Святки бывают разные, не только
Зеленые святки или Семицкая неделя, Русалии, а также гряная неделя – время от седьмого четверга недели седьмой после Пасхи до вторника Троицкой недели. В других местах эти сроки могут длиться до дня Ивана Купалы, до седьмого июля.
Начинаются Зеленые святки за три дня до Троицы, в Семик (седьмой четверг), и Семицкая неделя завершает весенне-летний период, который открывался
Масленица и Семик стоят по краям периода: одна в начале, другой – в конце. Как два верстовых столба, начало и конец, которые сошлись, закольцевались и замкнули круг жизни.
Родственность праздников отражается во многих песнях, поговорках и пословицах:
"Собирайтесь-ко, не обрящем ли, где честну Масленицу, Семикову родню, да племянницу", "Честь ей и хвала, что она (Масляна) Семика в гости звала", "Звал-позвал честной Семик широку Масленицу к себе в гости на двор".
Оба праздника имеют много сходного, являясь отражением перехода из одного времени к другому, оба завершают одно и открывают другое, тот и другой – граница:
Весенне-летний период в народной и церковной традициях очень насыщенный. Он имеет три основных маркера - Масленица,
Тема проводов одна из существенных в Семицкой неделе: провожают русалок, провожают души утопленников, удавленников, всех погибших не своей смертью, всех неизвестных, провожают весну. Заканчивается цикл, пик которого приходится на день летнего солнцестояния. Потом все пойдет на убыль, под горку. Можно сказать, год сделан.
Поэтому создание, короткая жизнь и уничтожение, цикл «рождение – жизнь – смерть» присутствуют во всех обрядах Семика, одним из которых является плетение венков. Венок - образ кольца жизни и круговорота природы. Основными действующими лицами праздника являются молодые девушки, которые олицетворяют время расцвета. Потом придет увядание: материнство и бабий век.
Семик, как и Масленица, имеет языческие корни, но оба праздника превратились из народных в народно-церковные: Масленица – канун Великого Поста, Семик – канун Троицы.
Церковь строго запрещала праздновать Семик, хотя и не смогла побороть до конца. Но усилия не прошли даром: Семик уступил по значимости место Троице. Даже сложилась поговорка:
«Троица на улице, Семик по задам».
А традиционное поминовение усопших перешло с Семика на Троицкую родительскую субботу. Однако до сих пор люди во вторник или в седьмой четверг после Пасхи тянутся вереницей на кладбища и поминают предков.
Не все при этом знают, что семицкое поминовение отличается от
На Руси поминовение и погребение умерших не своей – заложной - смертью (самоубийство, утопление, насильственное убийство и т.д.) приходилось в основном на Семик, но иногда на кладбища безымянных ходили во вторник недели Семика. Назывались такие поминки задушными.
В царской России было много убогих домов (дома у Бога). Их называли еще скудельницами, по имени места погребения самоубийц и неизвестных около Иерусалима, купленного священниками за 30 сребреников, цену предательства Иисуса, или гноищами от слова «гнить».
Сюда свозили все тела, найденные на улицах городов, умерших во время эпидемий, найденных убитыми, замерзшими и, как бы мы сейчас назвали, бомжей. Их тела хранились до Семика в погребе, служившем моргом. Раньше моргов не было, умершие хранились в холодных погребах.
В Семик совершалось отпевание в убогих домах всех непогребенных. Сюда шли крестным ходом во главе со священниками, архиереями, царями. Цари делали на помин души большие вклады. Шли сюда сердобольные люди, заранее покупавшие к Семику саваны, гробы, полотно, копившие деньги на упокой души неизвестных и неопознанных.
«Там ночь велика,/Спи до Семика».
Все действовали вместе, самоотверженно, по-христиански: разбирали тела, прикладывали найденные части тела, одевали тела в саваны, служили панихиды и тут же совершали поминки.
К слову сказать, недавно в местной газете прочитала, что на кладбище, где хоронят безымянных и неизвестных, царит полное захолустье. За их могилами никто не смотрит и не ухаживает.
Крестных ходов к моргам тоже не наблюдается. Времена изменились и традиции ушли.
Умерших неестественной смертью раньше хоронили отдельно, потому что считалось, что они ушли на тот свет, не растратив своей энергии, которая требовала выхода. Поэтому такие души, по народному поверью, искали возможности ее реализовать на живых: они могли навредить им, утащить с собой в могилу и т.д.
Семик ассоциируется не только с поминовением усопших, но главным образом с зеленью, расцветом природы. Не зря семицкая неделя получила название Зеленых святок. У Зеленых святок есть свое священное дерево – береза, как есть оно у Рождественских святок – ель, и у Вербного воскресения – верба.
Березу как священный символ Зеленых святок специально готовили к этому дню: ее срубали, украшали лентами, тряпочками, бусами, ставили среди деревни или носили по дворам, собирая деньги, яйца, муку. Это было такое же действие, как в рождество колядование.
Русский Семик - аналог западноевропейского праздника «май» со священным деревом в центре. Его тоже наряжали, но готовили по-другому: срубали все нижние ветки, оставляя несколько верхних и крепили к стволу украшенный венок, символ круговорота. Вокруг "мая" тоже пели, танцевали и веселились, как и вокруг березы в России, как и вокруг елки в Рождество.
Но больше всего внимания уделялось русалкам, отсюда и название семицкой (иногда Троицкой) недели -
(Продолжение
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Ревекка
- Действие иконы
- Рождественский вертеп
- Икона "Крещение Господне"
- Русские мыслители. Иван Киреевский
- Запрет: Не вари козленка в молоке матери его
- Павел и Петр – апостолы Первоверховные
- Праздник Сретение Господне
- Молитва «Отче наш»
- Авессалом, Авессалом
Спасибо, Елена. Вы остаетесь верным читателем блога. За это отдельная благодарность!
Очень интересно! Спасибо.