Пространство-время

prostranstvo_vremja

Сальвадор Дали

Одним из самых загадочных понятий с древних времен  является понятие "пространство-время". Но когда я училась на философском факультете, такого понятия не существовало: была отдельно категория пространства и отдельно – времени.

Более того, если включить разум (что было естественным в условиях, когда философия считалась наукой), то легко доказывается, что времени вообще не существует, как, например, доказывал, что нет движения известный древнегреческий философ Зенон. А нет движения - нет и времени, поскольку в каждый конкретный момент "летящая стрела" из апории Зенона покоится и всем известно, что:

есть только миг между прошлым и будущим, а Блаженный Августин любил говорить: "Я прекрасно знаю, что такое время, пока не думаю об этом. Но стоит задуматься - и вот я уже не знаю, что такое время!"

Но вот что интересно: время, как у Хлебникова, может действительно становиться пространством, в котором одновременно действуют разные века и языки, существующие одновременно в едином пространстве времени. И это пространство имеет свои законы, которым подчиняются все люди, народы и государства.

И выведению этих законов великий маг и заумник Велимир Хлебников  посвятил почти всю свою жизнь. И не он один так думал. К примеру, сейчас я читаю книгу Водолазкина «Лавр», удостоенную в 2013 году премии "Большая книга"), в которой все времена переплелись в едином пространстве языка-времени.

По сути автор  следует хлебниковской традиции, которая позднее была подхвачена Д.Лихачевым, а теперь - и его учениками. На одной странице Евгения Водолазкина мирно сосуществуют,  легко переходя один в другой, библейский язык,  язык молитвослова, святцев и современный язык,  язык трав и народных рецептов. Собранное вместе все это богатство являет собой чудесный языковой букет в едином пространстве-времени.

Поэтому и нельзя дать никакого разумного ответа на вопрос: «Есть ли время?» Можно дать только ответ неразумный, на за-умном языке Хлебникова. Однако попытки понять пространство-время всегда были и будут, потому что человек не может выскочить из времени, он обречен в нем жить и умереть в нем.

prostranstvo_vremja4

Фотография Andre du Plessis

Всему свой час, и время всякой вещи под небом: время рожать (жить) и время умирать, время насаждать и время вырывать насаженное, время убивать и время лечить, время разрушать и время строить, время плакать и время смеяться, время стенать и время скакать, время разбрасывать камни и время собирать камни, время обнимать и время удаляться от объятий, время искать и время терять, время сберегать и время бросать, время разрывать и время сшивать, время молчать и время говорить, время любить и время ненавидеть, время войне и время миру. - Библия — Экклезиаст, 3:1 -8

***

Старость — вещь неплохая, если, конечно, не знать — чем является она по отношению к началу.  –Мартин Бубер

***

Бойся времени даже тогда, когда оно улыбается тебе. - Забара

***

Все вы молоды в той мере, в какой пронизаны верой, и стары в той, в какой подвержены сомнениям; молоды настолько, насколько в себе уверены, стары настолько, насколько охвачены страхом; вы молоды, как ваша надежда, стары, как ваше отчаяние. - Ульман

prostranstvo_vremja2

Фото Дмитрия Максимчука

***

Никто не стареет от прожитых лет. Стареют люди от утраченных иллюзий и растерянных идеалов. - Ульман

***

Тот, кто служит своему времени, — служит всем временам. - Фришман

***

Сын твой, когда ему пять лет, — твой повелитель; когда ему десять — твой раб; когда ему пятнадцать, — твой двойник; но потом уже — одно из двух: либо друг, либо враг, в зависимости от воспитания. - Хасдай

***

Нет ни одной идеи, в которой я был бы уверен, что она выдержит испытание временем. - Эйнштейн 

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Мысли вслух and tagged Мудрые мысли. Bookmark the permalink.

20 Responses to Пространство-время

  1. Вольдемар, порадовалась за Вас. Комментарии афоризмов мне очень нравятся, потому что они — пусковой механизм для собственных мыслей, я сама так делаю, когда, например, размещаю притчи. Про второй и третий афоризм: Вы, как всегда, категоричны «Чушь». Но тут же говорите, что это личный опыт того, кто написал афоризм. Собственный опыт — это вовсе не ЧУШЬ! Это КЛАД!

