(Начало
«Водопад», «Лист артишока в виде совы», «Печень как петушиный гребень», «Как вышитый передник моей матери разворачивается в моей судьбе», «Агония», «Год за годом», «Календари», «Плуг и песня», «Черный монах», «Нежная ночь» и др.
Во всех его картинах есть тайна, похожая на ребус, ждущий своего решения, но вы не находите ключа, который позволил бы разгадать эту тайну. И тогда понимаете: его картины – это совершенно другой, альтернативный мир, новая поэтическая вселенная, существующая параллельно нашей.
Последней точкой в долгом двадцатилетнем пути Аршиля Горки стала встреча с сюрреалистами, бежавшими из Европы в Америку после начала Второй мировой войны. Все, что он нарабатывал в течение двух десятков лет, вдруг выплеснулось на полотно и заиграло сочными яркими красками, наполненными таинственными знаками и сладострастием.
Аршиль Горки нашел свой стиль, ни на кого не похожий и в то же время похожий на всех сразу. Его метод - собирание и синтез идей, взятых у многих художников, но усиленных собственным внутренним зрением и пониманием.
В его картинах можно прочитать Сезанна и Кандинского, Миро и Матисса, Пикассо и Гогена, Боннара и Матта и в то же время все они настолько органично соединены в единое целое, что поражаешься, как он смог это сделать, как смог создать такую вселенную, в которой живут все стили одновременно.
Любимым и единственным правилом обучения, которое Аршиль Горки не уставал повторять своим ученикам: «Копируйте искусство — подражайте природе». И сам он в течение всей своей жизни следовал этому правилу.
Национальный колорит и личность художника, чувственно-эмоциональная насыщенность красок превратили французскую традицию в изысканный сочный продукт, от которого невозможно оторвать глаз. Титанический труд, проделанный художником над собой, его сильные и слабые стороны вдруг встали на свое место и заиграли всеми гранями его таланта как драгоценный алмаз.
Андре Бретон, лидер группы сюрреалистов, увидев картину «Печень как гребень...» воскликнул: «Это одна из самых важных работ, сделанных в Америке!»
«Горки — первый из художников, - пишет Бретон, - кому полностью был открыт секрет сюрреализма. Он достиг чистой линии. Он соединяет и объединяет бесконечное число физических и умственных структур. Образы Горки — это гибриды, конечный результат, полученный от созерцания натуры, смешанного с преломлением памяти детства и многого другого, результат, спровоцированный интенсивной сосредоточенностью наблюдателя, одаренного весьма исключительным эмоциональным даром».
Картина, восхитившая Бретона, была показана на выставке сюрреалистов в Париже в 1947 году. Некоторые видят в ней сексуальную драму и ностальгический намек на армянское прошлое. Сам художник говорил, что его «Печень…» выражает армянскую нежность, но одновременно – венец и мужскую гордость.
Обезглавливание петуха одним ударом ножа означало в Армении доказать свое мужество. Разноцветные водянистые пятна полупрозрачного цвета напоминают перья петуха. Они расположены вокруг остроконечных, подобно шипам, форм, в которых угадываются клюв и острые когти.
У каждого из художников Горки брал какую-то идею или деталь, увеличивал ее так, что она становилась абстрактной, но более яркой, более живописной, более полной и мощной, превращаясь в органическую форму. Взяв у Роберто Матта идею линии, он усилил ее, обогатив собственным вариантом прочтения.
Взяв у французского ташизма пятнистость, он усилил ее регулированием положения отдельных, изолированных друг от друга, цветовых пятен на однотонном фоне. Взяв у Кандинского идею цвета, он превратил цвет в плоть, которую наращивал на скелете тонких линий. Сегодня Аршиль Горки считается одним из величайших колористов своего времени.
В его работах есть две излюбленных цветовых шкалы: черно-сине-серо-белая, в которой выполнена одна из самых интересных картин «Нежная ночь», и красно-розово-коричнево-охристая, в которой выполнено большинство картин последнего периода Аршиля Горки.
