Андре Кертеш: Я снимаю то, что чувствую

andre_kertes

Андре Кертеш, американский фотохудожник венгерского происхождения,  один из самых известных классиков фотоискусства, которого называют Колумбом фотографии. Именно ему многие фотохудожники, чья слава  превосходила его известность, обязаны новым взглядом на возможности  фотографии.

Для меня фотоаппарат всегда был записной книгой, альбомом набросков. Я фотографировал все, что окружает меня, - вещи, людей, животных, свой дом, тени, крестьян, жизнь вокруг меня. Я всегда фотографировал то, что подсказывало мгновение 

Он не был фоторепортером и не стремился запечатлеть конкретное событие. Большой мастер выбора перспективы и композиции, Андре Кертеш стремился увидеть жизнь, но  не глазом, а внутренним ощущением.

andre_kertes2

Париж. 1927

«Я не снимаю то, что вижу, я снимаю то, что чувствую», -  говорил он. Необыкновенная чувствительность и сделала его великим фотохудожником. Его искусство очень тихое, интимное, романтичное, загадочное, вне времени и политики.

Его волнует другое: игра света и тени, необычность и скоротечность ускользающего момента, узоры световых пятен, следы на снегу, пустые скамейки, тихие безлюдные улицы, облака... Он очень теплый и тонкий художник. Его сюжеты разнообразны, но в них всегда присутствует  ностальгическая нотка,  человечность и мягкая грусть, в которую погружаются люди, небоскребы, натюрморты…

Грустью пронизана фотография мужчины в темном пальто и шляпе, смотрящего на скамейку со сломанной спинкой или фотография, выполненная в парижском парке Тюильри, на которой тоже пустынно. У дерева стоит металлическое кресло, залитое солнечным светом, рядом бегает девочка лет четырех-пяти, а с краю - темная фигура уходящего мужчины.

andre_kertes3

Работа выполнена спустя три года после смерти любимой жены Андре Кертеша и пустое кресло – знак ее отсутствия. Но яркий солнечный свет и удаляющаяся темная фигура, олицетворяющая горе, говорит, что жизнь продолжается.

Очень забавна фотография «Потерявшееся облачко» (1937), которое так и хочется пожалеть и подтолкнуть, чтобы оно нашло свое место. Все фотоработы художника пронизаны светом и говорят о присутствии в мире не только видимого, но и того, что можно почувствовать и ощутить сердцем.

Париж, Нью-Йорк и Вашингтон на его работах кажутся маленькими и уютными, теплыми и очаровательными, привлекательными и невинными. В них отсутствуют городская суета и шум, пробки и толпы народа, с которыми ассоциируются эти мегаполисы. В простых зарисовках, он видел то, что не каждый увидит.

andre_kertes4

Потерявшееся облачко. Нью-Йорк. 1937 г.

Удивительна его серия читающих людей. У Андре Кертеша все и везде читают. Любовь к книге и читателям прошла через всю его жизнь. Эта любовь уходит корнями в детство, в память об отце, который  продавал книги. Благодаря этому однажды среди нераспроданных книг, которые отец складывал на чердаке, Андре откопал книгу о фотографии,  вызвавшую у мальчика интерес к фотоаппарату.

Фотомастер бывал в разных станах, и везде его увлекал человек читающий, ничего вокруг не замечающий, с головой погруженный в книжный мир. И это очаровывает Андре. На одной из ранних и самых трогательных фотографий, сделанных Кертешом еще в Венгрии, видим троих мальчиков, оборванных и босоногих, сидящих на улице и с интересом читающих какую-то историю.

andre_kertes5

 Фотограф находит своих читателей в самых разных ситуациях и в самых неожиданных местах: на работе, дома, на улице, в кафе, в парке, в раздевалке, на берегу реки, на рынке, балконе, крышах домов, на подоконниках и железных лестницах. Везде, где можно найти уединение,  они - там. Чтение – это бегство от суеты и внешнего мира, туда, где все не так, как на земле.