  2. Физику и математику изучала в школе и университете и до сих пор стоит перед глазами картинка, где в Космосе — планета, а ее волнообразно огибает пространство. Так что мои утверждения не плод моего больного воображения, хотя спорить с Вами я не буду. Вам, как математику и физику, виднее. Что касается матлогики, то тоже изучала в университете, поскольку логика — это философская дисциплина.

  3. Владимир Уманский says:

    Уважаемая Тина! Мне нравятся некоторые мысли в Ваших статьях, поэтому решил ответить. Очень жаль, что Вам не интересны физика и математика. Ну нет такого в теории относительности. что пространство изменяется в зависимости от тела. (там речь идет (СТО и ОТО) об относительной скорости релятивистской). Если хотите, вот Вам моё определение — поскольку человек и его сознание есть объект (и субьект) пространства. Время есть способность человека сравнивать два и более соизмеримых (по скорости изменений) периодических процесса (функций -это для физ-математиков). Это определение дает возможность решить и доказать большинство проблем в теории чисел и физике. Пишу об этом книжку, (доступную пониманию старших школьников и первокурсников мехмата) где показываю. что такое иллюзии времени. с доказательством некоторых проблем в математике, в том числе проблемы Гольдбаха — Эйлера и гипотезы Римана.
    Кстати, рекомендую познакомиться с математической логикой -очень полезна для некоторых ученых и способах доказательств.

  4. Вольдемар says:

    Разок хочу написать здесь, но не о теме, а про афоризмы:

    «Нет ни одной идеи, в которой я был бы уверен, что она выдержит испытание временем». Понравилось. Очень верно.

    «Никто не стареет от прожитых лет. Стареют люди от утраченных иллюзий и растерянных идеалов». — Чушь. Пусть остаётся на совести Ульмана, это он про себя написал

    «Сын твой, когда ему пять лет, — твой повелитель; когда ему десять — твой раб; когда ему пятнадцать, — твой двойник; но потом уже — одно из двух: либо друг, либо враг, в зависимости от воспитания. — А это совершенная чушь. Свой горький опыт высказал Хасдай

  5. Пространтсво измеряется протяженностью (аналогом длительности времен) и конкретным местом, в котором находишься (аналог неподвижности времени). Пространство и время структурируются как по вертикали, так и по горизонтали. Они аналогичны друг другу абсолютно. Пространство, как и время, тоже может двигаться, а может быть неподвижным, как и время. И то, о чем вы пишите, это только субъективные ощущения, только на первый взгляд кажущиеся очевидными. Но на самом деле все сложнее. Возьмите теорию относительности, в котором пространство изменяется в зависимости от тела, или течение времени в космосе совсем другое. Или понятия евклидово пространство, где параллельные прямые никогда не пересекаются, а в римановой геометрии они пересекаются. Пространство и время самые общие категории, в которых мы существуем, но представление о них у всех свое, оно субъективно, хотя философы и утверждают, что они объективные характеристики материи. Я, как идеалист, согласна с Хлебниковым и его теорией времени-пространства. Вы, как материалист, придерживаетесь другой. И это нормально. Дело лишь в том, какая концепция дает возможность развития и движения конкретному человека. Объективная точка зрения меня никуда не двигает, разве что к физике, но мне это неинтересно.

  6. Андрей says:

    Но со временем мы всегда связываем изменения? Или нет?
    Если нет, то это уже и не время, а неподвижность!
    Время изменения потому, что так кажется! Просто так, кажется!
    А пространства?
    А просто нас они то защищает, то окружает, а то и непонятно зачем мешают и путают, бывают нас и убить могут.
    Да по всякому бывает!
    Это наша сфера жизни!

  7. Время тоже монолит, если принимать не его сиюминутное, а как целое, начиная от древности и до наших дней. Таким было время в представлении Велиимра Хлебникова. Не зря о нем говорили, что он не знал слова «современник». Для него современниками были все сразу. Время — это пространство, в котором живут все одновременно. Другое дело, что мы не можем оживлять многих, находящихся в других временных пластах. Но это уже наши личные проблемы.

  8. Андрей says:

    Есть такое субъективное мнение и оно именно моё!))
    Пространство – устойчивость, а время – изменчивость!
    И вот они вокруг друг друга и крутятся!))

    И это такой субъективный, чисто феноменологический, описательный взгляд! Взгляд-ощущение!
    Время течёт, а пространство монолит. Относительно, конечно!)

