Епифания (Богоявление) по-итальянски звучит в сокращенном варианте как Бефана. Но Бефана появляется не в сам праздник Богоявления, а в его канун, отмечаемый пятого января. Богоявление по католическому календарю наступает только шестого января. Этот день является государственным праздником и большинство предприятий не работает.
Здесь обязательно надо отметить одну богословская тонкость, которую упускают многие пишущие о Бефане, называя этот день Крещенским сочельником. Но это не так. Дело в том, что в православной традиции
Они празднуются одновременно и всегда девятнадцатого января, но праздник имеет два названия: Богоявление (явление Бога в трех лицах (Теофания - Епифания)) и Крещение (
Соответственно православный Крещенский сочельник, он же – Богоявленский, всегда приходится на восемнадцатое января, а сам двойной праздник - Богоявление-Крещение – на девятнадцатое. Православный праздник не переходящий и отмечается всегда на двенадцатый день после Рождества.
В латинском обряде Богоявление отмечается тоже спустя двенадцать дней после Рождества, но Крещение, как и Пасха, точной даты не имеет. Такие праздники в богослужебной практике называются переходящими. В данном случае Крещение привязано не к Рождеству, а к Богоявлению и празднуется после Богоявления в первое воскресенье.
Соответственно, дата Крещения – плавающая. Например, в 2011 году она приходилось на девятое января, а в 2015 – на одиннадцатое. Крещенский сочельник в латинском календаре приходится всегда на субботу, но на разные числа.
Канун католического Богоявления - это вовсе не сочельник и не день тишины, как в России, а веселый праздник, в котором вспоминается поклонение Младенцу Иисусу трех языческих царей–
В этот день по всем городам Европы проходят многокилометровые праздничные шествия, в котором принимают участие и взрослые, и дети. Но прежде всего, это детский праздник. Впереди шествия - маленькие барабанщики, за ними в карете едут взрослые с детьми, потом - оркестр. Замыкает шествие огромная карета, которая везет трех Королей, раздающих бегущим за каретой детям сладости и игрушки.
В этот день освящается вода, мел и ладан, а на дверях домов освященным мелом пишут три буквы, с которых начинаются имена волхвов: В+М+К. По поверьям это отгоняет от домов нечистую силу и беды. Мел хранится весь год.
Также по традиции жгут «эпифанские огни», освещающие путь волхвам. Праздником Королей завершаются Рождественские каникулы.
Как видим, ничего похожего на наш крещенский сочельник здесь нет. В православной традиции волхвование и колдовство считается грехом, а потому и поминания трех магов-язычников в православном календаре тоже нет.
В народной итальянской традиции этот праздник называется Бефана. Бефана – тоже детский праздник, но главным действующим лицом здесь является не волхвы, а сказочная ведьма Бефана, образ которой очень напоминает русскую Бабу Ягу.
Бефана может быть разной: иногда в образе страшной старухи, одетой в черные лохмотья, т.к. всегда пробирается в дома через дымоход, но все-таки чаще она предстает в образе доброй феи. Есть случай, о котором сообщало СМИ, что маленькая девочка, увидев страшную старуху, от страха умерла.
В ночь с пятого на шестое января Бефана летает на метле от дома к дому в поисках места, где остановились волхвы, след которых она потеряла. Есть разные варианты легенды про Бефану. По одной версии легенды, когда волхвы, придя к Вифлеему, постучали к ней в дом и попросили показать дорогу в Вифлеем.
По третьей версии, потеряв след волхвов, она стала раздавать подарки всем детям в надежде, что среди них окажется Младенец Христос. В ожидании подарков от Бефаны дети развешивают накануне Богоявления праздничные чулки на камине, чтобы она могла положить в них свои подарки.