В кроваво-красной, огненно-бордовой тревожной «Агонии» читается трагедия последних двух лет его жизни. В 1946 году случился пожар в мастерской, в огне сгорело около тридцати картин. Набирала обороты и агония личной жизни: у него обнаружен рак прямой кишки, операция, потом автокатастрофа, перелом позвоночника и развал семьи. Счастье, любовь, творчество - все осталось позади.
После диагноза рака, ему была сделана операция, в ходе которой зашили задний проход, а на брюшной полости сформировали искусственный анус. Врачи не предупредили Аршиля Горки о тяжелых последствиях операции, прежде всего психологических.
Не предупредили, показывая фотографии счастливых лиц, перенесших такую операцию, что она кардинально меняет жизнь и психологию. Замкнутость, раздражительность, капризность, частое состояние депрессии и утрата способности к сексуальной жизни.
Весь этот букет последствий стал проявляться у Аршиля Горки вскоре после операции: он болезненно переживал свою немощь, никогда не допускал жену и других к чистке своего кишечника, его новая физиология требовала, чтобы рядом всегда были ванна и туалет, он замкнулся.
Стал мнительным и ревнивым, капризным и депрессивным с тяжелыми эмоциональными срывами, сексуальная жизнь была нарушена. Все это угнетало жену и негативно влияло на семейную жизнь. В конце концов, жена не выдержала и вместе с детьми ушла из дома.
Все эти состояния и переживания в его картинах - как на ладони. После пожара Аршиль Горки пишет две картины с красноречивым названием: «Обугленная возлюбленная I» и «Обугленная возлюбленная II». Они разительно отличаются по цвету и настроению от картин начала сороковых. Здесь все покрыто пеплом, душа - словно выжженная земля.
Апатия, безнадежность, тоска и полная беспросветность: жизнь превратилась в пепел. Чуть позже будет написана трагическая «Агония», в которой апатия сменилась жестокой агрессией, кровавой атакой, обостренной душевной болью.
Но картины самого счастливого периода жизни, первых лет брака, рождения долгожданных дочек выполнены в сочных, светлых, жизнерадостных и ярких тонах. Аршиль Горки полон сил и надежд, казалось, что все плохое позади и жизнь налаживается. Его работоспособность зашкаливает.
Лето сорок второго года он проводит в Коннектикуте, где ему показывают великолепный по красоте и мощи водопад. Он возвращаяется к нему снова и снова, каждый день. Водопад напомнил о доме, горах, Родной Армении, бурных горных реках, все, о чем тосковал.
Он стоял на скале у водопада как зачарованный. Поток воды с шумом падал вниз на огромные камни, брызги разлетались в разные стороны, играя на солнце и превращаясь в странные формы. Аршиль был абсолютно счастлив. Картина «Водопад» стала настоящим прорывом и первой картиной, в которой прозвучал собственный стиль. Аршиль Горки нашел себя.
(Окончание
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Православная и католическая икона. Часть I.
- Пьер Боннар
- Зависть профессионалов
- Эжен Атже: романтик, влюбленный в Париж
- Выпавшие из контекста. Эдвард Мунк.
- Михаил Ле Дантю. Полдень гения
- Магический реализм Мартины Хоффман
- Просто так. Нино Чакветадзе
- Современная китайская живопись. Фан Лицзюнь
- Аршиль Горки. Население потерянных душ. Часть 2
Да, Вы правы. Сила духа людей творческих (художников, писателей etc) потрясающая. Аршиль Горки вообще тронул до глубины души. Сколько мужества, силы воли и духа!!! Боролся до конца, сколько мог, сколько хватило сил. Много материала осталось за рамками текста. Жаль, что много писать — значит утомлять читателей. Четыре текста про одного художника — это у меня большая редкость. Так было только о Сезанне и о Сутине. И вот с Аршилем Горки. Поразительный художник!
Спасибо Тина, за содержательный и очень интересный материал…
Интересно то, что при всей трагичности жизни, творческие личности проявляют удивительную силу духа, оставаясь верными в любви к искусству.