Вирсавия – одна из самых известных
Тройное преступление, за которое после искреннего покаяния, он, хоть и был прощен Господом - не был наказан смертью, но до конца жизни расплачивался нестроениями, как в государственных делах, так и в семейных.
Сначала умер его первый сын от Вирсавии, потом началась вражда между сводными братьями: старший, Амнон, обесчестит родную сестру среднего брата Авессалома и Авессалом убивает Амнона. Потом Авессалом начинает враждовать с родным отцом, поднимет против него восстание и, пытаясь захватить власть, насилует всех его жен и наложниц.
В конечном итоге, последует позорная смерть и самого Авессалома. Запутавшегося длинными волосами в ветвях дерева его, висящего на древе как разбойника, заколет верный военачальник Давида Иоав. Царь Давид, как и положено по иудейскому закону, заплатил за кражу «овечки» четырехкратную цену.
Интересно, что Вирсавия, фигурирующая в этой истории в качестве любимой овечки, не понесла никакой кары, если не считать смерти первенца, зачатого в прелюбодеянии. Это очень показательно: Господь за прелюбодеяние спрашивает с мужчины, хотя женщине за него тоже грозила смерть.
Но прежде вспомним саму историю, хотя многим она известна. В данном случае она важна как факт, зафиксированный в Ветхом Завете, но гораздо важнее факта его толкование, а оно совершенно разное в Талмуде, христианстве, у поэтов, писателей и художников, которые интерпретируют сюжет с чисто человеческой точки зрения – как историю страсти между мужчиной и женщиной.
Итак, однажды вечером царь Давид решил прогуляться на крыше своего кедрового дворца и увидел, как на крыше соседнего дома принимает ванну прекрасная девушка, возбудившая в нем желание. Он интересуется, кто эта девушка? Ему отвечают, что это внучка его советника Ахитофела, которая замужем за Урией, в настоящее время воюющим в армии царя против аммонитян.
Царь просит привести ее к себе и вошел к ней. Вирсавия забеременела, сообщает об этом Давиду и просит найти способ скрыть беременность, т.к. за прелюбодеяние ей грозит смерть. Царь решает пойти на хитрость. Он вызывает с фронта мужа, угощает его в царском дворце и говорит, что тот заслужил отдых и может идти к своей жене.
Урий отказывается и говорит, что не может наслаждаться с женщиной в то время, когда его друзья воюют, спят на голой земле и терпят лишения. Давид оставляет его еще на день и снова пытается напоить вином и отправить к жене.
Но Урий опять не идет, во второй раз не исполнив царскую просьбу, а ночует, как и прошлую ночь, у порога царского дворца. Когда две попытки оказались неудачными, царь решается на убийство мужа Вирсавии, но так, чтобы никто на него не подумал, а всё выглядело бы как смерть на поле боя.
Он пишет военачальнику письмо и отправляет его вместе с Урией. В письме царь просит поставить Урию, как якобы провинившегося (штрафбат?), туда, где его смерть будет неминуемой. Так и случилось. В бою Урия, по приказу военачальника, бросили, он остался один на один с врагами и был убит. При этом евреи потерпели поражение.
С этим известием и прибыли к царю Давиду посланцы, рассказавшие сначала о поражении, чем вызвали гнев царя, но потом сообщили, что в бою смертью храбрых погиб Урия, чем Давида обрадовали. Вирсавия семь дней носила траур, а на восьмой вошла в царский дворец женой.
Вскоре у них родился сын, о котором Давид мечтал: Господь обещал ему, что даст сына, который, когда придет время храма, построит его. Он укрепит царство, и народ будет жить в мире и покое, тогда и настанет время начать строить храм. Но… Давид торопился.
Здесь следует сделать паузу в рассказе и обратиться к толкованию сюжета. В христианстве его толкуют однозначно - как самый страшный и сугубый грех Давида, который он отмаливал всю оставшуюся жизнь. Написал в память о нем самый известный псалом, пятидесятый, который так и называется - покаянный. Он читается каждое утро и вечер, на каждой службе и исповеди.
