(Начало
Никоновская эпоха храмового строительства началась с Валдайского монастыря – он стал первым после смуты 1613 года. До него шло строительство храмов, но не монастырей. Никон же мечтал о монастырях - больших, красивых, тихих в укромных уголках Севера. В нем говорила ностальгия по его Соловецкой монашеской юности, где он проходил свой первый настоящий аскетический подвиг.
Валдай для этого подходил как никакое другое место. Тогда, как и сегодня, он являет собой сказочное по красоте и величию русской природы место. Я была в тех краях только раз, но не в самом Валдае, а Великом Новгороде, совсем рядом, но и сейчас красота этих мест - перед глазами.
Память полна мистической загадочности
Валдайское озеро – одно из тридцати трех, разбросанных на Валдайской возвышенности. По народным преданиям в лесах Валдая водились лешие, водяные, а из озера время от времени появлялось огромное чудовище. В лесах сохранялось много языческих капищ и местные жители боялись ходить в эти места, даже когда монастырь уже стоял.
Но Никон, впервые увидев это место, был зачарован его красотой. Необыкновенно свежий воздух с запахом трав, таинственные леса, чистейшее озеро с прозрачной водой и рыбами, безмолвие и тишина заворожили будущего патриарха и он воскликнул: «На небе - Рай, на земле – Валдай!»
Тогда же он загадал: "Если все будет хорошо, обязательно построю здесь монастырь по образцу греческого, что на Афоне в честь чудотворной иконы «Иверская»". Список с нее он уже заказал.
Валдайский монастырь строился первым из трех никоновских. Строился в то время, когда Никон был в силе: пользовался у царя непререкаемым авторитетом, обладал огромной властью и большим доверием. Он мог просить у царя всё, ему ни в чем не было бы отказа.
Валдайский монастырь строился, как и Кийский, по обету. Когда Никон, как он позднее рассказывал, возвращался из Соловков с мощами убиенного свт. Филиппа, то в тонком сне ему явился сам святитель и укрепил Никона на это «благое дело».
Тогда-то
Никон открыл свой сон и обет царю, как только взошел на патриаршую кафедру и просил помочь в возведении обители. Царь сразу же выделил из своих дворцовых сел Валдай вместе с озером, землями, крестьянами, окрестными селами и деревнями, пастбищами и угодьями - для устроения обители и пропитания монастырской братии.
Никон тут же отправил архимандрита одного из монастырей Новгорода на Валдай, чтобы он выбрал наиболее подходящий для обители остров, а после выбора места прислал архимандриту благословение приступить к строительству.
В октябре 1653 года Никон переименовал озеро Валдайское - в Святое, опустив Евангелие и крест в воду, а село Валдайское - в Богородицкое, монастырь же назвал Иверским Святоозерским и белоснежный монастырский корабль начали строить.
На следующий месяц царь дополнительно жаловал несколько угодий и отписал на новостроящийся Валдайский монастырь Яковлевский монастырь с его угодьями и братией, причем все царские угодья отходили в личное владение Никону, а не в патриаршество.
В начале 1654 года, спустя буквально несколько месяцев после начала строительства, первые деревянные храмы Валдайского монастыря уже стояли, а Никон стал хлопотать о возвышении монастыря. Для этого было решено перенести сюда мощи Иакова Боровицкого, которые почитались местными жителями как святые.
Никон заказал на свои деньги новую сребропозлащенную раку для мощей и лично отправился с ней в монастырь. Новому архимандриту он благословил служить в митре, с палицею, с ковром, рипидами и прочими регалиями, отличающими самый высокий статус священнослужителя.
Вскоре Никон снова покупает земли для монастыря и царь, закрепляя уже купленные, меновые и жалованные монастырские вотчины, тоже отписывает Валдайскому монастырю несколько старых монастырей с крестьянами и угодьями, шестью солеварницами, с заводами, дворами и амбарами в Старой Руссе. В Москве выделяется двор для монастырских гостей.
