Аверинцев родился в тяжелый 1937 год, имеющий черную метку начала сталинских репрессий. Родился в профессорской семье. Его отец 1875 года рождения принадлежал еще к той царской России, хранивший в себе истоки русской интеллигенции и русской культуры.
Когда родился сын, отцу было 62 года. Мальчик часто и много болел, что давало ему возможность много читать. Экзамены сдавал экстерном, прекрасно знал мировую литературу и историю.
В университете его заметили ученые старой закалки, выхлопотав ему «пропуск» в большую науку: рекомендовали Аверинцева – не комсомольца на присуждение премии Ленинского комсомола.
Так начался его путь в большую науку. Филолог, проповедник, чтец на клиросе, философ и, можно сказать, первый протестант в русской православной церкви, поддерживавший начинания Кочеткова в проведении церковных служб на русском языке.
Сергей Аверинцев и сам был переводчиком отцов церкви, а в конце жизни – и Библии. Его книги продаются в церковных лавках наравне с изданиями отцов церкви и богословскими трудами лучших представителей христианских мыслителей и богословов.
Работал он много и с дотошностью немецкого ученого, проводя большую часть жизни в собственном кабинете и библиотеках. Античная классическая литература, византийская эстетика и история, христианство и мифология, Священное писание и история церкви – все входило в круг его интересов. Он стал универсальным гуманитарием, вобравшим в себя все лучшее, что есть в культуре, став гуманитарием-энциклопедистом.
Поражал сам язык Аверинцева: он был настолько не похож на тот, которым пользовались в шестидесятых-семидесятых, что присутствующие на его лекциях удивлялись его умению извлекать и свободно оперировать не только забытыми русскими словами, но и словами из мертвых языков - латинского и греческого, давно выброшенными из гуманитарной среды обитания СССР.
У него учились свободе: свободе говорить, свободе мыслить, свободе излагать свои мысли, даже когда ему запрещали это делать. Его научная библиография насчитывает более шестисот статей и книг. На лекции Аверинцева по византийской поэтике сбегалась вся московская интеллигенция - бывало до тысячи человек!
Он переворачивал мозги, учил смотреть иными глазами на себя и мир, заставлял отвечать не на вопрос «Нравится нам Вергилий или нет?», а на вопрос «А мы нравимся Вергилию?» Он не боялся остаться в числе несогласных с большинством, не боялся высказывать то, что думал, голосовать не так, как другие, потому что всегда оставался самим собой.
Он был в числе тех, о ком сегодня ходят легенды: Бахтин, Мамардашвили, Лосев, Лотман…Его влияние было несомненным, хотя и постепенным – из столичных интеллектуальных кругов его авторитет достигал и глубинки.
Ко мне его тексты, статьи, книги пришли не в ту пору, когда была студенткой философского факультета, а значительно позднее, когда пришла к вере и стала интересоваться библейской историей, византийской культурой, историей церкви, христианством и религией. Его книги прочно обосновались на моей книжной полке.
Сергей Аверинцев прошел путь от филолога до философа и, обсуждая проблемы слова, начинал не с него, а с высшей точки понимания Слова, постепенно опускаясь на предметный уровень, представлявшимся уже в совершенно ином свете. Для него культура и религия никогда не противостояли друг другу, одно без другого просто не могло существовать: христианство было той духовной силой, что исправляла культуру.
В конце жизни по состоянию здоровья Аверинцев вынужден был уехать туда, где ему могли помочь – в Вену. Там он продолжал преподавать и писать, в том числе и стихи. После клинической смерти у него был тяжелый период и не было уже никакой иллюзии относительно своей скорой кончины. Предвидя ее, он написал стихотворение
Молитва о последнем часе когда Смерть посмеется надо мною как та что смеется последней и сустав обессилит за суставом Твоя да будет со мною сила когда мысль в безмыслии утонет когда воля себя потеряет когда я имя мое позабуду Твое да будет со мною имя когда речам скончанье настанет и язык глаголавший много закоснеет в бессловесности гроба Твое да будет со мною Слово когда всё минет что мнилось сновидцу наяву снилось и срам небытия обнажится пустоту мою исполни Тобою
В своем завещании Сергей Аверинцев просил похоронить его на Даниловском кладбище и написать на надгробии два слова «Аверинцев. Чтец».
человек способен к юмору в том случае и в той мере, в которой он остается способным к соблюдению заветов и запретов. Неспроста к лучшим проявлениям человеческого юмора принадлежат клерикальные анекдоты. Ведь и Франсуа Рабле был персона духовного чина. Ощущая себя в самой непосредственной близости наиконсервативнейших табу, часто погружаясь в волны густого запаха святыни, человек нередко получает особенно благоприятное расположение к юмору
*** Самые отчаянные шутки во всей истории русской культуры обретаются у Владимира Соловьева — мистика из мистиков, визионера, аскета. Он был вправду способен заразительно, захватывающе смеяться именно потому, что был способен и к абсолютной серьезности.
*** В библейской перспективе евреи как раз и суть народ священствующий; поэтому представляется не вовсе бессмысленным объединить в нашей классификации еврейский юмор с юмором клерикальным.
*** Если диалектическую предпосылку юмора и комического составляет неуступчивая, неподатливая серьезность, то, напротив, столь типичная для нынешнего времени вездесущая, монотонная, всеми принятая и никого больше не шокирующая, даже и не привлекающая к себе ничьего внимания фривольность, в сфере которой уже ничто не бело и не черно, а только серо, означает конец юмора
Последняя книга С.С.Аверинцева
*** Надо развивать в себе благожелательное, «понимающее» отношение к окружающему, и тогда станет легче жить. Злые люди живут короче, чем добрые
*** Когда дьявол предлагает тебе выбор, ни в одной руке у него нет истины.
*** Здравый смысл - это самый низший этаж культуры умственной и всякой другой. Не даром здравый смысл называется по-английски - общий смысл, то есть то, что общее для всех. Нижний этаж - это то, на чем строятся все остальные.
*** Если искусство не устремляет человека к Богу, то оно бессмысленно.
**** Хорошо, когда читатель дочитывает книгу с безошибочным ощущением, что теперь не знает больше, чем не знал раньше.
**** Не нужно думать, что за пределами отечества ты автоматически становишься пророком.
*** Пока мы ставим мосты над реками невежества, они меняют свое русло.
*** Книги делятся не на хорошие и плохие - книги делятся на необходимые и те, без которых можно обойтись. Книги необходимые бывают несовершенны, и наоборот.
*** Смена языка - это смена мышления. Риторика - это не значит “говорить не то, что думаешь”; это значит говорить то, что думаешь ты, но на языке тех, кто тебя слушает.
*** Как странно думать, что в христианской вере умники усматривали и усматривают что-то простенькое, «веру угольщиков», как сказано у Гейне, утешающую этих самых угольщиков, но стесняющую мысль образованного человека
*** Искупление, исправление, оправдание - это ключевые понятия христианства.
*** …для меня не убедительно никакое мировоззрение, кроме веры
*** времени нужны не те, кто ему, времени, поддакивает, а совсем другие собеседники.
Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
Pingback:Мемория. Сергей Аверинцев
Удивительно!!! Это поразительный филолог, поэт и философ. Рада, что познакомила Вас с ним!
Не слышала, не знала и не читала. Спасибо, Тина!