу в Интернете, ниже — ссылка. Жаль, что не знала о ней раньше, до того как написала свой текст. А м.б. и хорошо.
В этой ссылке есть и другие книги Ошо. Заинтересовали «Беседы о Гераклите», «Заратустра», «Код Иисуса» и другие. Вот интересно, был ли Пифагор в Индии. По одним источникам был, но Ямвлих и Порфирий об этом не упоминают. М.б. Вы знаете об этом что-нибудь? Наверняка Ошо затрагивал эту тему.
Ух тема… и Личность и Учитель и Мудрец и Человек!
У Ошо ( мой любимец!) есть цикл бесед, затем объединенных в книгу:» Философия Преннис »
по «Золотым стихам» Пифагора на 384 страницы…, увлекательная трактовка учения Пифагора!
Собственно — это трактовка — медитация на «Золотые стихи» Пифагора…- роскошная книга !!!
Можете взять в электронном виде…
на Западе, он один из самых самых…!!!
Почему никто не решился сделать фильм о нем ! Интереснее Илиады…
Дорогая Тина! Как хорошо , что Вы есть! Почему бы не собраться и посудачить о Пифагоре или о Ницше?! На это не хватает ни знаний, ни желаний.( это о моём круге) И только с Вами можно отвести душу. СПАСИБО.