(Начало
Образ, к которому обращаешься, откликается только на искреннюю молитву, а не на знание о ней. Можно хорошо разбираться в сюжете иконы, ее цвете, но быть при этом совершенно не верующим. Такой подход - искусствоведческий и культурологический, а не церковный.
Когда икона помещается в музей и является уже просто произведением искусства наравне с другими жанрами и картинами. Православная икона, вырванная из сакрального церковного пространства, в котором и для которого она существует, теряет свое назначение - помогать людям, которые к ней обращаются с молитвой.
В музее не поклоняются, как в храме, и не почитают, как в церкви, ею любуются, изучая цвет, свет, пробелы. Она становится таким же памятником искусства, как Библия становится литературой, если она не участвует в богослужении.
Расскажу в связи с этим случай из своей жизни. Есть в городе Екатеринбург Музей Невьянской иконы. Музей уникальный, замечательный, в нем собрана удивительная коллекция старообрядческих икон, а именно они хранят древние, дониконовские, традиции. Икона та самая, древнерусская: праздничная, радостная, яркая, в основном на красном и золотистом фоне.
Душа радуется, когда смотришь на нее. Хорошо отреставрированные, незакопченные, не затемненные, светлые иконы.Спасибо Ройзману, который создал музей на собственные средства, и кто-то действительно будет любоваться этой коллекцией невьянской иконы. Но вышла я из музея печальная.
Услышала там разговор, видимо, художников, на чисто технические темы: как отличаются пробелы ликов на разных иконах (на одной больше, на другой меньше), обсуждали еще какие-то художественные приемы как профессионалы-художники.
Посмотрела на деток, для которых в музее была организована экскурсия: показывали и рассказывали о святой древнерусской иконе, они разбегались, хихикали и откровенно зевали. Все это оставляло какой-то неприятный осадок, потому что иконы здесь «не работали», а были собраны и засушены как бабочки в коллекции.
Вспомнилась книга Фаулза «Коллекционер», в которой сумасшедший коллекционировал живых, держа молодых девушек в подвале. Не возбуждала икона молитвенного настроения, не выполняла здесь своего предназначения и не достигала цели. Вряд ли среди деток кто-то и знал такие слова, которые произносила экскурсовод.
Для них икона была связана с чем-то экзотическим, старушечьим, темным, с церковью, в которую, наверняка, они не заходили со времен их крещения (знаю это по своему внуку). На третьем уровне осмысления православной иконы уже не мы постигаем образ, а он в ответ на наши горячие молитвы и веру начинает что-то с нами делать, что-то менять в нас и нашей жизни.
Икона начинает откликаться на наш зов. С этим связано множество чудес исцеления, но кому-то дается исцеление, а кто-то уходит ни с чем. «По вере Вашей да будет Вам». Именно так: по вере, по молитве, происходят чудеса. Но в силу этого любая икона чудотворна, поскольку чудотворение зависит от нашей веры и нашей духовной жизни, а не от смотрения на икону.
Кстати, одной из причин гонений на иконы в седьмом веке (период иконоборчества), было именно такое идолопоклонническое отношение к иконе. Прихожане приносили в храм свои иконы, перед которыми молились, не замечая и не признавая других,священники счищали краску с икон, добавляя ее в потир, считая, что это добавляет чудодейственности крови Христовой, веря в исцеление краской.
Это вера потребительская, суеверная, вера больше в доски и краски, чем в образ и первообраз, к которому икона отсылает и которому поклоняются, молясь перед ней. Сегодня отголоском идолопоклонничества является молитва только перед конкретным образом, когда в каких-то конкретных случаях верят только одному образу Богородицы (например, иконе «Знамение» в случае исцеления от пьянства), не обращаясь к другим образам.
Вера не в молитву, не в свою духовую жизнь, а в икону как магический предмет поклонения, делает иконопочитание идолопоклонством, так же как и простое освящение куличей и яиц на Пасху становится просто магическим обрядом, теряющим священный смысл.
Почитание икон и молитва перед ними связаны с тем, что наша молитва очень слабая, и мы просим святых, запечатленных на иконе, стать нашими заступниками и молитвенниками перед Господом. Чаще всего обращаемся к образу Богородицы, Заступнице людей перед Сыном. «Заступница усердная» молится за всех скорбящих, болящих, увечных.
Чудодейственную силу проявляют разные иконы: и Богородичные, и иконы святых, мучеников, святителей. Вспомним - любая икона чудотворна, потому что чудотворность творим мы своей молитвой и жизнью. В истории православия есть тысячи икон, которые прославились чудотворениями, помогавшие благочестивым людям в различных нуждах, а также в избавлении от врагов и войн по вере.
В основном это Богородичные иконы: Владимирская, Казанская, Смоленская, Домостроительница, Почаевская, Неупиваемая чаша, Знамение, Нечаянная радость, Прибавление ума и другие. Чудотворными могут стать иконы канонические и неканонические, выполненные в виде настенных фресок или на досках, даже простые фотографии. Могут быть чудодейственными новоделы и старинные иконы, даже некоторые католические.
Но самое главное - надо вырасти в такую полноту духовной и молитвенной жизни, когда можешь молиться без иконы, просто закрыв глаза,и обратившись к Господу без посредника:«Господи, помоги, спаси и сохрани!» Православная икона – лишь помощница и путеводительница в нашей вере на пути обожения.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Битва Гедеона. Окончание
- Дитрих Бонхёффер. Афоризмы и цитаты
- Руфь: Духовная одиссея
- Дорога к храму. Париж-13
- Первая земная женщина
- По ту сторону. Тример.
- Страстной вторник.
- Молчание. Место, где рождается слово
- Бегство в Египет
- Юмор отцов-пустынников, живших в Египте во времена раннего христианства
Да все прочитать сложно, обычно выбираешь интересное по заголовкам, а они не всегда точны и откуда Вам было знать, что это продолжение. Так что извиняться не за что.
Тина простите меня Я не читая другие статьи про иконы сделала свой преждевременный вывод ! Спасибо очень познавательно !
А разве я сказала что-то против этого. Весь цикл про икону я говорю, что икона — это окно в иной мир, но кроме этого надо еще понимать и другие нюансы, что есть еще свет, цвет, обратная перспектива и т.д. Я так и не поняла, в чем я не права. И каждому Христос является по-своему. Мне, например, он явился вовсе не в иконе, а во внутреннем озарении, у меня вдруг вся жизнь прошла перед глазами и я зарыдала и все про себя поняла. И знаю, что у всех все происходит так, как происходит. И никого копировать в вере нельзя.
Тина простите но я не соглашусь с Вами !После Крещения в 38 лет вечером втот день я впервые встала на молитву ! Кресная подарила мне икону Спасителя _ перед нею я и начала читать впервые молитву Отче наш ! Я ничего не слышала тогда ни о духовной прелести просто верила в Бога ! На иконе увидела глаза Христа Они смотрели на меня с такой любовью на земле такой любви в глазах я никогда не видела ! Я перекрестилась помню и сказала _ Господи я недостойна Твоей любви _ походила по комнате _ И снова с иконы эти глаза _ Живые глаза Христа ! И неземная любовь ! И очень сильную благодать дал Господь ! УЖе потом осмыслив все я поняла чтоИкона _ это Окно в другой мир и ГОсподь смотрел Оттуда !