Чжан Сяоган – одна из самых значимых фигур в современном искусстве Китая. Его творчество выросло из Культурной революции и трагедии Тяньаньмэня. Культурная революция, несмотря на весь свой драматизм, кровно связана с современной историей Китая, а Чжан Сяоган, как и многие художники новой волны, осмысливают эту связь, протягивая психологическую ниточку из прошлого в будущее.
Художник из
Они не копируют запад, но так используют, что, с одной стороны, ломают сложившиеся правила китайской живописи, а с другой, ассимилируют достижения западной культуры и искусства, создавая нечто совсем иное, не похожее ни на то, ни на другое, и в то же время узнаваемое и там, и там.
Именно поэтому, несмотря на специфику, китайское искусство понятно и западному зрителю, и китайскому. Сегодня китайский рынок искусства уже опередил американский и европейский, выйдя на первое место в мире по объему продаж.
Представители
Чжан Сяоган прошел сложный путь творческого становления, не избежав глубоких депрессий, спадов и алкоголизма, из которых с трудом выкарабкивался на больничной койке. В течение первых десяти лет самостоятельного творчества Чжан Сяоган ищет свой стиль: начав с юношеского увлечения Ван Гогом, Гогеном и экспрессионизмом, он постепенно переходит к Магритту, Пикассо и Дали.
Последней точкой в этом долгом пути становления стало знакомство с творчеством немецкого художника Герхарда Рихтера. Новый стиль Чжан Сяогана называют по-разному: цинический реализм, магический реализм, трансцендентный, сюрреалистический, символический... Цинизма не вижу, а магии и сюрреализма действительно хватает.
Чжан Сяоган создает не отдельные картины, а серии картин, которые объединяет одна сквозная идея. Самой знаменитой серией, ставшей визитной карточкой художника и всего современного китайского искусства, является «Bloodline: Big Family». Название серии можно перевести по-разному: «Родословная», «Кровавая линия», «Кровнородственная связь», «Большая семья»...
Узнать серию легко. Художник использует монохромную черно-белую палитру, похожую на старые фотографии или черно-белую пленку старых фильмов. Фигуры семейных портретов не имеют имени и словно живут вне времени, созданные по одной и той же формуле и одинаковому лекалу, неотличимые друг от друга как клоны, смотрящие на зрителя холодным и бесстрастным взглядом инопланетян.
Каждый семейный портрет связывает тоненькая, едва заметная красная нить, проходящая сквозь всю фотографию. Разноцветные прозрачные пятна усиливают эффект старины, придавая фотографиям-картинам черты реальности.
Серия, начатая в 1992 году, стала поворотной точкой в творчестве Чжан Сяогана. Об этом моменте озарения Чжан Сяоган говорит так: "Я чувствовал себя очень взволнованным, как будто открылась дверь и я мог видеть дорогу, идя по которой мог выразить противоречия между индивидуальным и коллективным, и это было то, что я действительно начал рисовать.
Я увидел комплекс сложных отношений между государством и народом, который мог выразить с помощью Культурной революции. Китай - это одна семья, одна большая семья. Каждый должен полагаться друг на друга и противостоять друг другу. Это был вопрос, на который я хотел обратить внимание и который постепенно, все меньше и меньше связывался с Культурной революцией, а больше с представлением народного государства в сознании".
Вся серия создавалась более десяти лет, но только на первый взгляд она кажется всегда одинаковой, что ничего в ней не менялось. На самом деле менялись как фигуры, которые становились все более прозрачными и размытыми, так и лица, которые становились все более и более похожими друг на друга. И это всегда лицо матери художника. Так Чжан Сяоган создает архетип не только китайской семьи, но и Китая в целом, который всегда жил как одна семья.
Фиксируя на своих семейных портретах противоречия, художник говорит, что когда живешь в большой семье, то каждый ее член учится закрываться в своей собственной тайной камере и делает вид, что идет в ногу со всеми. Но за этой видимостью всегда присутствует индивидуальность, буря эмоций и впечатлений, которая тщательно скрывается и которую едва можно различить - чуть скошенный глаз, очки, неровные зубы или выбившаяся прядь волос. Узы социальной крови в Китае гораздо мощнее, чем индивидуальные особенности.