Летающая ведьма внешне похожа не только на русскую Бабу-Ягу, но и на русского Деда Мороза с таким же мешком подарков, как и у него. Дети верят, что Бефана – жена Санта Клауса. Только она живет на Южном полюче, а он - на Северном. Но она, также как и Санта, приносит детям подарки. Так что дети дважды получают подарки: от Деда Мороза (Санты) и от Бефаны.
Бефана раскладывает их по детским чулкам, пролезая через трубу и выполняя при этом еще и воспитательную функцию: если ребенок послушный и добрый, ему конфеты и игрушки, если непослушный и драчун – уголь, сажу или чеснок.
Когда началась эта история, а праздник стал традицией, достоверно неизвестно, как достоверно неизвестно, откуда и как произошла сама Бефана. Но есть мнение, что Бефана - это христианизированный образ языческой ведьмы. В Италии Бефана стала регулярным детским праздником уже с XIII века.
Считается, что эта старуха символизирует уходящий старый год и ее сжигают на площади, как сжигают в России чучело зимы в Масленицу. В этот день елки покидают дома, Рождество заканчивается и все ждут праздник Крещения. У итальянцев есть поговорка: «Крещение заканчивает все праздники».
В день Богоявления старый год окончательно покидает этот мир, оставляя в память о себе детям подарки.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Рождение ребенка: русские обычаи
- Детская логика
- Профессор для школы
- Детская тема в русской живописи: Серов и Серебрякова
- Выбор
- Саша Черный: Эмиграция
- Самуил Маршак - гений детской литературы
- Школьные сочинения
- Редьярд Киплинг: Педагогическая поэма
- Детские стихи Мандельштама
В православии — нет. По крайней мере, они не причислены к лику святых, как на западе. Там есть даже отдельный праздник трёх королей, который отмечается с размахом. В православии — это только часть рождественской истории.
Как это нет никаких магов? Это общехристианские святые, чьи мощи сейчас покоятся в Кельнском соборе.
Да, к двадцати годам молодой человек может иметь представление о знании и безусловно, «если склонен к пути таковому, то рискнет найти его» и мудрая старость утешит его на этом пути поиска настоящих знаний. Очень интересный у нас получился разговор! Спасибо!
Школьная пора вообще вне обсуждения. Не может молодой человек обладать знанием, но к 20-ти годам, он может уже иметь знание о знании, о том что оно существует и если склонен к пути таковому, то рискнет найти его… с годами, идущий по пути онном, может дожить и до мудрой старости, которая утешит его в бесконечных поисках знаний о знании… потому как чем больше знаем мы, тем больше не знаем… Но отказать себе в удовольствии,( хоть и дилетански), с личностью, которая готова подолгу обсуждать одну тему, не замыкаясь на своем «я про это все и давно знаю», лично я ощущаю потребность, как в еде, где иногда бывает такой букет вкуса ( гурманы плачут ;))))) Спасибо, Тина.
Но Вы же знаете, что в школе можно зубрить, а можно понимать. Если под знанием понимать понимание того, что узнаешь, то это настоящее знание, но многие вовсе не озадачиваются пониманием. И это не назовешь бессмыслицей. Сколько в школе вкладывали в нас, казалось бы ненужного. Но это расширяет культурный кругозор. Это сейчас в наших школах решили, что ребенка не надо загружать лишними знаниями. И потом, сегодня ты понимаешь одно, а годы спустя то же самое понимаешь уже по-другому, потому что у человека появился опыт.
Искать истину и искать знание — все-таки разные вещи. Да, на свалках (тем более на свалках знаний) много чего интересного можно найти. Особенно человеку, у которого есть идея. В этом с Вами абсолютно согласна.
. Мне кажется дело все-таки не в знании, а осмыслении того, что узнаешь.
