Страстной вторник продолжает по структуре, содержанию и адресатам своих поучений
Здесь Он учил народ и обличал фарисеев и священнослужителей. Во второй половине дня Он вновь возвращался в Вифанию, где продолжал учить учеников притчами.
Поэтому три первых дня страстей Господних вспоминаются беседы Спасителя с народом, учениками, фарисеями и книжниками.
Страстной вторник, по сравнению с Великим понедельником, значительно более насыщен поучениями и обличениями. Но во вторник тон Спасителя становится более жестким по отношению к книжникам, и более мягким и участливым по отношению к ученикам.
В страстной вторник мы слышим в храме грозные слова: «Горе Вам, книжники и фарисеи», которые повторяются восемь раз. Мы слышим притчи, обличающие их лицемерие и ложную праведность, а они слышат угрозу в свой адрес, что становится поводом для их заговора против Иисуса.
В этот день для учеников все более прозрачной и ясной становится эсхатологическая тема, тема конца света и второго пришествия Спасителя. Все притчи, которыми Иисус наставляет учеников, так или иначе, относятся к последним временам и страшному суду. И все их можно свести к одному призыву: "Не расслабляйтесь!",
"Бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет"
Особый акцент в страстной вторник Церковь делает на трех притчах – «О страшном суде», «О талантах» и «О десяти девах». Но слышим мы и другие притчи «О злых виноградарях», «О дане кесарю и Богу», «О двух сыновьях», «О верном и неверном рабе», «О царском пире» и другие.
Такая насыщенность Великого вторника поражает и удивляет. Чувствуется, что кульминация приближается, напряжение нарастает, тучи над Иисусом Христом сгущаются. Завтра, в среду, случится предательство Иуды и завтра блудница Мария помажет Господа благовонным мирром на погребение. Иуда и Мария – олицетворяют два пути и они – основные действующие лица среды.
Среда считается особым днем не только в эту седмицу, но и в течение всего года. Завтра собственно в полном смысле Великий пост заканчивается: последний раз читают великопостную молитву Ефрема Сирина, в последний раз делаются земные поклоны, заканчивается в храмах чтение четырех Евангелий. Все в ожидании кульминации. И в эти страстные дни мы слышим удивительное песнопение:
"Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя".
Этому песнопению посвятил стихотворение не один русский поэт, приводим только одно из многих.
Федор Сологуб
Чертог Твой вижу, Спасе мой...
(Чертог, украшенный цветами...)
Чертог, украшенный цветами,
Перед весёлыми гостями
Широко входы отворил;
Он блещет ясными огнями,
А я печален и уныл.У двери светлого чертога,
Откуда слышен призыв Бога,
Стою, — и как же мне войти:
Моя одежда так убога,
Так износилась на пути.Шепчу молитву со слезами:
«Одеждой новой и цветами
Меня, Всещедрый, надели,
Взгляни безгневными очами
И муки сердца утоли.Все язвы жизни неудачной,
Войду в желанный Твой чертог,
Забывши мрак юдоли мрачной
И грязь неправедных дорог!»
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Рене Генон: Восток и Запад
- Джон Донн. Алхимия болезни. Часть 3
- Аод и Еглон. Жертвоприношение
- Страстная пятница. Крестная Пасха
- Дитрих Бонхёффер. Афоризмы и цитаты
- Дитрих Бонхёффер: безрелигиозное христианство
- Спорительница хлебов
- Визуальная культура. "Библия для бедных"
- Семик
- Блёз Паскаль. Не будем искать уверенности и прочности