Наверное, поэтому читатели Андре Кертеша выглядят как маленькие инопланетяне, которым вовсе нет дела до того, что происходит вокруг. Камера словно ловит их на месте преступления, в момент, когда они ничего не замечают, урывая минутку, чтобы пролистать газету, открыть книгу или посмотреть журнал.

Игра света и тени, съемки читателей среди окружения, часто  на расстоянии и в перспективе усиливают уединенность и власть книги над читателями, которые находятся физически здесь, а метафизически – там.  Вот мальчик, совершенно счастливый от того, что нашел в куче макулатуры занимательный комикс, который с увлечением рассматривает.

andre_kertes6

 А вот женщина, читающая на крыше среди постиранного и вывешенного белья на фоне вентиляционных труб. Ее едва различишь, но именно этого она и хочет: она укрылась там, где ее никто не видит и где меньше всего можно найти.

В этой удивительной серии Андре Кертеш восхищается красотой общения человека с печатным словом, то, что никогда не исчезнет и всегда будет, в какие бы формы это слово не облекалось.  Серия фотохудожника состоит из нескольких десятков фоторабот, глядя на которые понимаешь: читатель – это существо абсолютно беззащитное, искреннее, благородное и  серьезное, требующее защиты, как вымирающий вид.

andre_kertes7

Нью-Йорк. 12 октября 1944 г.

Андре Кертеша считают основоположником фотосюрреализма.  Знаменитая серия обнаженной женской натуры, сделанная им еще в тридцатые годы прошлого века, поражает артистизмом и красотой форм, необычностью ракурса и поэтичностью образов. Красота, простота и гармония его сюрреалистических работ до сих пор притягательны и вдохновляют фотографов, хотя создавал он эти работы почти сто лет назад.

Есть у мастера и другие  серии: «Солдаты первой мировой войны», на которой солдаты не с ружьем, а в мирной обстановке. Есть серия «Дети», «Вашингтон-сквер», «Париж»… И везде видна  его любовь - к миру, людям, природе.

Андре Кертеш родился в Венгрии в 1894 году, в еврейской семье. Первый снимок сделал в шестнадцать лет. Потом была  армия и война. Служил он недолго, его ранило и парализовало, но через год Андре встал на ноги и продолжил фотографировать.

andre_kertes8

 В 1923 году его награждают серебряной медалью и он решает уехать в Париж, рассчитывая там познакомиться с искусством и сделать карьеру фотомастера. Парижский период был самым плодотворным. Его популярность растет, фотографии появляются в журналах Франции, Германии, Италии, Англии.

В Париже он знакомится с дадаизмом, кубизмом, сюрреализмом, используя их эстетику в своих работах. Через два года проходит первая фотовыставка, еще через три года он награждается серебряной медалью за заслуги в фотоискусстве.  Но в 1936 году с приходом к власти фашистов, ситуация в Европе резко меняется.

andre_kertes9

 Его, как еврея, перестают печатать, он вынужден уехать в Америку. Началась черная полоса жизни, абсолютная трагедия: языка не знает, знакомств – никаких, друзей нет, из вражеской страны, выступившей на стороне Гитлера, ему запрещают фотографировать.

Постепенно имя Андре Кертеша забывают, его фотографии  не включают в число 273 фотографов, чьи работы выставлены на знаменитой экспозиции «Род человеческий». Он вынужден наблюдать за работой своих друзей, оставшихся во Франции, видя, как они активно используют его находки и приемы. Ему же самому с трудом удается найти работу в журнале «Дом и сад».

andre_kertes10

Будапешт. Цирк. 1920 г.

Работа ему не нравилась, но она давала хороший заработок. Здесь он прослужил почти двадцать лет - до 1962 год, пока не решается оставить журнал и начать заниматься саморекламой. В этом же году он выставляется в Венеции, через год его награждают золотой медалью за преданность фотографии.

Ему уже семьдесят, но по иронии судьбы у него все только начинается: последние двадцать лет вплоть  он много и плодотворно работает, путешествует, выставляется, пишет книги, издает фотоальбомы. У него появились друзья, пришел успех и популярность.

Он прожил долгую девяностолетнюю жизнь, пройдя через забвение, потери и успех, достигнутый усилием собственной воли. За год до смерти Андре Кертеша наградили орденом Почетного легиона Франции, которой художник завещал все свои работы.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged Фотография. Bookmark the permalink.

