Роза и жаба мыслятся как два антипода, которым никогда не сойтись. Одна – олицетворение прекрасного, доброго и возвышенного, другая – безобразного, злого и низменного. Но вся история человечества говорит, что противоположности сходятся и отделить одно от другого можно только в абстракции. В добре всегда есть частичка зла, хотя бы в потенции, а зло всегда творит добро, даже если этого не хочет.
Дар поэта – ласкать и карябать,
Роковая на нем печать
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать…
(С.Есенин)
Вечная проблема Добра и Зла, Ада и Рая, Разума и Страсти, Любви и ненависти, о которых спорят со времен Средневековья. Но мир состоит из противоположностей, которые разделить можно чисто условно, потому что они всего лишь понятия, существующие в головах людей. Поэтому Ницше восстал против морали, которой часто просто прикрываются, а Есенин заканчивает:
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней,
Но коль черти в душе гнездились
Значит ангелы жили в ней!
А другой поэт, Уильям Блейк, построил целую теорию единства Ада и Рая, Добра и Зла, в равной степени необходимые человеку. Добро – пассивно, зло – активно; первое подчиняется разуму, второе – страстям и эмоциям. Но обуздывать желания удается лишь потому, что они не настолько сильны, чтобы быть необузданными.
А в России жил в XIX веке замечательный писатель Всеволод Гаршин. Он написал свою историю про розу и жабу, которая родилась, когда он был в гостях у одного поэта и слушал прекрасную музыку, исполнявшуюся Антоном Рубинштейном. Но слушать музыку писателю мешал один очень неприятный человек, сидевший напротив.
Контраст прекрасной музыки и этого неприятного человека был настолько очевиден, что у Гаршина родился образ противостояния того и другого в образах розы и жабы. Я бы не сказала, что сказка заканчивается хэппи-эндом: мальчик умирает, роза засыхает, а жаба, хоть ее пнули и сбросили с цветка, остается жива.
Не значит ли это, что прекрасное должно, по мысли писателя, умереть, а безобразное остаться жить? Мне ближе другое толкование истории о розе и жабе, в которой зло преображается и становится прекрасной розой.
Однажды злая мачеха решила погубить свою падчерицу красивую, умную и добрую. Когда падчерица пошла купаться на реку, мачеха поймала трех отвратительных жаб и сказала им: "Плыви, серая жаба, и влезь падчерице на голову — пусть станет она глупой.
А ты, зеленая жаба, вскарабкайся ей на лицо — чтобы завяла ее красота. Ты же, черная жаба, прикоснись к ее сердцу, чтобы твой яд убил доброту моей падчерицы. Пусть станет она злой и некрасивой, всем людям ненавистной".
Подползли три ядовитые жабы к ничего не подозревающей девушке и сделали все, что велела колдунья: серая жаба забралась ей на темя, зеленая поползла по лицу, а черная приложилась к груди. Но была та девушка так чиста и невинна, что злые чары потеряли силу и жабы превратились в прекрасные розы.
Черная жаба — в красную розу, серая — в розовую, как свет зари, а зеленая жаба — в белую розу. Поплыли эти розы по речным волнам, а девушка, увидев их, воскликнула: "Какие прекрасные цветы! Должно быть, красную розу подарила мне царица-ночь, в белую розу превратился луч лунного цвета, а розовая родилась от первых лучей солнца. Как прекрасна жизнь!"
Она даже не подозревала, что ее чистота превратила злобу, зависть и коварство в чудесные цветы.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- О людях, обезьянах и жизни
- Притча. Мудрость старого самурая
- Любовь и ревность
- Обед в ресторане
- О жизни
- Упущенное время и выгода.
- Плата за счастье
- Дзен-буддизм. Притчи
- Так будет не всегда. Притча
- Душа не помнит боли
Сергей, во-первых с приездом, во-вторых спасибо за комментарии. Европу я никак не чувствую и не понимаю. Поэтому что-то сказать по поводу того, почему вдруг появилось такое количество ритуальных масок, сложно. Изменения часто чувствуются уже по косвенным признаком. М.б., это — один из них. Сергей, у меня пропала вся подписка на блог, прошу Вас подпишитесь снова, если Вам не поступают мои тексты на почту.
В последнее мое посещение блошиного рынка в Брю отметил обилие продавцов ритуальных масок. Раньше они тоже продавались, но не в таком количестве, два-три места. Здесь же десяток. Может это связано с тем, что Европе на данном этапе не хватает добра?
Музыка твоих шагов
В тишине лесных снегов,
И, как медленная тень,
Ты сошла в морозный день.
Глубока, как ночь, зима,
Снег висит как бахрома.
Ворон на своем суку
Много видел на веку.
А встающая волна
Набегающего сна
Вдохновенно разобьет
Молодой и тонкий лед,
Тонкий лед моей души —
Созревающий в тиши.
Мандельштам мне очень близок, слогом, тактом и глубиной, которою сразу не осилишь…
«Все звёзды в небе
как кресты,
но зреет семя белой розы!»
————————————————————————
Очень поэтично и точно…
Спасибо!
Тина, спасибо за интересные размышления и притчу. Вот навеяли:
Исполненная красоты,
страдальна притча — плод бессилья,
а звёзды в небе
как кресты,
в любой молитве
тень насилья.
Обречена душа мечтать,
плыть в заблуждениях дремучих,
надеяться,
в ночи кричать,
себя да самых близких
мучить.
А в чёрной жабе пустоты
одни скрываются угрозы.
