Первая любовь
С одной стороны - возвышенная романтическая
И, как ни крути, получается, что нелюбимая, практичная, приземленная Лия, любившая мужа до самозабвения, стала Иакову настоящей женой, родившей ему шестерых сыновей, из колена одного из которых и произошел Спаситель.
Именно она стала прародительницей народа Израильского, а не Рахиль, родившая прекрасного Иосифа только на исходе седьмого года замужества. Лия все это время терпеливо ждала, ждала, когда муж обратит свое лицо на нее, полагаясь при этом только на волю Господа.
В связи с этим вспоминаются слова великого
Нежно любимая Рахиль больше похожа на мечтательную любовницу, «наказанную» за уверенность в своей избранности бесплодием. Любовь Иакова не была ею выстрадана, в отличие от любви Лии. Рахиль получила ее даром, потому и испытание бесплодием не выдержала: она потеряла веру, что Бог ей когда-нибудь подарит дитя и, как когда-то Сарра, кладет в постель мужу свою служанку, чтобы хотя бы от нее иметь детей от мужа.
Рахиль не поняла, что любовь не нуждается в детях, в них нуждаются люди.
Иметь его любовь, иметь от него детей, иметь... И не потому что хотела детей, а потому что хотела с их помощью выиграть в борьбе с сестрой.
Если внимательно читать Библию, то будет понятно, что изначально детородная функция не была первичной. Она стала вторичной и добавочной, дарованной сверх любви и как ее результат. Человек – единственное живое существо, созданное, согласно Книге, как единое целое, только позднее разделенное на мужчину и женщину. Остальные живые существа были разделены на мужское и женское сразу и исключительно для продолжения рода: бык не выбирает себе жену.
Рахиль, ненамеренно, но нарушила несколько Божьих заповедей, в том числе «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем своим…» и «Не завидуй». Бог у Рахили был языческим и стоял он далеко не на первом месте.
Она выросла в языческой семье, где идолы были родовой святыней. Не случайно при бегстве Иакова с семьей от Лавана, именно она прихватила их с собой, получив через них проклятие от Иакова, которое и сбылось.
Что касается зависти, то именно она была ее движущей силой в стремлении побороть сестру, а вовсе не любовь.
В этой истории любовного треугольника есть еще один важный момент: две женских функции – быть другом и быть матерью - разнесены в пространстве между двумя женщинами, и в конечном итоге Бог выбирает жертвенную любовь Лии, а не романтическую - Рахили.
Неслучайно Рахиль погребается отдельно от израильских прародителей - Авраама,
Иаков продолжал любить Рахиль до конца дней: когда он, готовясь к встрече со своим братом Исавом, разделил свое семейство на две части, Рахиль и Иосиф были поставлены на безопасное место. Иосиф и Вениамин, которых родила Рахиль, всегда были его любимыми детьми.
За особую отцовскую любовь братья продали Иосифа в рабство, а Вениамина, единственного из детей, Иаков оставил при себе, когда все остальные братья отправились в Египет за хлебом. Умерла Рахиль на руках у Иакова, он лично ее похоронил, поставив на этом месте колонну – третью по счету: так Иаков отмечал времена кризисов в своей жизни.
Тина Гай
(Продолжение
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Семь дверей.
- Уильям Блейк - Художник
- Дебора и Барак
- Притча: логика жизни
- Чего Лия добивается слезами, Рахиль добивается радостью
- Первая жена или злой дух?
- Авессалом, Авессалом
- Визуальная культура. "Библия для бедных"
- Притча о деревьях и терновом кустарнике
- Пророчество судного дня. Икона "Страшный суд".
Да, и она (Рахиль) тоже платила — своим бесплодием. Именно потому что любовь Иакова ей досталась даром и она думала, что ей все позволено. Жизнь все поставила на свои места. Что касается того, все ли предпочитают Рахиль, то скажу: в иудейской традиции и толковании на это место из Библии предпочтение отдается как раз Лии, которая смогла, несмотря ни на что остаться в истории как мать народа, родив практически родоначальников всех 12 колен. Рахиль считается мечтательной (дурочкой), далекой от жизни, витающей в облаках, но в народе она олицетворяет Израиль в изгнании, плачущей о погибших его детях. Лия считается счастливой матерью, олицетворяемой с Израилем, который вернулся из плена и размножился.
