Более точно Второй Спас назвать Спасом на горе, где произошло событие, отмечаемое в этот день.
С горой в христианстве связано много событий, как исторических, так и символических. Гора - это место уединения и молитвы Спасителя,
место, где Моисей получает скрижали от Бога (на горе Синай) и встречается со Славой Бога, от чего лицо его начинает светиться божественным светом.
Гора – это место жертвоприношения (на горе Мориа) Исаака, на котором позднее будет возведен Иерусалим, а еще позднее - ветхозаветный храм.
На горе Хорив Илия почувствовал Бога в тихом дуновении ветра и прикрылся милотью чтобы не умереть от встречи с Ним.
На горе Иисус говорит свою Нагорную проповедь и на горе (Елеон) происходит Его
На Фаворе ученики увидели Божественное
Но согласно истории человеческой жизни Иисуса, место Преображения - в Страстном цикле, т.к. оно случилось за сорок дней до Распятия и смерти Спасителя и потому отмечаться должно в начале Великого поста, в конце зимы или ранней весной: преобразился Иисус ровно за сорок дней до Распятия.
Воскрешение Лазаря,
Соединение в праздничном ряду «Распятия» и «Преображения» - было одним из ключевых и очень важных, т.к. объединяло первое пришествие Господа в образе человека со вторым – в образе Бога. Преображение – праздник явления Иисусом своей Божественной природы.
Как человек Он был распят, как Бог – преобразился и Воскрес. В Преображении Иисус, забегая вперед на сорок дней, показывает лучшим своим ученикам свое грядущее Воскресение, показывает для научения и чтобы они не страшились, когда увидят Его вольную смерть.
Союз двух природ, человеческой и Божественной, символически и по смыслу, представлен в соединении двух событий - Распятия и Преображения, но Второй Спас был отодвинут на вторую половину августа, т.к. предпасхальный период оказался перегруженным. И это сместило акценты - с богословского на народно-языческий, в котором
Сдвинутое с поздней зимы (февраля) на позднее лето (август), Преображение во многом утратило свое смысловое место в евангельской истории – быть прообразом Второго Пришествия Спасителя и образом обожения человеческого естества в молитвенном стоянии. Молитва в этом контексте - ключевое слово.
Именно во время молитвы происходит явление Божественной природы Иисуса («Бысть, егда моляшеся») и в молитве - ключ к Фаворскому свету. Об этом наиболее точно и полно говорит
О фаворском свете и обожении человека в
Еще в пятнадцатом веке не было сомнений, где место Преображения. Например, в Благовещенском соборе Кремля в иконостасе место иконы Преображения было рядом с иконой Распятия, а не перед
При этом следует помнить контекст, который почти окружает Преображение. Только в обрамлении этих событий, можно понять, почему Преображение случилось именно в этот момент. Предшествует Преображению исповедание Петра об Иисусе как Сыне Божием, за ним следует призыв Господа взять свой
Только после этого, спустя шесть дней на седьмой, Он берет троих лучших учеников и идет с ними на гору молиться, ученики ничего не подозревают, поскольку Иисус часто уходил молиться в гору, но всегда один. На горе они все молятся, но ученики вскоре опять засыпают, как и в Гефсимании.
А Иисус в молитве беседует с Моисеем и Илией о предстоящих Ему страданиях и последующем Воскресении. Моисей должен донести эту весть до мертвых в аду, где он пребывал, а Илия – до живых в раю, в частности, до Еноха. В этот момент, от яркого Света и разговора, ученики просыпаются, и страхе и ужасе видят:
«Превечное бо сокровенное таинство напоследок явлено сотвори; страшное Твое преображение Петру, и Иоанну и Иакову, иже такова сияния лица Твоего не терпяще и светлости риз Твоих, ниц на лице земли покрывахуся, иже и ужасом одержимы дивляхуся. Еще и оттого, что увидели Моисея и Илию с Господом говорящими» (Стихира из богослужения на праздник).
Но видение вскоре закончилось, Иисус подошел к ученикам и стал их успокаивать ("Не бойтесь!"). А после этого, по контрасту с тем, что произошло на вершине горы, под горой, Господь с учениками встречают разгоряченную толпу, в которой идет спор: почему ученики не могут излечить бесноватого, которого отец привел к ученикам Иисуса для исцеления.
Этот момент очень важен еще и потому, что показывает слабость веры учеников Спасителя, ставших сильными далеко не сразу. Их слабость оказалась важна для книжников, т.к. давала им аргументы против Божественности Иисуса. В иконах эта сцена отсутствует, хотя могла бы быть, но икона, тяготеющая к лаконичности и строгости, отражает только само событие, а то, что было до и после, не показывает.
Но посмотрим на картину Рафаэля «Преображение». Художник показывает, что случилось и на горе, и под горой. Контраст того и другого напоминает события на Синае, когда в тот момент, когда Моисей разговаривал с Богом, внизу народ творил себе золотого тельца.
Этот контраст создается прежде всего цветом: наверху – прозрачное, ясное, чистое голубое небо, в котором парят Иисус, Моисей и Илия, беседующие о будущих
То, что происходит под горой лишено света, там преобладают тяжелые и темные краски: беснующийся мальчик, которого удерживает отец, ученики, бессильные помочь ему, и книжники, торжествующие свою победу над учениками Спасителя: поражение Его учеников они считают поражением их Учителя.
Этот мир больной и несчастный, в котором никто никого спасти не может. Ученики, положившиеся только на имя Учителя, думали, что для исцеления этого достаточно, что им самим трудиться не надо.
Спустившись с горы и разобравшись, о чем спор, Иисус Христос обличает прежде всего учеников, посчитавших, что могут обойтись одним именем Спасителя без собственных усилий и трудов, без поста и молитвы, а потом легко исцеляет беснующегося. Так завершается
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Икона "Крестовоздвижение"
- Икона Покрова Пресвятой Богородицы (видеорассказ)
- Царственные страстотерпцы
- Икона «Вознесение»
- Православная икона: вводная статья
- Пророчество судного дня. Икона "Страшный суд".
- Святая Екатерина-2. Имя. Житие. Иконография
- Праздник "Рождество Богородицы"
- Симон Ушаков. Трагедия таланта. Часть 1
- Икона «Рождество Богородицы»
Карина, я очень рада, что Вам понравилось. Этот пост мне дался не без труда. Столько написано уже про Преображение, что трудно вообще что-либо добавить. Праздник прекрасный, один из моих любимых. Спасибо, что оценили мой подбор репродукций.
Спасибо за прекрасную работу, спасибо за ваш труд и подбор прекрасных репродукций !