Почему Евангелие от Иоанна вспоминает об этой беседе и блуднице? Еще одной женщине, с удивительной судьбой и историей, которой Иисус подарил вечную жизнь, как Марии Магдалине и еще шести
Евангелие от Иоанна особенное, все тексты его не просто рассказывают историю Рождества и общественного служения Иисуса, но имеют глубокий богословский смысл.
Беседа с самарянкой случилась, как утверждают экзегеты, в первый год общественного служения после того, как Иисус узнает о казни Иоанна Предтечи и понимает, что Ему оставаться в Иудее не безопасно. Он отправляется в родную Галилею.
Дорога из Иудеи в Галилею лежала через область, которая называлась Самарией (нынешняя Палестина). Надо сказать, что евангельский текст насыщен историческими событиями, о которых явно не упоминается, а потому требуют определенных пояснений.
Они раскрывают, почему самарянка была удивлена встречей с Иисусом. Почему Его ученики, которые в момент беседы были в городе, закупая продукты, увидев Учителя, беседующего с женщиной, остановились как вкопанные и не могли от удивления вымолвить ни слова. Почему женщина обратилась к Иисусу за разъяснениями религиозных разногласий между самарянами и иудеями?
Дело в том, что иудеи считали самарян «нечистым» народом. История эта давняя. Когда-то в 8 веке до н.э. иудеев взяли в плен и отправили в Вавилон. Самаряне – это потомки израильтян, которые остались здесь после падения иудейского государства. Но вместо плена ассирийцы нагнали сюда язычников, чтобы остатки израильтян смешались с ними и иудаизм был изгнан изнутри.
Так и случилось: самаряне смешались с этими народами, у них были смешанные семьи, потом появилась своя вера, свои почитаемые священные книги, свои обряды, отличные от иудейских, и своя религиозная жизнь. Но самаряне считали, что у них была своя миссия - быть стражами закона Моисея, пока евреи находились в плену.
Однако, когда евреи вернулись из плена и стали восстанавливать храм, иудеи отказались от помощи самарян как нечистых евреев. С тех пор вражда между ними не прекращается: иудеи не пожимают самарянам руки, не едят и не пьют из их сосудов, не разговаривают с ними и не признают их истинными иудеями.
Поэтому правоверные израильтяне не ходили через Самарянскую область, но Иисус с учениками пошел в Галилею через Самарию, а не окольным путем. В полдень, когда солнце было в зените, Он захотел пить и остановился у колодца, который находится недалеко от г. Сихарь. По преданию колодец был вырыт патриархом Иаковым.
В этом городе с Иаковым случилась одна неприглядная история. Его дочь Дина понравилась сыну правителю города, он ее похитил и взял силой, но готов был жениться на ней. Семейство Иакова согласилось на свадьбу, но поставило условие: все мужское население города должно быть обрезано. Горожане пошли на это.
И вот, когда мужчины были от обрезания в болезни, сыновья Иакова напали на них и всех зарезали, отомстив за бесчестие сестры. Тогда семейство Иакова вынуждено было уйти из этого города, хотя Иаков купил здесь землю для проживания и обосновался на ней. И это событие хранилось в памяти города.
Вот в таком месте остановился Иисус. В это время к колодцу подходит женщина, чтобы набрать воды и Иисус просит ее подать Ему напиться. Она очень удивлена, т.к. узнает в Нем иудея, с которыми у самарян нет никаких отношений. И вдруг этот Иудей просит у нее напиться!!! Это все равно, что никонианам-новообрядцам просить воды у кержаков-старообрядцев. Само имя «самарянин» у иудеев было бранным и презренным.
Естественно она спрашивает у Него: «Ты, иудей, и просишь у меня, самарянки, воды?» Иисус не уклоняется от разговора с женщиной, хотя по иудейским законам мужчине запрещалось заговаривать с женщиной на улице вообще, тем более - иудею с самарянкой.
Более того, Он использует эту возможность, чтобы просветить женщину и вложить в нее Божественную истину, но сообразуясь с уровнем ее понимания и чувств. Иисус идет медленно навстречу ей. На ее вопрос Иисус отвечает иносказательно.
И дальше весь разговор идет в двух пространствах, которые до определенного момента нигде не пересекаются, разговор глухого с немым. Иисус имеет в виду реальность духовную, она, как простая и неграмотная, только ту, что у нее перед глазами, здесь и сейчас. Слова одинаковые, а смыслы, которые в них вкладывались, разные.
Поэтому она и не понимает Его, спрашивая снова и снова, пытаясь понять, о чем Он говорит. И так вся беседа строится на вопросах и ответах. На ее недоумение по поводу того, что Иудей просит у самарянки воды, Иисус отвечает, что если бы она знала Дар Божий и Кто у нее просит пить, она просила бы у Него живую воду сама.
Она снова удивлена и уже обращается к нему уважительно: «Господин, но у тебя нет даже черпака, а колодец очень глубокий. Как же ты мне дашь воды?» Она и не знала другой воды, кроме той, которую пила из колодца и за которой ходила сюда несколько раз на день.
Она продолжала смотреть на него как на обыкновенного человека, иудея и странника. Тогда Он делает еще один шаг навстречу исподволь подводя ее к тому, что хотел ей сказать. «Та вода, которую ты пьешь, не насыщает, ты скоро снова захочешь пить, а та вода, которую Я дам, не иссякнет никогда». Иисус имеет в виду под водой Дух Святой и Духовную Благодать, о которой говорили пророки.
Для нее опять загадка: «Что же это за чудесная вода, которая никогда не кончится!?" До нее медленно начинает доходить, что перед ней не простой человек и что говорит Он о какой-то другой воде. Иисус Христос же имел в виду под водой Свое учение и Божественную жизнь, которая заключалась в Иисусе. И тот, кто примет Его и Его учение, тот никогда не возжелает пить другой воды и у него никогда не будет жажды духовной.
Но видя, что она не понимает, о чем речь, Спаситель переводит разговор на другое – ее личную жизнь, пытаясь таким путем достучаться до ее разумения. Он просит ее привести сюда мужа, но она отвечает, что у нее нет мужа. И Иисус здесь приоткрывает свою пророческую сущность, говоря, что действительно, у нее нет мужа. Что у нее было пять мужей, а тот, с кем она живет сейчас, не муж ей. Такая безнравственная жизнь и дает основание считать ее блудницей и отверженной.
Самарянка поражена, она делает следующий шаг, обращаясь к Нему уже не просто как к уважаемому Человеку и Иудею, а как к Пророку. Он не мог знать обстоятельств ее жизни, если бы не был Им. Тогда она начинает задавать вопросы уже другие, не житейские, а религиозные. Просит, чтобы Он, как Пророк, разъяснил, почему существуют различия в вере между иудеями и самарянами и кто из них прав.
Самаряне, которые молятся на горе Гаризим, где Моисей дал благословения, или иудеи, которые молятся только в Иерусалимском храме? И Он отвечает, что более правы сегодня иудеи, которые являются народом избранным, в отличие от самарян.
Самаряне приняли только пятикнижие Моисея, отвергнув пророков, нарушив тем самым связь Ветхого и Нового Завета, они не имеют законного священства, смешались с язычниками и приняли много суеверий. А от иудеев, по мысли пророков, должно прийти спасение для всех.
Но теперь, продолжает Иисус, наступило уже время, когда поклоняться можно везде, не только на горе, и не только в Иерусалиме, а на каждом месте. И поклоняться будут на любом месте в Духе истины, т.к. Бог есть Дух и Он требует именно таких поклонников. Поклонение в Духе означает поклонение только тому, что происходит от Истины.
Самарянка задает последний вопрос-ответ. Она принимает его ответы и начинает говорить с Ним на одном языке. «Знаю, что должен прийти Мессия и все разъяснить». И Иисус открывается ей и прямо говорит: «Я, который с тобой говорит, есть Мессия». Женщина, получив эту необыкновенную весть, бежит в город, чтобы всем сообщить о том, что с ней произошло у колодца, рассказать, что долгожданный Мессия явился.
В это время приходят ученики и увидев, что Учитель разговаривает с женщиной, да еще с самарянкой, страшно удивились, но постеснялись спросить, о чем у Него был разговор. Иисус же был еще поглощен этой беседой и сидел в задумчивости, не прикасаясь к еде, которую принесли ученики.
Тогда они напоминают ему, что хорошо бы Ему перекусить, на что Иисус отвечает, что у Него есть другая пища, о которой они еще не знают. "Моя пища – исполнение воли Пославшего меня и Я делаю это", - отвечает Иисус. Т.е. Он сеет зерно истины. Ученики действительно еще не знали, о какой пище Он говорит.
Заканчивается разговор с учениками притчей о жатве: «Вы говорите, что жатва поспеет через четыре месяца, а Я говорю, что она уже поспела». И видя, как самаряне приближаются к Нему и указывая на них, Иисус говорит: «Поднимите глаза, и увидите, что поля уже готовы к жатве». В делах духовных законы иные, чем у природы.
Прибежавшие к колодцу самаряне просили Его подольше остаться в городе, чтобы насладиться беседой с Ним и уяснить Его истины. Он пробыл с ними два дня, после чего народ говорил, что теперь они сами убедились, а не от самарянки узнали, что Он есть истинный Мессия и Спаситель мира.
По преданию самарянку звали Фотиной. Она, уверовав в Иисуса, многих обратила в веру Христову. При Нероне она была замучена и вместе со своими двумя сыновьями и пятью сестрами умерла мученической смертью. Поэтому сегодня не только день памяти евангельской самарянки, но еще и праздник всех Фотин, всех, кого зовут Светланами, с чем и поздравляю всех женщин по имени Светлана.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Зеленые святки
- Дитрих Бонхёффер: безрелигиозное христианство
- Святитель Николай Японский (Николай До).
- Pussy Riot и не только или Церковная жизнь.
- Сергей Аверинцев
- Иисусова молитва
- Избиение младенцев
- Бегство в Египет
- Дебора и Барак
- Спорительница хлебов
Преподобная Фотина — моя знакомая, она мне рассказывала, как она увидела разницу между мученицей и преподобной. Но икону преподобной очень трудно найти.
Мученица Фотиния _это самарянка а есть еще преподобная Фотиния _ день памяти 26 февраля !