Вот мне и непонятно, почему, при таком раскладе, все предпочтение отдают Рахили… только потому, что она желаннее Иакову?
Вы пишете, что «никто никому не хотел уступать»…. как же так, по-мойму тогда только этим и заняты были — кому достанется Иаков… но мы же понимаем, что за все надо платить, особенно за то, что дается даром, именно поэтому наши мудрые предки старались за все платить, пусть даже простой лумой ( арм. копейка), чтобы потом не пришлось расплачиваться…
Конечно, Рахиль знала, что делает. Именно после мандрагоры она родила Иосифа. Хотя говорят, что свойством к зачатию обладают плоды мандрагоры, а не цветы. Но неважно. Лия же тоже знала, что делает. Ей хотелось заполучить любой ценой (ЕЕ?) мужа, который давно к ней не входил, судя по ее словам. А здесь она опять «понесла». Борьба шла, иначе какой бы смысл любой ценой стремиться получить желаемое, даже приворотным. Никто никому не хотел уступать. Примирение наступило, когда они все решили бежать от Лавана. Здесь уже все было понятно, потому что все уже свершилось.
Тина, какая борьба? Бартерный обмен — естественное явление тогда, когда деньги как наличность не существовала. Это было нормой существования тогда и челы только этим и занимались — обменом. Что нужно на данный момент — то и приобреталось в обмен на то, что в данный момент не являлось главной необходимостью… А мандрагора, особенно еЕ цветки ( обладающие сильным прянным духом), считалась не только приворотным средством, но и способность к деторождению, а самое главное — это сильный галлюциноген… Так что Рахиль знала, что делает 😉
Не-е-е-е… Я не согласна! О Рахили Лия не заботилась, особенно когда пошла борьба между ними за мужа. Цитирую:
14 Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии [сестре своей]: дай мне мандрагоров сына твоего.
15 Но [Лия] сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего.
16 Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне [сегодня], ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лег он с нею в ту ночь» (Быт. 30, 14-16).
В этой ситуации Рахиль обвиняют в том, что она осквернила мужнее ложе тем, что продала его за яблоки мандрагоры. Но — это шаг отчаяния. А Лия здесь такая же участница сделки продажи. Нет, старшая сестра знала свою выгоду и своего добивалась медленно, но верно.
Вот с этим я и спорю. Рахиль была желанна для Иакова, и все,… этот факт, как и рождение детей ( что фиксируется в истории), а также ранняя смерть, но это никак не означает, что Рахиль была лучше Лии. Лия была старшей, а значит более ответственной, и не сомневаюсь, заботилась о Рахили, которая была младше, моложе естественно и избалованее, но ни как не более Лии, наделенная интелектом… две пастушки, которых угораздило быть продолжательницами Рода… я не рискну назвать Рахиль более тонкой натурой, только потому, что она между строк Бытия видится такой романтикам…
Я люблю Рахиль гораздо больше, чем Лию. И согласна, что ее зависть была большей. Меня поразило толкование Библии в иудейской традиции, которая в корне не совпадает с христианской. В их интерпретации Лия гораздо больше заслуживает быть женой Иакова, она практична, деятельна и настоящая продолжательница рода. Вот это толкование я передала в первой части, а свое — во второй. Рахиль для меня так и осталась нежной, беззащитной и страдающей, гораздо больше, чем Лия. Хотя бы просто потому что Рахиль — более тонкая натура, чем Лия.
Думаю, что зависть Рахили весьма ничтожна по сравнению с завистью Лии, Бедная Рахиль, никто еЕ не оберегал, ни отец, который лишил еЕ любви на целых семь лет, ни сестра, которая не давала ей покоя своей плодовитостью и завистливыми наследниками… только Иаков, своей старческой «любовью» … Сын Рахили спас род Иакова от голодной смерти, но все равно этот род ответил черной неблагодарностью образу Рахили в истории, мол она хотела иметь Иакова… а как же иначе! Если женщина не хочет иметь — любви нет и нет рода, потому как Земля всех нас носит, т.е. — имеет, но неразумные мужи думают, что это они поимели… Иаков понимал.