Интересно, что сам Давид поначалу вовсе не считал, что поступил как-то дурно или недостойно, что его поступок не имеет оправдания, тем более, что за него ему придется заплатить дорогую цену. Он понимает это только когда к нему приходит посланный Господом пророк Нафан и в притче показывает всю неблаговидность царского поступка.
Жили два друга, бедный и богатый. Богатый имел все, бедный - только одну овечку, которую очень любил. Но однажды к богатому пришли гости и он, пожалев заколоть своего ягненка, взял соседскую овечку. Когда Нафан спросил Давида, кто в этой ситуации прав, а кто виноват и что ему грозит, царь, не задумываясь, ответил: богач достоин смерти и никакого оправдания ему нет. Тогда Нафан и сказал: «Ты и есть тот самый богач!»
Вот тогда только Давид понял, что сделал и горячо раскаялся. Тогда Нафан его успокоил: за твое покаяние, Бог избавил тебя от смерти, но вместо тебя умрет твой сын. Так и случилось. В Танахе этот эпизод толкуется очень странно. Когда читаешь это толкование, то удивляешься, как по-разному один и тот же факт можно подать: и так, и эдак, и в оправдание, и в осуждение.
Талмуд говорит, что царь Давид, пройдя огонь и воду, имея к тому времени действительно всё: власть, богатства, сильное государство, находясь на пике славы и духа, обратился к Всевышнему с просьбой - испытать его: «Я так силен, что выдержу любое Твое испытание, даже такое, какое Ты послал Аврааму». Давид хотел быть причисленным к праотцам.
Бог на его просьбу отвечает: «Хорошо, Я испытаю тебя, но ты не выдержишь испытания». Давид настаивал. Тогда последовал ответ: «Я испытаю тебя запрещенной близостью с женщиной». Давиду было 57 лет, он знал, что проживет 70, значит, оставалось только тринадцать лет, а он должен родить сына, которого Всевышний ему обещал.
Давид торопится. И тут он видит женщину, которая показалась ему той, от которой и должен родиться сын. Ей было девять лет, но это его не смущало, как не смутило и то, что у нее был муж. Когда он загляделся на эту красавицу, уже все было ясно: в своем сердце он уже совершил прелюбодеяние. Дальше все было, как говорится, делом техники.
Давид провалил испытание и это был первый урок: никогда не проси себе испытаний. Они придут, когда придет их время. Человек – существо несовершенное и чтобы помнить об этом и не возгордиться, ему необходимы изъяны. Второй урок из этой истории – никогда не надо спешить.
Мудрецы от Талмуда утверждают, что Вирсавия была предназначена Давиду с самого начала, со дня творения, как Ева была предназначена Адаму. Беда Давида и его ошибка заключалась в том, что он поспешил сорвать недозрелый плод.
И хотя Вирсавия все равно была бы его, т.к. именно она должна была стать матерью Соломона, время для этого еще не пришло, как не пришло время строить храм. И то, что эта девушка была отдана другому, означало одно: так должно было быть. Пути Господни неисповедимы.
Давид в руках Господа, как и все
Из той же Библии узнаем, что Давид через тринадцать лет уже забыл и о Вирсавии, и о клятве, данной ей при рождении Соломона, что именно он наследует царский трон. Вирсавия редко видела мужа и пришла к нему, когда вынуждена была вмешаться в спор о престолонаследии и напоминать Давиду о его давнем обещании - сделать Соломона царем.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Самсон. Мед из трупа
- Царица Савская: женщина против мужчины
- Запрет: Не вари козленка в молоке матери его
- Иеффай
- Уильям Фолкнер - последний из могикан
- Троица Андрея Рублева
- Битва Гедеона. Окончание
- Два образа любви. Рахиль.
- Притча о деревьях и терновом кустарнике
- Гедеон. Воин поневоле. Часть 1
Да, 57, Вы правы, но разница в пятьдесят лет — это что немного? Спорить не о чем, конечно. Я не знаю, почему Вас так взволновал в этой истории именно возрастной фактор, он самый незначительный. Гораздо важнее морально-нравственный аспект этой истории. В Библии много таких неприглядных историй. И то, что они попали в эту книгу делает особенно привлекательной для человека, который только начинает погружаться в Священную историю. Давид был человеком, а значит преступал черту дозволенного, как и все люди вообще. Дело не в том, чтобы не падать, а в том, чтобы от чистого сердца принести покаяние. А за свое падение он заплатил сполна.