10 Responses to Андре Кертеш: Я снимаю то, что чувствую

  1. Спасибо, Лилли, за новые имена и любовь к фотографии. Я с Вашей легкой руки тоже к ней пристрастилась и очень люблю читать и писать о фотохудожниках. Правда, сама никогда ничего не фотографировала. Увы.

  2. Lilly says:

    Интересно! Спасибо!
    Я пару дней назад была на выставке Гордона Паркса. Он был не только фотокорреспондентом, т.е по заданию работодателя снимавшему, но и как Кертеш снимал то, что чувствовал. И в его время, думается мне, это был еще и человеческий подвиг — смело показать другим то, что чувствуешь.
    Очень люблю фотографию, замечательный вид искусства!
    Недавно брала с собой фотик в Альпы на высоту около 3000 м, с таким удовольствием теперь рассматриваю довольная, что нафотала…))
    Вам, Тина, еще раз спасибо за подборку очень интересных «материалов»!
    Всегда Ваша!

  3. Я никогда не фотографировала, и не знаю таких тонкостей, о которых Вы пишите, но есть такие фотографы, чьи фотографии меня трогают. О них я и пишу. Андре Кертеш — один из них.

  4. Людвиг says:

    Тина , после Вашей похвалы не могу удержаться, чтобы не «похвастаться». Не профессионализмом, конечно, — просто фотографированием я начал заниматься без малого как лет 70 назад. У отца был фотоаппарат «Фотокор». В кассету там заряжалась стеклянная пластинка с фоточувствительным слоем, которая служила негативом, с него потом печатались фотографии. Поэтому-то я знаю, сколько трудов и таланта стоил Андре Кертешу каждый пойманный момент!

  5. Людвиг, чувствуется, что Вы хорошо разбираетесь в фотографии и потому приятно получить от Вас профессиональный комментарий. Не все понимают, что в этом фотографе такого необыкновенного, а мне он нравится именно тем, о чем Вы говорите: умением поймать момент.

  6. Людвиг says:

    По мне так музыка очень гармонична с фотографиями — в жизни много трагического (особенно в конце жизни :))
    Поразительно как фотограф ловит момент, как емко его фотографии передают картину его времени. С теперешними камерами легче выбрать момент, но как это удавалось Андре Кертешу достойно удивления и восхищения!

  7. Все смотреть — не обязательно, главное — получить представление о его философии, что вполне и очень удачно на мой взгляд, передает этот ролик. Его искусство очень неторопливое, требующее времени и осмысления. Кто-то может это принять, кто-то нет. Вспомните свой ролик — с каналами, которые вливаются в большую реку. Он меня, например, утомил и тоже длился не меньше. Музыка — мне очень нравится, она очень подходит его взгляду на жизнь.

  8. Согласен. Глаза — это инструмент, подающий разуму пищу. Разум видит, что это!
    Кстати слух тоже инструмент. И вот эта музыка в ролике мой разум задавила. Так что фотографии в ролике с трудом досмотрел.

  9. Если бы видели глазами, то у фотокартины у всех мастеров были одинаковыми. Глаз — видит то, что человек готов увидеть, как и слышит только то, что готов услышать или хочет услышать. Если внутреннее зрение не готово к видению, а готово только к смотрению, то ничего не получится. Если переходить на математический язык, то смотрение — условие необходимое, но недостаточное. В английском языке смотреть — «to look», а понимать «to see», хотя то и другое обозначает смотреть, но смысл совершенно разный: в первом случае — только смотреть, а во втором — видеть. И опять — разум. Вспомним Паскаля: человек видит сердцем, а не разумом. Разум следует за сердцем, а не наоборот. Разум всегда оправдает сердце. И чем мощнее разум, тем мощнее его аргументы, но в этом — и его слабость.

  10. nadilel says:

    И все-таки вначале видит глаз, а уже потом появляются чувства… глаза, и только глаза учат нас видеть и жить, а разум — корректирует, сортирует, помнит или забывает…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *