в народной традиции называют яблочным со всеми вытекающими народными приметами, запретами, ритуалами, хотя отмечается он в , в общем-то, случайно.
Более точно Второй Спас назвать Спасом на горе, где произошло событие, отмечаемое в этот день.
С горой в христианстве связано много событий, как исторических, так и символических. Гора - это место уединения и молитвы Спасителя,
место, где Моисей получает скрижали от Бога (на горе Синай) и встречается со Славой Бога, от чего лицо его начинает светиться божественным светом.
Гора – это место жертвоприношения (на горе Мориа) Исаака, на котором позднее будет возведен Иерусалим, а еще позднее - ветхозаветный храм.
На горе Хорив Илия почувствовал Бога в тихом дуновении ветра и прикрылся милотью чтобы не умереть от встречи с Ним.
На горе Иисус говорит свою Нагорную проповедь и на горе (Елеон) происходит Его . Синай, Мориа, Хорив, Елеон, Фавор – пять гор, с которыми связана Божественная история. Все главные события Ветхого Завета и Нового происходят на горах или возвышенностях и не могло произойти нигде, кроме как на горе.
На Фаворе ученики увидели Божественное Господа, чья сыновняя ипостась была засвидетельствована гласом Отца и облаком Духа Святого. Преображение - это было второе Богоявление, потому в иконостасе следует сразу после .
Но согласно истории человеческой жизни Иисуса, место Преображения - в Страстном цикле, т.к. оно случилось за сорок дней до Распятия и смерти Спасителя и потому отмечаться должно в начале Великого поста, в конце зимы или ранней весной: преобразился Иисус ровно за сорок дней до Распятия.
Воскрешение Лазаря, и случились уже после Преображения. Но сегодня в церковно-литургическом круге Преображение - праздник предпоследний, а не центральный, что существенно изменило и его значение, и его смысл. Этот праздник предваряет уже не , как раньше, а , но Крестовоздвижение и Распятие, а потом и Воскресение – все-таки события не равновеликие.
Соединение в праздничном ряду «Распятия» и «Преображения» - было одним из ключевых и очень важных, т.к. объединяло первое пришествие Господа в образе человека со вторым – в образе Бога. Преображение – праздник явления Иисусом своей Божественной природы.
Как человек Он был распят, как Бог – преобразился и Воскрес. В Преображении Иисус, забегая вперед на сорок дней, показывает лучшим своим ученикам свое грядущее Воскресение, показывает для научения и чтобы они не страшились, когда увидят Его вольную смерть.
Союз двух природ, человеческой и Божественной, символически и по смыслу, представлен в соединении двух событий - Распятия и Преображения, но Второй Спас был отодвинут на вторую половину августа, т.к. предпасхальный период оказался перегруженным. И это сместило акценты - с богословского на народно-языческий, в котором стал важнее явления Господом в образе Света своей Божественной природы.
Сдвинутое с поздней зимы (февраля) на позднее лето (август), Преображение во многом утратило свое смысловое место в евангельской истории – быть прообразом Второго Пришествия Спасителя и образом обожения человеческого естества в молитвенном стоянии. Молитва в этом контексте - ключевое слово.
Именно во время молитвы происходит явление Божественной природы Иисуса («Бысть, егда моляшеся») и в молитве - ключ к Фаворскому свету. Об этом наиболее точно и полно говорит . Не случайно ему посвящено одно из первых , называемое вторым Торжеством православия.
О фаворском свете и обожении человека в в четырнадцатом веке шли ожесточенные споры, закончившиеся победой исихастов-паламитов, но и по сей день эти споры продолжаются: на западе считают, что фаворский свет - тварный, на востоке - Божественный и нетварный.
Еще в пятнадцатом веке не было сомнений, где место Преображения. Например, в Благовещенском соборе Кремля в иконостасе место иконы Преображения было рядом с иконой Распятия, а не перед , как сейчас, потому что Преображение выпадает из последовательного ряда событий земной жизни Спасителя, рассказывающего о грядущем, а не настоящем.

Андрей Рублев. Преображение. Икона из праздничного чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Нач.XV в. Москва.
При этом следует помнить контекст, который почти окружает Преображение. Только в обрамлении этих событий, можно понять, почему Преображение случилось именно в этот момент. Предшествует Преображению исповедание Петра об Иисусе как Сыне Божием, за ним следует призыв Господа взять свой и последовать за Ним, и впервые Он говорит о своих страстях и своем Воскресении, а в конце речи обещает, что некоторые из живущих увидят Царствие Божие уже здесь, на земле.
Только после этого, спустя шесть дней на седьмой, Он берет троих лучших учеников и идет с ними на гору молиться, ученики ничего не подозревают, поскольку Иисус часто уходил молиться в гору, но всегда один. На горе они все молятся, но ученики вскоре опять засыпают, как и в Гефсимании.
А Иисус в молитве беседует с Моисеем и Илией о предстоящих Ему страданиях и последующем Воскресении. Моисей должен донести эту весть до мертвых в аду, где он пребывал, а Илия – до живых в раю, в частности, до Еноха. В этот момент, от яркого Света и разговора, ученики просыпаются, и страхе и ужасе видят:
«Превечное бо сокровенное таинство напоследок явлено сотвори; страшное Твое преображение Петру, и Иоанну и Иакову, иже такова сияния лица Твоего не терпяще и светлости риз Твоих, ниц на лице земли покрывахуся, иже и ужасом одержимы дивляхуся. Еще и оттого, что увидели Моисея и Илию с Господом говорящими» (Стихира из богослужения на праздник).

Икона из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Круг Феофана Грека. Ок.1403г. ГТГ, Москва
, как самый опытный и старший из них захотел остаться здесь как можно дольше, если не навсегда: сотворить три хижины и жить всем вместе. Иоанн и Иаков – защищаются от света, чтобы не ослепнуть и не умереть, как когда-то Моисей покрывался платком, когда говорил с Господом, и Илия накинул на себя милоть, чтобы не умереть от встречи с Богом.
Но видение вскоре закончилось, Иисус подошел к ученикам и стал их успокаивать ("Не бойтесь!"). А после этого, по контрасту с тем, что произошло на вершине горы, под горой, Господь с учениками встречают разгоряченную толпу, в которой идет спор: почему ученики не могут излечить бесноватого, которого отец привел к ученикам Иисуса для исцеления.
Этот момент очень важен еще и потому, что показывает слабость веры учеников Спасителя, ставших сильными далеко не сразу. Их слабость оказалась важна для книжников, т.к. давала им аргументы против Божественности Иисуса. В иконах эта сцена отсутствует, хотя могла бы быть, но икона, тяготеющая к лаконичности и строгости, отражает только само событие, а то, что было до и после, не показывает.
Но посмотрим на картину Рафаэля «Преображение». Художник показывает, что случилось и на горе, и под горой. Контраст того и другого напоминает события на Синае, когда в тот момент, когда Моисей разговаривал с Богом, внизу народ творил себе золотого тельца.
Этот контраст создается прежде всего цветом: наверху – прозрачное, ясное, чистое голубое небо, в котором парят Иисус, Моисей и Илия, беседующие о будущих и Воскресении. Радость и легкость наполняют верхнюю половину картины. В центре ее – трое избранных учеников, в страхе лежащих на земле, не в силах поднять глаза. Они соединяют два мира: темный - земной и светлый - Божественный.
То, что происходит под горой лишено света, там преобладают тяжелые и темные краски: беснующийся мальчик, которого удерживает отец, ученики, бессильные помочь ему, и книжники, торжествующие свою победу над учениками Спасителя: поражение Его учеников они считают поражением их Учителя.
Этот мир больной и несчастный, в котором никто никого спасти не может. Ученики, положившиеся только на имя Учителя, думали, что для исцеления этого достаточно, что им самим трудиться не надо.
Спустившись с горы и разобравшись, о чем спор, Иисус Христос обличает прежде всего учеников, посчитавших, что могут обойтись одним именем Спасителя без собственных усилий и трудов, без поста и молитвы, а потом легко исцеляет беснующегося. Так завершается
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Икона "Крестовоздвижение"
- Икона Покрова Пресвятой Богородицы (видеорассказ)
- Царственные страстотерпцы
- Икона «Вознесение»
- Православная икона: вводная статья
- Пророчество судного дня. Икона "Страшный суд".
- Святая Екатерина-2. Имя. Житие. Иконография
- Праздник "Рождество Богородицы"
- Симон Ушаков. Трагедия таланта. Часть 1
- Икона «Рождество Богородицы»















Карина, я очень рада, что Вам понравилось. Этот пост мне дался не без труда. Столько написано уже про Преображение, что трудно вообще что-либо добавить. Праздник прекрасный, один из моих любимых. Спасибо, что оценили мой подбор репродукций.
Спасибо за прекрасную работу, спасибо за ваш труд и подбор прекрасных репродукций !