Совсем нет желания спорить о чем-либо, вот только по Вашим меркам уравнивания возраста у древних и в современности, тогда получается и сейчас трехлетние девочки, тем более шестилетние, восмилетние могут спокойно зачать, выносить и родить ребенка. Разве это не абсурд? Ведь детородная функция просто не сработает, если говорить о физиологии. Одиннадцатилетние некоторые уже могут, если достигли половой зрелости с женскими делами, но и это все же редкость. Да, я не отрицаю, что мужчины собственнически, вседозволенно в некоторых регионах, странах, наверное в большей части где проповедуется ислам, действительно используют маленьких девочек для удовлетворения своей похоти насильно или покупая у родителей. К большой боли, это действительно так.
Небольшая поправка, Давиду было 57 лет, не 70, когда он встретил Вирсавию.
Каким бы ни было исчисление времени, оно одинаково для царя Давида и Вирсавии, а следовательно, десятикратная разница в возрасте между ними остается. И до сих пор отголоски этой традиции еще существуют: стремление выдать девочек за вполне зрелых мужчин на Востоке — дело обычное. Примеров тому — не счесть даже в нашей стране, где вроде закон один для всех, но тем не менее и многоженство есть, и браки с малолетними девочками сохраняются (Чечня, Дагестан, Ингушетия и даже Москва). Что касается раввинов, то известна их способность выкручиваться из самых неприятных ситуаций, а уж оправдать то, что происходило тысячу лет назад, тем более можно: никто же не проверит. А оправдания, честно говоря, не убедительны, особенно в свете его же замечания о том, как смещался брачный возраст в восточно-мусульманских странах:
«Итак, в контексте всего выше сказанного, сам факт, что Ривекке было три года, когда она стала женой Ицхака, не должен нас удивлять (???). Впрочем, если мы все же будем рассматривать этот факт на земном уровне, нам следует иметь в виду, что две или три тысячи лет назад темпы взросления были иными, нежели сегодня (???). Они отличались от сегодняшних даже 200 или 100 лет назад. Возьмем такой пример. Из переписки раввина Йосефа Хаима (из Багдада), которую свыше ста лет назад он вел с руководителями иешивы «Бет Эль» в Иерусалиме, известно, что в конце 18-го века минимальный возраст девочки для замужества (в сефардской общине Иерусалима) был 11 лет. В конце 19-го века — 13 лет. А в Багдаде в то время его увеличили до 14-ти. И это считалось весьма «революционным» новшеством (Что уж говорить о трех-пятилетних в более ранний период — Т.Г.). Вне зависимости от того, как к этому относиться, мы не можем не признать тот факт, что созданные в те времена и в том окружении семьи жили полноценной жизнью (???) и производили на свет детей (почему это д.б. удивительным), многие из которых впоследствии украсили духовный звездный небосклон народа Израиля».
Аргументация — потрясающая, чисто талмудическая. Все можно оправдать!!!! Где сердце, там и ум Ваш.
Мне кажется, что все достаточно понятно как пояснил рав, что исчисление времени и соответственно возраста людей было другим. И если вспомните историю, то даже у многих древних народов, а также и в небольших отдельных племенах летоисчисление было свое. Вот одна из ссылок про этоhttp://shkolazhizni.ru/culture/articles/19358/ , также есть и в википедии в теме Календарь, например…
По-другому — это как? Я же скопировала ответ полностью, а Вы, как и раввин, даете свою интерпретацию годам. Если годы были другими, то зачем вообще о них упоминать, а если годы есть годы, то и мудрить нечего. Давиду было почти семьдесят, а этой девочке — семь, в десять раз моложе. Как ни крути и не объясняй возраст Виросавии (кстати в другом ответе речь шла не о ней, а о Ревекке) другими (какими?) мерками, разница остается. Отсюда и то, что ставят в вину, в частности Мухаммеду, который тоже любил девочек, т.е. был педофилом. Впрочем, Библия лежит и в основании мусульсманства, так что все объяснимо: и многоженство, и малолетние жены.