  9. Очень интересные у Вас размышления о покое, движении и Бытии. Конечно, в абсолютном покое находится только Бог. Люди — не боги и в абсолютном покое они находится не могут в принципе. Формой существования Бытия является не движение, а природа, человек, общество. Движение же — способ, каким они существуют в своем Бытии. Сознание для Вас — это что? Тоже форма Бытия? Да, если под ним понимать Солярис. Законы Бытия — это вообще другая тема. Законы Бытия общества, человека, природы и Сознания — все-таки разные. Так думается.

    Но это уже специфически философский спор, в которые мудрецы не участвуют, потому что философия — это не мудрость, а размышление по поводу вечных сущностей, к коим безусловно относится Бытие и Время. И рассуждения философов о них уместны и понятны. У Мартина Хайдеггера ( одного из моих любимых философов) есть трактат «Бытие и время», в котором он подробно рассматривает то и другое, начиная с античности. Так вот во вступлении, он, на мой взгляд, очень точно говорит:

    вопрос о Бытии «не давал передышки исследованию Платона и Аристотеля, чтобы, правда, с тех пор и заглохнуть — как тематический вопрос действительного разыскания. То, чего достигли эти двое, продержалось среди разнообразных подтасовок и «подрисовок» вплоть до «Логики» Гегеля. И что некогда было вырвано у феноменов высшим напряжением мысли, пусть фрагментарно и в первых приближениях, давно тривиализировано».

    Вот я и думаю, что мудрецы вопрос Бытия тривиализируют, опуская его на уровень повседневности и прагматики. Прямо по Марксу: «Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его». Вот и изменил мир!!! До сих пор расхлебываем. Так и мудрецы: хотят изменить человека, что приводит к такому же плачевному результату, как и изменение мира философами. Каждый должен заниматься своим делом. Изменить человека невозможно, если только он сам этого не захочет. И потому все выкладки тех, и других (философов и мудрецов) имеют одну цель — самовысказывание, а никак не их практическое применение, как некоторые из них пытаются в этом убедить остальных.

  10. yuriyapril says:

    Покой есть, пусть и теоретически, поскольку практически его трудно достигнуть.
    _______________________________________

    Правильно Тина, мы живем не в теоретичесом мире ( например мире математике ) — в нем допускается все!

    Движение — ничему не противопоставляется, оно — есть форма существования Бытия. Энергия — есть вечное движение, превращение…, Сознание, пронизывающее Бытие и позволяющее всему быть, модулирует энергию и в результате мы фолучаем мириады форм, вопплощенные в материи…, и все — движется и превращается из одного в другое…Возможно в непроявленном мире возможен и покой, в чем я сильно совневаюсь, поскольку законы Бития одни, как для проявленного, так и непроявленного мира.

    Древние всегда говорили о покое ума — вот он действительно есть…, А вот в Сознаниии — нет покоя, в противном случае «сознание — покой» модулировало бы энергию, а модуляция постоянной величиной не содержит в себе информации, то есть не несет на себе никакой функции — и значит попросту не существует, ни среди проявленного ни среди непроявленного!

    Ну а философы…, они всегда что — нибудь говорят…, но как вы знаете, я больше доверяю физикам и мудрецам..

    Спасибо, за открытие пространства для высказывания…

  11. Согласно с Вашим замечанием, отнесенное к Михаилу.
    А вот что касается покоя, то здесь мы с Вами расходимся. Движение противопоставляется все-таки не молчанию, а покою. Молчание еще не значит покой. В молчании человек может бесконечно разговаривать сам с собой и до покоя ему будет очень далеко. А вот в философии покой присутствует у всех, кто говорил что-нибудь о движении и покое. Вот, например, китайская философия:

    ДУН — ЦЗИН «Движение — покой».
    Терминологич. выражение филос. дихотомии. Впервые она встречается в «Дао дэ цзине» (4 в. до н.э.), где «движением (подвижностью, действием — дун) дао» объявлена «возвратность» (фань), подразумевающая цикличность любых мировых процессов, к-рые ведут к их собств. «истоку». Каждое «возвращение (фу) к корню» равнозначно состоянию «покоя» («спокойствия, невозмутимости» — цзин и является «восстановлением (возвращением — фу, т.е. реализацией) предопределения».

    Онтологич. первичность «покоя» в той или иной степени признавалась большинством крупнейших мыслителей-неоконфуцианцев. Чжан Цзай (Ив.) сформулировал тезис «движение не приходит извне» (дун фэй цзы вай); причина «коловращения вещей» изначально присутствует в мироздании в виде внутр. «импульса» (цзи (1)): само «движение» содержится в «покое» и потенциально безгранично.