После возвращения с польско-русской войны, царь вновь жалует в Валдайский монастырь земли с деревнями, крестьянами и угодьями в благодарность Никону за спасение царской семьи от чумы. На следующий, 1655 год в Валдайский монастырь перешла многочисленная братия Кутеинского монастыря из-под Орши, привезя с собой типографию.
Среди монахов того монастыря было много знающих не только типографское дело, но и наученных грамоте. Для Никона это был подарок судьбы. Он, мечтавший о распространении грамотности, книжной справе и книгопечатании, получил уже готовую типографию, в которой в короткий срок были напечатаны несколько богослужебных книг. Нашлись среди новых монахов и мастера изразцовых дел, и резчики по дереву.
Узнав о поселении в его личном монастыре таких искусных иноков, Никон решил просить у царя приписать к Валдайскому монастырю еще несколько монастырей. Царь в очередной раз приписывает к Святоозерскому монастырю четыре новых монастыря со всеми их вотчинами и угодьями.
В этом же году Валдайский монастырь посетили два патриарха - Сербский и Антиохийский - и были поражены богатством, численностью братии и убранством Иверской иконы - главной святыни монастыря. На устроение только ее ризы ушло до сорока четырех тысяч рублей. В это время вчерне был закончен и каменный собор, который показался патриархам и просторнее, и богаче московских соборов.
Патриархам поведали, что Никон купил для обители шестьдесят деревень, подарил из патриаршей собственности (т.е. лично себе) множество ферм со всеми заведениями, восемьдесят соляных и сто восемьдесят рыбных озер, что на строительство монастыря ушло около миллиона, а ежегодный доход Валдайского монастыря составлял до дести тысяч рублей.
Новый каменный собор строился по греческому образцу в соответствии с грекофильскими настроениями царя и его приближенных. Собор получился очень нарядным и совсем не аскетичным, в отличие от Кийского. Может быть, потому что Иверский был посвящен Заступнице Усердной – Богоматери, а Воздвиженский Кийский – мукам Христовым на Кресте.
К собору пристроено три шатровых крыльца, по всему периметру и на разных уровнях собор украшают декоративные пояски, построена крытая галерея вокруг всего периметра собора, устроена плоская кровля с парапетами по краю, большие окна, восьмигранные шеи куполов – все это элементы греческого архитектурного стиля, не характерные для русского храмового зодчества. И только Кийский и Валдайский монастыри имеют много схожего: их отличает именно этот, греческий, стиль.
За короткий срок, всего в три года, с 1652 по 1655 годы, Валдайский монастырь был построен, возвышен, украшен и стал одним из самых богатых в России. Но с низложением патриарха кончилось и могущество Валдая: все имущество монастыря отобрали, как незаконно приобретенное и передано в государственную казну. Братия разошлась по другим монастырям.
На этом история Валдайского монастыря, однако, не кончилась, но об этом – в другой раз.
Тина Гай
Спасибо, Людмила, давно я не читала Ваших комментариев. Заходите!!!
Тина, спасибо! Как всегда интересно!
Да, именно так! Никон слишком был самоуверен, потому что царь ему по-началу многое позволял. Алексей Михайлович вообще был склонен поддерживать свой ближний круг, даже когда обнаруживалась их вороватость. Точно так же, как и сегодня. А его упертость — это уже от монашества и аскетики. Он действительно был мощный мужик, и физически, и умственно, но непомерно амбициозен и горделив. За что и был низложен. Скромнее надо быть и смиреннее. Уж не монаху ли этого не знать, но войдя во власть, он забыл об этом. В русской истории многое идет из прошлого, а Алексей Михайлович — тихий-тихий, а с него все и началось. Не с Петра, тот только доделал начатое его батюшкой.
То есть Никон был силён, пока его поддерживал царь. И упёрт, потому как много средств вложил в этот уголок. Что то такое и сегодня наблюдается?!