Нет, Тина Вы прочитайте, что рав написал в ответе когда Ривка вышла замуж, а в этом тексте также есть ссылка про возраст Дины… В этих ответах рав, наоборот опровергает, что эти героини вышли замуж будучи маленькими девочками. Просто время исчислялось совершенно иначе, а также духовность была намного более совершенна, поскольку время от Адама и Евы было сравнительно не далеко. Так что они не были в возрастном младенчестве, детстве в современном понимании этого. Просто возраст исчислялся совсем по-другому.
Так надо было скопировать ответ, что я и делаю:
Вопрос «Сколько лет было Бат-Шеве (Вирсавии), когда она встретилась с царем Давидом, и во сколько лет она родила Соломона?» Ответ: «В Танахе (в нееврейском мире его иногда называют «Еврейской Библией») нет информации о возрасте Бат Шевы. Интересующие Вас сведения находим в Устной Торе. В частности, в Талмуде (трактат Сангедрин) говорится, что Бат Шеве, когда она встретилась с царем Давидом, было 6 лет. А их сын Шломо (в русских текстах — Соломон) родился, когда ей было 8 лет. Понятно, что в наши дни такая «хронология» может шокировать. Но тут необходимо учитывать, что в ту эпоху этапы развития человека (духовное, умственное и физическое) измерялись иной временной шкале. Чуть подробнее об этом говорилось на сайте в ответе «Ривка вышла замуж в три года?». Прочтите его с ответом, обозначенным в нем ссылкой».
Автор текста Элиягу Эссас
15.06.16
Это еще больше шокирует. В 8 лет родила Соломона, значит, первого сына от Давида она родила в 7 лет. А за Урию вышла замуж в 3 года? Это вообще что-то за пределами разумного.
Здравствуйте, Тина! Вот получила ответ от рава на еврейском сайте про возраст Вирсавии. Поскольку все писать долго, поэтому вот ссылкаhttps://www.evrey.com/sitep/askrabbi2/index2.php?option=com_content&task=view&id=11361&Itemid=48
Лаура, Вы меня восхищаете своим желанием докопаться до истины. Интересно, что ответит равин, потому что, когда я готовила этот материал, я слушалалекцию «Испытания Давида продолжаются» (Танах). В лекции подробно рассказывается об этой истории с точки зрения Талмуда.
Добрый вечер, Тина! За два дня перевернула весь интернет и электронный Талмуд и даже еврейские сайты, нигде нет упоминания о точном возрасте Вирсавии (Бат-Шевы). И нигде нет упоминания, что она была совсем юной девочкой, когда происходили все эти события. Ссылку, которую Вы дали это ни Википедия, а Циклопедия. Разница имеется, поскольку Википедия следит за своей репутаций и практически не дает непроверенные и неподтвержденные сведения. И на просторах интернета она уже 15 лет. А Циклопедия, как в ней прописано, позволяет выражать свободно проверенные и непроверенные сведения. И в Циклопедии опять же нет четкого пояснения в какой именно части Талмуда указан возраст Вирсавии. Благодаря этой статье я нашла много чего интересного. А еще я задала вопрос о возрасте Вирсавии на одном еврейском сайте, где отвечает на вопросы рав. Если ответит, напишу здесь. Пока искала нашла две книги, которые можно прочесть в электронном виде про царя Давида и царя Соломона, автора и журналиста Петра Люкимсона. На 3 и 4 странице книги «Царь Соломон» раскрывается история Вирсавии и Давида. Если интересно вот ссылка:http://litread.me/pages/474186/416000-417000?page=3
Согласна однозначно, что она не была соблазнительницей, что это было » глубокое, даже безропотное смирение» подданной царя. А он был соблазнителем, поэтому его Бог и покарал нестроениями в семейной жизни и в государственных делах. Для меня в этой истории нет взаимоотношений мужчины и женщины, поскольку был лишь соблазн одного. Конечно, царя Давида оправдывает его исреннее покаяние, что Богом и вменилось ему: Он избавил его от смерти. Сила пятидесятого псалма очевидна.http://cyclowiki.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%8F
————————————————————
О ее возрасте говорится впрямую в Талмуде. Цитирую по Википедии: «По мнению раввинистов Вирсавии, внучке Ахитофеля, советника Давида, было всего 8 лет и 8 месяцев, когда она родила сына Соломона; другие же талмудисты утверждают, что она была не старше 6 лет[9].