———————————————————————————————————————-
Я не делю знание, на осмысленное или не осмысленное. Есть знание только тогда, когда оно дошло, т.е. смысл дошел, т.е. знания без осмысления — это незнание, бессмысленность… Это как Истинная любовь и не истинная, это игра словами…. неистинная любовь не существует, для этого есть другие определения, а любовь, это истина, и знания тоже истина… Поэтому такие великие умы, как вы привели выше просто скромны, как фраза переделанная для оправдания «знания» у Сократа » Я знаю то, что ничего не знаю», на самом деле великий философ сказал:» Я знаю то, чего не знаю, а вы и этого не знаете»…
А по поводу кол-ва верующих среди ученных, я думаю, что ни один знающий о последствиях , не будет вслух обсуждать к какой вере он себя относит… все великие челы ЗНАЮТ и понимают, что всему свое время…
—————————————
«Знание может так и остаться большой свалкой знания.»
——————————————————————————-
Конечно большая свалка, но не для ищущих знания ( истины), такие этим и заняты, что копаются в свалках в поиске…. и находят — таки 😉
«Когда б вы знали, из какого сора, растут стихи, не ведая стыда …» А.А.Ахматова
И здесь я с Вами не соглашусь. И Ньютон, и Эйнштейн, и Ф.Бэкон и многие другие ученые были людьми верующими, но и знающими одновременно. Но вряд ли их можно упрекнуть в малознании или маловерии. Просто, как мне кажется, всему свое место. Церковь надеется, что из тех тысяч, что приходят за водой на источник, завтра кто-нибудь из них придет и в храм. Ведь за воду денег не берут и церковь (священники) не стоит у источников. Церкви по большому счету все равно, много придет народу или мало. Ее это мало волнует. Более того, она разъясняет, что сила воды будет по вере, а не по тому, что она набрана в крещенскую ночь. Выгоды у церкви никакой нет.
И среди разумных есть немало знающих Библию очень хорошо. Мне кажется дело все-таки не в знании, а осмыслении того, что узнаешь. Не каждый разумный и эрудированный на это способен. Бэкон жил во время научно-промышленной революции. Тогда важность знания действительно надо было пропагандировать. Но с 17 века прошло почти четыре века и многим стало ясно, что знание без веры мертво и одно знание не делает человека могущественным. А м.б. наоборот. Знание и вера лежат в разных областях, одно другому не противоречит. Как у веры есть крайности (фундаментализм), так и у знания — сциентизм. Как любая крайность они ни к чему хорошему не ведут. Мне ближе философия Ницше, который утверждал, что мощность человека в его качестве: чем больше он может, тем он мощнее. Это грубо. Количество не обязательно перерастает в качество. Знание может так и остаться большой свалкой знания.
Тина, вера важнее тогда, когда бедны знания…поэтому я сказала выше, что церкви все равно, какой народ валит за святой водой, церковный или обрядовский, главное, чтобы валил и побольше… Если правоверный знает только одну книгу — библию или коран, чем он будет богаче, верой или знанием? конечно верой… истово верить будет и добрый и злой, и скупой и щедрый, и чревоугодник и аскет, и вор и праведник… И только среди разумных человеков, среди ученных ( теологи не исключение), стираются грани добра и зла, рассовой принадлежности, классовых различий, верующих и атеистов…
«Мы столько можем, сколько знаем. Знание — сила.» Ф Бэкон
Вот с Брехтом я бы не согласилась. По крайней мере, усомнилась бы в справедливости его слов. Сплошь и рядом важнее оказывается вера, чем знание. В истории и сегодняшней жизни примеров тому — тьма. Взять хотя бы православных фанатиков или мусульманских хасидов. Они знают, что умрут, но они верят, что попадут в рай, если убьют хотя бы одного неверного.
Ни в коем случае, я не идиализирую монастырскую жизнь, я говорю о фактах, которые подтверждают или об’ясняют почему так здесь, или там этак…
«Важно не во что мы верим, а что мы знаем.» Бертольд Брехт
Монастыри были оправданы в те времена, когда еще можно было спрятаться от житейских невыносимых проблем… сейчас нет смысла, в век технопрогресса, монастырская жизнь бессмысленна… хотя каждый видит смысл в том, кому он служит…
Может быть, Вы и правы, но я видела женщин, которые приняли монашество, а потом не знали как из этого выкарабкаться, потому что монашество — это очень тяжкий крест. Только поначалу кажется, что ты его понесешь. А потом оказывается, что жизнь и природа берут свое, а сил преодолеть искушения — нет. Не зря же раньше у первых христиан были дьякониссы, но не было женских монастырей. Монашество считалось делом мужским. Я все-таки больше согласна с ними. Вот Мария Египетская — для меня остается загадкой. Как она могла столько лет жить в пустыне, без еды, при всей женской физиологии и прочее, и прочее. Под ее влиянием, мне кажется, многие женщины последовали ее примеру. Случилось то, что в годы репрессий православной церкви многие священники, следуя примеру святых, описанных в Житиях, думали, что и они останутся живы. Все-таки Житие — это не жизнь, а особый жанр. Так же и с женскими монастырями. По крайней мере, я описываю свой опыт. Не попробовав, не поймешь, что это такое — монастырская жизнь.
Думаю, что все перечисленные вами женские качества, присущи и мужчинам так же, если не в еще большей степени… Монахи, более раздражительны, эмоциональны, а о борьбе за власть и не говорю, потому и стекаются в монастыри смятенные души, чтобы справиться с «искушениями»…
Я считаю, неправильно то, что у нас нет женских монастырей, мне кажется это показатель неуважения к женщине и лишение еЕ права выбора… Ни у евреев, ни у мусульман нет такого места, где женщина может спрятаться от неустраивающей ее жизни, ей отведено место в обществе — все.
Все эти разногласия в церквах, только за тем и созданы, чтобы сохранить власть, как в другой теме, Азиат, написал о Роде, мол все это для сохранения Рода… На земле, есть только один род — человеческий, остальное, надумано только ради разделения и властвования… Мне кажется, что церкви все равно, какой народ валит за святой водой, церковный или обрядовский, главное, чтобы валил и побольше…
В женских монастырях действительно внутри очень нездоровая атмосфера. Я однажды попробовала, больше не хочу. Женщина остается женщиной даже в монастыре. Эмоциональность, чувствительность, раздражительность — все при ней остается. С природой справиться сложно. А еще добавляется борьба за власть. Нет, считаю, что это очень правильно, что нет женских монастырей.
Про Халкидонский собор: да, многие восточные церкви тогда не приняли решений собора и остались при своем мнении. В их числе и армянская церковь. В ней сохранились древнейшие обычаи. Сохранился ли дух первохристиан? Не знаю. Хотелось бы. Я принадлежу церкви, которая решения Халкидонского собора приняла, но по факту Иисус Христос больше считается Богом, чем человеком. Человеческое в Нем умалено до минимума, что делает православную традицию очень жесткой, что видно на примере моего поста о Богоявлении. Сегодня, тем не менее, праздник Крещения. Я его люблю больше других, но раздражает, что народ идет за водой не потому что они такие церковные, а просто потому что обрядоверцы и в воду верят больше, чем Иисусу. Грустно, но факт.
В древней церкви с конца III века 6 января отмечался праздник Богоявления, который объединял Рождество и Крещение. Представители Армянской церкви не участвовали в Халкидонском Соборе 451 года, где было принято раздельное празднование Рождества и Крещения, и по-прежнему отмечают Богоявление 6 января…
Да у нас так… а еще у нас не было и нет женских монастырей.
Я тоже об этом подумала. В католичестве все намного веселее и человечнее. У нас столько строгости и аскетизма, что иногда оторопь берет. Но в армянской церкви, насколько я знаю, 6 января празднуются сразу три праздника: Рождество Христово, Богоявление и Крещение. Какая же это служба сложная, должна быть, чтобы все уместить в один день.
Какие мы строгие христиане ;), у нас ничего такого нет…ни добрых ведьм, ни злых