Родился в 1958 году в провинции Сичуань. Он был третьим ребенком из четырех братьев в семье государственных служащих, занимавших довольно высокое социальное положение. Через восемь лет Культурная революция, мать перестала отпускать детей в школу и на улицу из боязни, что с ними может что-то случиться.
Чтобы занять детей делом, мать начала учить мальчика рисовать: купила ему краски, бумагу и стала показывать картинки и как их рисовать. Мальчик пристрастился к рисованию как к наркотику и уже вскоре не мыслил себя никем иным, как только художником. Рисовал больше батальные сцены из китайско-японской войны.
Через два года родителей отправили в деревню, на перевоспитание, дети остались одни. Чжан Сяоган вспоминает, что каждую ночь под окна их дома приходили неизвестные и требовали родителей, чтобы они отдали какое-то имущество. В восемнадцать лет Чжан Сяогана тоже отправили на работы в деревню.
Но после смерти Мао, он вернулся в город и поступил в Сичуаньскую Академию искусств, в которой студентам преподавали в основном советский стиль и соцреализм, а им хотелось больше узнать о западном искусстве. После Академии долго не мог найти работу, себя и свое место в обществе.
Наступает депрессия, кризис, алкоголизм. В течение нескольких лет Чжан Сяоган не может думать ни о чем, кроме смерти. Он теряет веру в себя, свой талан и всякую надежду. Но это было время глубокого самоанализа. После алкогольной интоксикации художник попадает в больницу, где начинает рисовать. Шесть лет он рисует картины смерти и черно-белых привидений, живущих на границе между жизнью и смертью.
(Окончание
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Мартирос Сарьян: поэт красок
- Павел Филонов: художник трагедии
- Выпавшие из контекста. Эдвард Мунк.
- Художник Шульженко: с любовью к России
- Аршиль Горки. Население потерянных душ. Часть 2
- Арт-календарь кота Заратустры
- Инге Лоок. Веселая философия жизни
- Журнал "Жар-птица"
- Бегство в Египет
- Макс Эрнст
Интересно Ваше сравнение традиционной и современной китайской живописи. Да, традиционная китайская живопись совершенно другая и, конечно, она умиротворяющая, потому что восток — это не борьба и не кровь, и не психология, а поиски покоя, умиротворенности и внутренней гармонии. Что у Конфуция, что у Лао Цзы, что у других китайских мудрецов. Современные китайские художники пытаются встроиться в современный мир, в том числе и в мир искусства, при этом не потеряв свое лицо. Встреча запада и востока на территории искусства, мне кажется, у китайского искусства случилась без поглощения одного другим. Найден совсем новый, ни чисто западный, ни чисто китайский, способ восприятия современного мира со всеми его противоречиями и коллизиями. У художников новой волны появились мотивы и настроения, совершенно не свойственные медленному и неспешному традиционному Китаю. Мотив борьбы, психологического, политического и культурного противостояния присутствует, безусловно, хотя он так не свойственен Восточной ментальности. Но мне современная китайская живопись ближе по духу, по культуре, по мировоззрению. Я ее воспринимаю не как абстракцию, а как живую реальность, в которой узнаю и нашу действительность с ее засильем коллективизма и вождизмом. В древнекитайской живописи я себя не узнаю, воспринимаю ее как экзотику, как что-то потустороннее, меня не касающееся. А в новой волне искусства Китая меня многое тревожит, откликается, заставляет задумываться и задавать вопросы. Покой — это когда все вопросы сняты, все противоречия приведены в равновесие, все ответы найдены. Мне до такого состояния — как до Луны.
Когда я смотрю на китайскую акварель, то нет предела моему наслаждению, наверно ничего не услаждает так мои глаза, как созерцание рукотворных красот природы, восточных мастеров, но стоит мне столкнуться с полотнами современных китайских мастеров, как моя голова превращается в гулкий темный и пустой котел, и слова не формируются ни в какие хокку, танка, или просто фразы.. 😉
Спасибо Тина, как всегда ваши темы незаурядны и познавательны