Подробнее:
Это в христианских православных нет указания на возраст, а у евреев все четко.
Да и сегодня восточная практика женитьбы на девочках никуда не делась. Она кстати идет от Мухамеда. А вспомним нашу нашумевшую историю, когда девочка родила в 11 лет. Так что я вполне верю, что такое возможно, особенно тогда.
Да, сходить с ума даже не в одиночку не хочется. Я пыталась связаться с Вами по почте, но Ваш емейл qwert@freemail.ru мне никак не доступен. Пыталась его как-то найти, не получается. М.б. Вы напишете на мой емейл gajkova@yandex.ru? Тогда можно сразу все выяснить. У других читателей обязательно спрошу, есть ли у них такие сбои, как у Вас. Контролировать свои комментарии можно в сайтбаре (справа). Там сразу дается количество комментариев у каждого комментатора. Вы у меня самая активная в этом месяце — восемь комментариев. Если количество Ваших комментариев высветилось, значит, все они на месте, в тех текстах, в какие Вы написали.
Тина, вот как только я написала по поводу комментария, практически сразу они высветились в этой статье. А в двух статьях, которые выше написаны,только видны комментарии частично. Вроде у меня хорошо работает браузер (яндекс). Как-то странно работает именно эта функция в части комментариев на сайте, может программа сбивается где-то. Хорошо было бы уточнить и у других читателей. А то как-то «сходить с ума в одиночку» не очень интересно.
Скорее всего, что Вирсавия и не была ребенком, тем более 8-9 лет, во время этих событий. Скорее юной девушкой( по физиологии), и женщиной по замужеству. Ведь точного возраста не указано нигде, а только предположения. И ведь в это ветхозаветное время летоисчисление было другим (вспомнить хотя бы еще более древнего Ноя), да и менялось неоднократно, и у разных народов оно было определяемо по-своему… Хоть восточные девушки и зреют рано, но все же не до такой степени. Ведь Бог создал мужчину и женщину, а не мужчину и девочку (по возрасту) для совместного жительства, общения и деторождения… И потом, Вирсавия, как о ней пишут обладала большой мудростью… ребенок же, каким бы он ни был умным и превосходно схватывающим все на лету, все же не обладает мудростью зрелого человека, это приходит именно с опытом и глубоким внутренним вниманием к себе и окружающему…
——————————————————————————————————-
Для меня в этой истории интересны три момента: взаимоотношения мужчины и женщины, падение и глубокое раскаяние, и Божье милосердие и прощение.
Вот женщина здесь по началу скорее повиновалась Давиду как царю, уважаемому и почитаемому всеми, как его верная подданная (т.е. глубокое, даже безропотное смирение), а не как соблазнительница ( имеющая блудный грех в душе и в желаниях). Ведь надо здесь помнить, что именно из колена Давидова произошла Пресвятая Богородица. И этот род Бог все время опекал и очищал для рождения Пресвятой.
Падение, грех Давида было «зло в очах Бога». И если опять и здесь посмотреть с ракурса именно святого рода Пречистой, то сколько поколений в этом роду очищалось практически от всех серьезных грехов (блуд, прелюбодеяние, убийство и др.) до мельчайших.Постепенно очищался и очищался и укреплялся уже взамен в корне род, дух, генетика до самого зачатия Богородицы ее Святыми родителями в их глубокой старости. Ведь как сказано в писании «Ничто не чистое не может войти в Царство небесное» .
Именно о глубоком раскаянии на протяжении всей Библии и тем более в новом Завете у Господа снова и снова, снова и снова говорится прямо и ясно, как о главном действии, которое непосредственно влияет на исправление души и примирении с Богом и соответственно в прощении и облегчении души от грехов и от вины и укорения совести.
