Похвала Богородице - день, имеющий свою историю. Отличается он, прежде всего, своим богослужением. В этот день, накануне вечером в пятницу (день по церковному календарю начинается с вечера), в храмах поется особый гимн Богородице, получивший название Акафиста или неседальной песни, а суббота получила название «Похвальной» или «Акафистной».
Неседальная, потому что Акафист слушают стоя, в отличие, например, от кафизм Псалтири, которые можно слушать сидя. Но в силу того, что в православных храмах вообще не принято сидеть, то в обиходе «неседальность» потеряла свою актуальность.
Разве что в монастырях можно увидеть специальные стулья с откидывающимися сидениями, позволяющими монахам за богослужением то сидеть, то вставать, потому что монашеское богослужение очень длинное.
Но прежде хочу сказать вообще
Начинается Пост (на первой неделе) с чтения канона Критского, на пятой неделе – канон прочитывается опять, но уже сразу весь, в отличие от первой седмицы, на которой он читается в четыре приема. Так второе чтение словно зацикливает движение по дороге Поста.
Кроме того, к канону присовокупляется житие Марии Египетской, которой посвящается завтрашнее воскресение Поста. Поэтому в силу длительности вечернего богослужения в среду, на котором второй раз читается весь Великий Канон и житие святой, оно получило название «Андреево стояние».
Но в пятую субботу народ возносит похвалу
Следующая,
Итак, пятая неделя подходит к концу, как и сам Великий Пост. Но несколько слов об истории возникновения Акафиста и самом Акафисте, который поется в день Похвалы Богородице. Об этом надо сказать, потому что по примеру и образцу этого Акафиста сегодня сложено уже несколько сот таких песен.
Не все они удачны и не все наполнены таким же высоким духовно-богословским смыслом как этот, самый первый и образцовый.
В царской России даже была создана специальная комиссия, отбиравшая акафисты как пригодные или не пригодные для богослужения и чтения в храмах, настолько их было много. Но первый Акафист – это действительно жемчужина православной поэзии.
Состоит он из 24 стихов, по количеству букв греческого алфавита: каждый стих начинается с определенной буквы. К сожалению, в русском переводе эта особенность Акафиста утрачена, как утрачен и особый ритм песни, уловимый только в греческом варианте. Но именно он делает Акафист поэтическим произведением.
Вторая особенность – разделение всех стихов-строф на две чередующиеся группы: первый стих – кондак, второй – икос. Кондак – это византийский гимн, созданный
Первый кондак Акафиста Богородице – это своего рода вступление, которое имеет особое значение: в силу своей торжественности первый кондак поется почти на всех службах, заканчивая собой первый час.
Он же является кондаком праздника Благовещения. Эту песнь знают почти все прихожане и подпевают ее во время богослужения в храмах. Заканчивается первый кондак Акафиста радостным приветствием архангела Гавриила
«Радуйся, Невесто Неневестная».
Но все последующие кондаки заканчиваются словами из Псалтири «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия». Тринадцатый кондак, заключительный, читается трижды. Он как бы подводит итог всему песнопению.
Икос – это строфа, восхваляющая событие или святого и несет основную содержательную нагрузку. Заканчивается икос многократными приветствиями, обращенными к воспеваемому лицу. Каждое из них начинается словом «Радуйся», а последнее приветствие
«Радуйся, Невесто Неневестная»
повторяется во всех икосах. Содержательно в икосах возвеличивается Богородица и ее подвиг Боговоплощения. Кондак и первую часть икоса, до приветственных слов, читает священник или канонарх, вторую – поет хор.
Для примера, возьмем первый икос Акафиста Богородице и покажем видео с записью исполнения первой части Акафиста в храме:
«Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся, и со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая: Радуйся, Еюже рaдocть возсияет; радуйся, Еюже клятва изчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление.
Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу. Радуйся, Невесто Неневестная».
Весь Акафист заканчивается повторением первого Икоса и первого Кондака, но читаемых в обратном порядке. Последняя часть - молитва тому святому, которому посвящен Акафист. В данном случае – молитва Богородице.
Особенность богослужения в Субботу Похвалы в том, что Акафист читается не весь сразу, как, например, бывает на молебнах, а по частям, каждая из которых начинается первым кондаком «Взбранной Воеводе». Всего четыре части. С началом каждой части все священники выходят из алтаря на середину храма, а наиболее благочестивые прихожане становятся на коленочки.
А теперь к истории возникновения праздника. Акафист относится к VII веку и написан диаконом Великой церкви Георгием Писидийским, как утверждает большинство. Потом был написан в честь праздника канон и благодарственные молитвы Богородице.
Праздник был утвержден только в IX веке в честь неоднократного заступничества Пречистой за Константинополь. Сначала от персов и скифов (666 год), объединившихся для покорения византийской столицы, потом, спустя 36 лет – от сарацин-агарян, осадивших Константинополь на семь лет, и наконец, в третий раз – от тех же агарян при Льве Исавре.
Все три раза народ усиленно молился в
В память о Заступнице Усердной и установлен этот праздник. Акафист Богородице – лучший из всех созданных позднее акафистов и называется Акафист акафистов.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Икона "Успение Богородицы"
- Праздник Рождества Христова
- Иконография Богородицы и Симеоново проречение
- Икона "Рождество Богородицы"
- Вторые осенины - осенние святки
- Икона Покрова Пресвятой Богородицы
- Икона «Введение Пресвятой Богородицы во храм»
- Икона Радости
- Икона «Рождество Богородицы»
- Праздник "Введение Пресвятой Богородицы во храм"