    А Парменид вообще сказал: «Бытие лежит (в смысле – покоится)».
    Да и другие философы любили порассуждать о покое и движении. Например, ф Философском словаре дается такое определение покоя: «Покой — форма установления меры, неравновесной устойчивости между противоположностями».

    Покой есть, пусть и теоретически, поскольку практически его трудно достигнуть. Как сказал Паскаль: «Всего невыносимей для человека покой, не нарушаемый ни страстями, ни делами, ни развлечениями, ни занятиями»

  12. Ваши комментарии меня приводят в детский восторг!!! И поднимают настроение.

  13. nadilel says:

    Время, понятие абстрактное, (придуманное) а человечество застряло в нем, как заноза в …, потому как считает его материальным 😉

  14. yuriyapril says:

    Тина, вы путаете — покой и молчание… Покоя вообще быть не может в Бытии, все движется и изменяется, как и нет ничего — абсолютного, поскольку оно мертво — в нем нет развития, нет жизни, не присутствует существование, как таковое…
    Молчание…, в нем нет ума и конечно молчание — выше ума. В молчании отсутствует ум, но присутствует — Сознание.
    По поводу Михаила…, когда вы идете из пункта «а» в пункт «б» — каким бы ни был труден путь, можно конечно утверждать — «так трудно и невозможно его пройти !» — в этом не много доблести … но нужно идти по нему и лишь в конце, получив истинное переживание от пройденного, можно рассуждать на тему, как он был труден и оценивать его…
    Делать же оценку в начале пути…, — так поступают незрелые души… ( это не оценка, а констатация факта).

  15. Да, на все времена! И очень актуально, особенно для Украины, да и для России — тоже.

  16. Захар Правдин says:

    Спасибо за Высоцкого — очень современно, на все времена.

  17. Юра, спасибо за комментарий, еще раз убеждающий, что ум не в состоянии определить ни время, ни пространство в его полноте и сути. Гносеология бессильна перед онтологией. Зенон, на мой взгляд, своими апориями хотел доказать вовсе не невозможность движения, а невозможность его помыслить логически. Только личное существование, бытие, как Вы правильно заметили, могут дать понимание пространства-времени. Покой выше движения, это высшая его точка, к чему движение стремится, как высшей точкой говорения есть молчание. Но редко кому удается достигнуть покоя и молчания. Разве что монахам, святым и мудрецам. Они все стремятся к покою и безмолвию. Покой — внутренняя активность духа, движение — внешняя активность тела. Последнее особенно модно в наше время. Внешнее суетно, внутреннее — трудно достижимо, а главное — трудно выразимо. Хлебников это почувствовал и понял своим гениальным чутьем. Другого такого поэта, как Хлебников, в России никогда не было и не будет еще долго. Что касается афоризмов, то да, они все укладываются в физическое или эмоциональное время (по Вашей классификации). И потому очень понравилось Ваше определение времени в духовном смысле. Очень красиво и точно: «время есть измерение пространства», хотя физически мы привыкли измерять пространство метрами и кубометрами.

  18. Действительно, тема очень глубокая, но у каждого человека есть свое представление о времени, что выражается в афоризмах, а их нетрудно комментировать, потому что с какими-то из них соглашаешься, с другими споришь, а третьи — вообще кажутся странными. Спасибо, Михаил, за отклик на действительно трудную тему.

  19. yuriyapril says:

    Насчет движения Зенон конечно поторопился…, только движение и есть в нашем Бытии, движение — есть его основное качество!

    Пространство — то, что позволяет всему быть. Оно не энергетично, и как следствие — не материально, но пронизано Сознанием.
    Время: а) физическое (социумное ) – придумано человеком для согласования коммуникаций и взаимодействий.
    б) эмоциональное ( психологическое ) – зависит от ассоциаций, чем более вы сосредоточены, тем быстрее идет время. Вне нас времени — нет. Время существует только для нас, как внутреннее переживание.
    в) в духовном смысле – это движение энергии ( материи) в пространстве… Время есть измерение пространства.

    Почти все высказывания о времени — относятся к пунктам а) и б) и только Хлебников!
    Так что Хлебников не зря считается гением, поскольку провидел будущее в какой – то мере…

  20. Михаил says:

    Тема настолько глубокая и философская, что ,по-моему, не возможно комментировать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *