Поэтому стиль, в котором построены многие здания Москвы и очень немногие за ее пределами в конце XVII – начале XVII века, получил название от имени заказчиков.
Иногда его называют нарышкинским, или московским, барокко, но иностранцы не узнают в храме Покрова в Филях или храме Бориса и Глеба в Зюзино свое, европейское, относя их к чисто русскому стилю.
И это не случайно, потому что, придя с запада, стиль барокко был существенно адаптирован и творчески переработан, в результате чего возник совершенно новый вариант русского барокко, вобравший в себя и чисто русские элементы, и западные.
«Церковь Покрова в Филях... — лёгкая кружевная сказка... чисто московская, а не европейская красота... Оттого-то стиль московского барокко имеет так мало общего с барокко западноевропейским, оттого он так неразрывно спаян со всем искусством, непосредственно ему на Москве предшествовавшим, и оттого для каждого иностранца так неуловимы барочные черты...» (И. Грабарь)
Об одном из самых ярких образцов нарышкинского стиля – храме
Но проблема единообразия стиля, реформирования и преобразования канона культового строительства оставалась. Каждый архитектор предпринимал шаги в этом направлении, понимая, что времена изменились, что культура все больше двигалась в сторону усиления декоративности и праздничности, украшательства и светскости. Но решения не находилось.
Пока не появился принципиально новый тип храма – «восьмерик на четверике», сохранивший, с одной стороны пятикупольность и многоярусность, как то предписывал патриарх Никон, а с другой, основывался на принципах древнерусского деревянного зодчества, с которым
Нарышкинский стиль сумел органично переработать многие западные элементы, такие, как симметричность, повторяемость рисунка, обилие декоративных элементов, красочность, скульптурность и другие.
Но, с другой стороны, поставленные одна на другую формы разных размеров и конфигураций, они не сливались в один объем, как это было на западе, а присоединялись друг к другу по принципу сложения, как было принято в русском деревянном зодчестве: одна клеть присоединялась к другой,
Храм становился устремленной ввысь пирамидой, где каждый ярус жил самостоятельной жизнью, поскольку был отграничен один от другого. Одновременно в храме широко используются декоративные элементы, пришедшие с запада, в частности из Польши, Украины и Белоруссии.
Спрос на декоративность все больше формировался элитой, которая заглядывалась на западный быт, стремилась к театральности и красоте. Новая жена Алексея Михайловича, Наталья Нарышкина, воспитанная в доме главы Посольского приказа Артамона Сергеевича Матвеева, впитала в себя этот дух и привнесла его в царский дом. Да и Алексей Михайлович не чурался западного влияния, проникаясь им все больше и больше.
Храм Покрова в Филях стал образцовым. Наконец было найдено то, что так долго, почти наощупь, искалось. Храм – полностью центрический: вертикальная ось включает в себя как само храмовое пространство, так и колокольню, которая в других вариантах выносилась на запад и находилась над притвором.
В основании храма находится симметричный четырехлепестковый равносторонний крест, в котором алтарная сторона имеет такое же очертание, как и остальные три. Отличить ее можно только по отсутствию с этой стороны лестницы на площадку-гульбище.
Само по себе такое устроение храма было нетипичным для древнерусского храма, потому что алтарная апсида (стена) традиционно отличается от других даже по конфигурации. Во-вторых, поставленные друг на друга части храма допускали, что престолы – нижний и верхний – находятся один над другим, что также нарушает общепринятый канон.
В храме Покрова в Филях, построенном по принципу сложения, есть два храма: нижний - зимний, отапливаемый, и верхний – летний, неотапливаемый. Верхний посвящен Спасу Нерукотворному, нижний – Покрову Пресвятой Богородицы. Покровский нижний храм приходский, верхний – домовой, для хозяйской семьи. Сегодня в нем находится филиал музея Андрея Рублева.
Но отступление от канона позволило создать впечатление торжественности и цельности композиции, которая строилась по принципу ступенчатости и восхождения ввысь, что усиливалось постепенным уменьшением размеров вышележащих элементов по сравнению с нижними.
Вообще такое медленное восхождение к вершине характерно для православного мировосприятия. Так на иконах горы всегда изображаются с площадками (лещадками), являясь символом постепенного движения к вершинам духа. Храм Покрова построен принципу иконных горок.
Храм состоит из пяти ярусов. Первый – храм в честь Покрова, второй, третий и четвертый ярусы – летний храм и пятый – колокольня, которую венчает маковка с крестом, словно собирающая всю конструкцию в единое целое и являющаяся последней точкой.
Первый ярус так же, как и следующий – второй, имеет в основании четырехлепестковый крест, каждый конец которого заканчивается полукружием. Если полукружия убрать, то в основании получится равносторонний четверик.
Поднимаясь с нижнего этажа по трехсторонней белокаменной лестнице, попадаешь на площадку второго этажа. Лестница и медленный подъем по ней задают ритм всей храмовой композиции. Первый ярус второго этажа имеет ту же конфигурацию, что и первый этаж, только меньших размеров.
Вверху из-за лепестков-полукружий виден верх четверика, на котором стоит восьмигранник («восьмерик»), венчающий летний храм. Основной достопримечательностью второго этажа является чудный резной деревянный восьмиярусный иконостас.
Таких в России насчитывается единицы, поскольку классический русский иконостас – пятиярусный. Иконостас летнего храма выполнен лучшим мастером-резчиком того времени Карпом Ивановичем Золотарёвым и является уникальным по красоте и исполнению.
Белый декор внешнего убранства храма Покрова подчеркивает ступенчатость восхождения и соединяет храм в единое целое. Белые колонны украшают, как и в русском деревянном зодчестве, стыки стен, углов и окон. Вертикаль гасится белым горизонтальным карнизом, который заканчивается пеной декоративного узора.
Диалог вертикали и горизонтали выливается в их синтез: три колонны в каждом углу четверика, над которыми, словно корона, возвышается белокаменный гребешок декора.
Интерьер верхнего храма также построен на диалоге вертикали и горизонтали. Вертикаль существенно преобладает над горизонталью и у молящегося создается то же ощущение восхождения ввысь, как и во внешней композиции храма. Плавным и ступенчатым является переход от четверика к восьмерику, создавая атмосферу спокойствия и гармонии.
Темный низ храма Покрова одновременно с ярким освещением верха окнами восьмерика дополняет чувство полета и восхождения вверх молящегося.
Тина Гай
Русские храмы действительно великолепны. Жаль, что сохранилось их гораздо меньше, чем хотелось бы.
как красиво! Душа и сердце тянут меня в путешествие по этим замечательным местам!
Валентина, рада, что Вы что-то узнали для себя новое.
спасибо!!!