Все звёзды в небе
как кресты,
но зреет семя белой розы!
Ок!
По той ссылке посмотрите, потом ещё скину, не дома сейчас
Л.И., дайте, пжл, ссылочку на славянский годовой гороскоп. Или это в той же ссылке, что Вы давали в предыдущем комментарии?
И Вы, и Зарик, но только по дню рождения. А по году Вы, Тиночка, — Дикий Вепрь.
А я вообще Орёл Парящий по году, а по дню — Хрущ. (Летай иль ползай, конец известен — все в землю….).
Вот так нам славянский гороскоп вещает!
Л.И. — неужели это я? Вы меня повергли в шок! Хотя по славянскому гороскопу это именно так: люди, рожденные с 11 апреля по 10 мая, имеют в качестве тотемного животного ЖАБУ. Фу… А Ваш тотем, Л.И., какой-то хрущ. И я ничего о нем не знаю.
Спасибо, что вспомнили Мандельштама, Nadi!
О небо, небо, ты мне будешь сниться!
Не может быть, чтоб ты совсем ослепло,
И день сгорел, как белая страница:
Немного дыма и немного пепла!
А какими замечательными качествами наделяет жабу -Бородатую Жабу славянский тотемный гороскоп! Вот взгляните, Тиночка:
Жаба — удивительное создание, незаметное, неприхотливое и очень живучее. Так и человек, который родился под этим тотемом, обладает способностью приспосабливаться к самым разным обстоятельствам. Благодаря этому, а так же собственному таланту и разносторонности, он справляется с любыми делами, и неизменно достигает успеха в разных областях, как в тех, что требуют умственных усилий, так и в тех, которые нуждаются в хозяйственной смекалке и хитрости. Человек-жаба уверен в себе, его никогда не увидишь расстроенным или впавшим в уныние, а его трудолюбие дает ему возможность все время идти к своей цели, не останавливаясь и не сомневаясь.
http://astrosecret.ru/slavyanskij-totemnyj-goroskop/zhaba
Источник:
Вы знаете такого человека? Знаете!
В искусстве не всегда присутствует только прекрасное. Безобразное и какофония сильнее воздействует на читателя, зрителя и слушателя, чем благостные картинки и мелодичная музыка. По крайней мере, на меня. И надеюсь, что не только. У Умберто Эко есть замечательная книга «История уродства», где он с разных сторон рассматривает уродство и в частности пишет: Европейцу ритуальная африканская маска может показаться ужасающей, а для туземца она, возможно, олицетворяет добрую сущность. И наоборот, человеку, исповедующему какую-нибудь не европейскую религию, может быть неприятен образ истязаемого, окровавленного, униженного Христа, в то время как у христианина его телесная неприглядность вызывает сочувствие и умиление». Все относительно. И только поэтому то, что для одних ужасно, для других — прекрасно.
Да, выбрали просто жабу за типаж зла, а розу наделили прекрасными свойствами, вот и пошло. А уколись о шипы, так и роза та станет ненавистной, а жаба — вообще то не очень противна. Вон у меня в огороде бывают. Но, вы конечно не о том. Певцам, стихосложенцам хотелось всё время чего то с чем то сравнивать, возвышать, принижать, выставлять — это их была работа, которую мы, ничтожнейшие, обычные, простые люди называем гениальностью, талантом, необходимыми нам все в нашем нижайшем состоянии. Вот они и находили типажи: типа «розового коня» или ещё чего почище. Ну а за добро и зло скажу одно: я почти согласился после долгой борьбы, что в каждом зле бывает частица добра, и наоборот. Примеров масса. И без обоих частей нет жизни, их противоборство и продливает жизнь. Значит жизнь не имеет смысла. Пока вот так!
Присоединяюсь.
Стихи Мандельштама — великолепны, особенно это: «И вчерашнее солнце на чёрных носилках несут»!!!!
___________________________________________________________________________________________
Да, русская фольклорная традиция добрее, чем писательская традиция интеллигентов. Об этом писал еще Хлебников:
«…писатели единогласны, что русская жизнь есть ужас. Но почему с ними не согласна народная песнь? Или те, кто пишет книги, и те, кто поет русские песни, два разных народа? Следовательно, народная песнь в каком-то преступлении уличает русских писателей. В чем же она их уличает? Во лжи? Что они мрачные лжецы? Они начинают проповедывать. Что они проповедывают? Смерть. Чем занимаются русские писатели? они проклинают! Прошлое, настоящее и будущее!» Это к вопросу о Гаршине и народной мудрости и их разного понимания добра и зла. «Народная мудрость зря не скажет»!!!
Вспомнила мое любимое, Мандельштамовское
Сёстры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы.
Медуницы и осы тяжёлую розу сосут.
Человек умирает. Песок остывает согретый,
И вчерашнее солнце на чёрных носилках несут.
Ах, тяжёлые соты и нежные се́ти,
Легче камень поднять, чем имя твоё повторить!
У меня остаётся одна забота на свете:
Золотая забота, как времени бремя избыть.
Словно тёмную воду, я пью помутившийся воздух.
Время вспахано плугом, и роза землею была.
В медленном водовороте тяжёлые нежные розы,
Розы тяжесть и нежность в двойные венки заплела!
Думаю, что не просто так, в сказках прекраснная дева, поцелуем превращяет жабу в принца, а в русских сказках еще премудрее — лягушка становится не только красавицей, но и умницей… что-то в этом есть, народная мудрость зря не скажет…
Красиво! Так должно быть!