Нет, это что-то у Вас с браузером. Я отвечаю и работаю в гугле, но зашла сейчас на Оперу в статью «Вирсавия». Там есть все комментарии к ней. В Гугле они тоже есть, и в Яндексе — тоже (у меня три браузера, по которым я контролирую блог). Т.е. во всех трех браузерах все отражается. Последний Ваш комментарий — тоже есть. Посмотрите свои настройки.
____________________________________________________
А админа у меня действительно нет. Сама кое-как пытаюсь справляться. Но кроме Вас, в последнее время жалоб на то, что нет комментариев, уже давно нет. Посмотрите комментарии ниже статьи, после рекламы, после информации обо мне и еще ниже. Комментарии идут в самом низу.
И в этой статье не видно ни одного комментария. Может у Вас, Тина, на своем браузере не видать этой проблемы, поскольку Вы получаете все комментарии и отвечаете на них. А нам они не видны внизу после статьи…. Как жаль, что админ.не справляется со своими функциями…
Мне тоже было как-то не по себе от такой судьбы. За что? А вот Талмуд, насколько я поняла, считает, что Давид должен был казнить Урию открыто — за неповиновение его царскому приказу — идти домой к жене. В этом была еще одна ошибка Давида. Урия считал своим господином не царя, а своего военачальника, что было преступлением.
«И донесли Давиду, говоря: не пошел Урия в дом свой. И сказал Давид Урии: вот, ты пришел с дороги; отчего же не пошел ты в дом свой?http://www.bible.by/old-testament/read/10/11/#3 © bible.by)
И сказал Урия Давиду: ковчег [Божий] и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой и есть и пить и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю». (2-я Царств 11 глава:
Когда впервые столкнулась я с этой историей, больше всего потрясла меня судьба Урия…
То, что Вирсавия везде изображается вполне взрослой женщиной, а не ребенком (что такое 8-9 лет? Ребенок!), меня тоже смущает. Думаю, что это результат сознательной или подсознательной интерпретации этой истории как любовной. Отсюда — все остальные стереотипы, в том числе и образ Вирсавии. Но вот сейчас подумалось, а если бы теперь 57-летний мужчина взял себе в любовницы девятилетнюю девочку, то чтобы о нем подумали? Правильно — педофил и, соответственно, должен был бы понести уголовное наказание по соответствующей статье. Это пример того, как нельзя примерять наши мерки морали и нравственности к тем временам. Люди жили по-другому и, конечно, думали по-другому. Восемь лет — уже считался детородным возрастом. Странные они все-таки были…
А я каждый раз при чтении библейских и прочих древних историй удивляюсь, насколько всё же древние люди были другими, чем мы. Нет, они, конечно, были подвержены тем же страстям, что и мы, но всё же они были совсем другими. Вирсавии было 9 лет (!), а она уже была замужем (по другим данным ей было 8 лет и 8 месяцев, когда она родила сына от Соломона —http://cyclowiki.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%8F ); Саломее, когда она за свой танец попросила голову Иоанна Крестителя — не более 16, а они уже были взрослыми женщинами и знали, как себя вести во взрослых ситуациях. (И ведь что интересно — на всех многочисленных картинах Вирсавия изображается взрослой, крупной женщиной: наверное, наше мировоззрение не восприняло бы малолетку в образе любовницы, матери и жены. Конечно, не восприняло бы: как понять пожилого царя Давида, который мог «воспылать страстью» к 8-летней девочке?)
Именно так: это еще один урок из всей этой истории, который делает Талмуд и вот Вы очень точно почувствовали логику их толкования этого эпизода. Давид сумел зло превратить в добро. В этом, по большому счету, состоят вся еврейская (Божественная) мудрость — уметь переводить энергетику зла в добро.
Спасибо, Тина, такое непредвзятое повествование о известных библейских событиях — лишнее доказательство «нечистой» природы человека — всё оборачивать в свою пользу!
Спасибо, Виктор. Я рада, что библейский сюжет Вас заинтересовал.
Спасибо, Тина! Никогда не читал о библейских персонажах и сюжетах. Интересно.