О каждой из этих его ипостасей можно говорить отдельно, но сегодня о нем - как о фотохудожнике, признанном во всем мире классике фотоискусства.
Александр Родченко в фотографии – звезда первой величины, гений фотографии, хотя работал активно как фотохудожник всего десять лет – примерно с середины двадцатых до середины тридцатых годов.
Но если в живописи еще можно оспаривать его оригинальность, утверждая, что он пришел в конструктивизм и
Родченко пришел в фотографию, когда ему, как художнику и театральному декоратору, необходимо было фиксировать свои работы на пленку, но то, как это делали другие, его не устраивало, и он решил попробовать фотографировать сам.
Начав, Родченко уже не мог остановиться: фотография увлекла его, и в историю искусства он вошел, прежде всего, как художник и как
Вообще Родченко был по натуре экспериментатором, его увлекало все новое и необычное, ему хотелось все попробовать и все сделать по-другому, не так, как все, при этом используя приемы живописи, архитектуры, дизайна, рекламы, монтажа и многого другого сразу.
Но при всем этом Родченко оставался прямолинейным прагматиком, работавшим вполне в духе своего времени. Его фотографии должны были сразу поражать и запоминаться, революционизировать взгляд и визуальное мышление, оказывать сильное впечатление на сознание и быть своего рода агитационным плакатом.
Его фотографии - визуальный манифест нового общества, прославляющий молодость, силу, здоровье нового человека нового общества, в котором нет места старости, болезни, трагедии и смерти, здесь жизнь прекрасна и удивительна, полна радости и энтузиазма.
Наверное, поэтому больше всего Александру Родченко удавались фоторепортажи с большими массами народа: с парадов на Красной площади, со спортивных мероприятий, со строек социализма. И достигалось это, прежде всего, за счет новой перспективы взгляда.
Когда художник начинал, фотография только вырабатывала свой язык, методы и формы и потому была идеальной площадкой для экспериментов. Не имея академического художественного образования, Александр Родченко не был им зашорен и мог видеть то, что другие не замечали, просто потому что привыкли смотреть и видеть только так, а не иначе.
Он заметил, самостоятельно изучая живопись по книгам, что все картины писались «от середины» или от уровня глаз, т.е. с определенного ракурса. Все другие точки зрения на предмет или портрет, на пейзаж или архитектуру игнорировались, словно другого взгляда не существовало вовсе.
В своей программной статье «Пути современной фотографии», Александр Родченко пишет:
«Как шла история живописных изобретений? Сначала желание изобразить, чтоб вышел «как живой», вроде картин Верещагина или Деннера …. Второй путь — индивидуально-психологическое понимание мира. У Леонардо да Винчи, Рубенса и т. д. в картинах по-разному изображается один и тот же тип...
Третий путь — манерность: живопись ради живописи: Ван Гог, Сезанн, Матисс, Пикассо, Брак. И последний путь — абстракция, беспредметность, когда интерес к вещи остался почти научный…. А пути исканий точек, перспектив, ракурсов остались совершенно неиспользованными...
Новый быстрый реальный отображатель мира — фотография при ее возможностях, кажется, должна бы заняться показыванием мира со всех точек, воспитывать умение видеть со всех сторон. Но тут-то психика «пупа от живописи» обрушивается с вековой авторитетностью на современного фотографа и учит его бесконечными статьями в журналах по фотографиям…, давая фотографам в качестве образцов масляные картины с изображением богоматерей и графинь.
…самые интересные точки современной фотографии это сверху вниз или снизу вверх и все другие, кроме точек от пупа…».
И эту программу смены перспективы, ракурса и точки взгляда Александр Родченко начал реализовывать, экспериментируя с точками зрения на один и тот же предмет: сверху, снизу, сбоку, с разных сторон, создавая стереоскопическое видение предмета, фактически делая то же самое, что делали
Фотограф-авангардист мыслил циклами и сериями, придавая фотографии невиданную силу выразительности. Портреты матери, Владимира Маяковского, Лилии Брик, Варвары Степановой (его жены), его репортажи с парадов, заводов и строек - все выполнены в особом «остраненном» ракурсе и в особом родченковском пространстве, создающим эффект слома и перехода от старого к новому.
Он не считал, что фотография должна ограничиваться только фиксированием, устраняющим взгляд и философию самого художника. Все его
«Фотография — не факт, а мнение. Все снимки — документальные, ни один из них не правдив».
И Александр Родченко, делая, казалось бы, документальные фоторепортажи, создавал на самом деле свой взгляд на мир, в котором исчезали привычные горизонталь и вертикаль, верх и низ, где человек парил в свободном пространстве, не прикрепленный к земле силой притяжения.
Его фотография - это не не только парад. Это - взгляд на него с высоты птичьего полета. Его фотография – это не прыжок спортсмена с вышки - это взгляд снизу на того, кто решился взлететь.
У Александра Родченко всегда присутствует противопоставление - верха и низа, вертикали и горизонтали. Именно в этом обнаруживается личный взгляд художника на мир.
Фотоискусство Родченко пронизано мыслью человека, осознающего себя живой точкой пространства, в котором он может свободно парить и перемещаться, разглядывая мир с разных точек зрения и с разных ракурсов. И только этим своим субъективным взглядом фотография может быть интересна, а не тем трафаретным, чистым, искусственным и прилизанным изображением, которого никогда в реальности не существует.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Ночной Париж Брассаи
- Альфред Стиглиц: любитель - от слова любить
- Эжен Атже. Окончание
- Диана Арбус: инаковость
- Анри Картье-Брессон - Глаза XX века
- Эжен Атже: романтик, влюбленный в Париж
- Скандальный Дэвид Гамильтон
- Ман Рэй. Живопись света
- Мэттью Стоун
- Советский плакат. Право на эксперимент
…самые интересные точки современной фотографии это сверху вниз или снизу вверх и все другие, кроме точек от пупа…». Гениально! Спасибо Тина