Бенедикт Спиноза жил так, как писал и учил тому, что испытал опытно. Он поверял свои действия Божественной волей, любовью и справедливостью. Он писал то, что думал, без оглядки на политические власти, религиозные суеверия и установленные правила.
И как бы к нему ни относились теологи всех мастей, запрещая и отлучая, время все расставило по своим местам. Воля человека к свободе мысли и слова неистребимы. И это то главное, что всегда и во всех трудах защищал великий Бенедикт Спиноза.
Человек, думающий, что он свободен, подобен брошенному камню, который думает, что он летит.
***
…все прекрасное так же трудно, как и редко
***
Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой. Необходимой же или, лучше сказать, принужденной называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу.
***
…вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими
***
Ничего нельзя сказать настолько правильно, чтобы сказанное нельзя было исказить дурным толкованием.
***
Незнание - не довод. Невежество - не аргумент.
***
Священным и божественным называется то, что назначено для упражнения в благочестии и религии. Предмет до тех пор будет священным, пока люди религиозно относятся к нему; если же они перестают быть благочестивыми, то одновременно и предмет также перестает быть священным…
***
…народ (преданный суеверию и любящий остатки старины больше самой вечности) лучше почитает книги Писания, нежели само слово божие.
***
…так как склад ума у людей весьма разнообразен и один лучше успокаивается на одних, другой — на других мнениях и что одного побуждает к благоговению, то в другом вызывает смех, то из этого…я заключаю, что каждому должна быть предоставлена свобода его суждения и власть (potestas) толковать основы веры по своему разумению и что только по делам должно судить о вере каждого, благочестива она или нечестива. В этом случае, следовательно, все будут в состоянии повиноваться богу свободно и от всей души и будут цениться у всех только справедливость и любовь.
***
...я ведь знаю, как упорно держатся в душе те предрассудки, которым дух предался под видом благочестия; знаю также, что избавить толпу от суеверия так же невозможно, как и от страха; наконец, знаю, что постоянство толпы заключается в упорстве и что она в выражении похвалы или порицания не руководится разумом, но увлекается страстью. Поэтому толпу и всех тех, кто подвержен таким же аффектам, как она, я не приглашаю к чтению этого труда…. Ибо пользы они себе нисколько не принесут, а между тем повредят другим, которые философствовали бы свободнее, если бы им не мешала единственная мысль, что разум должен быть служанкой богословия; последним, я надеюсь, это сочинение будет весьма полезно.
***
Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.
***
Понимание - начало согласия.
***
Человеку, который стыдится, присуще желание жить честно.
***
...атрибуты, делающие человека совершенным, так же мало могут быть применены к богу, как к человеку те атрибуты, которые делают совершенным слона или осла.
***
Чтобы я знал, что знаю, я по необходимости должен сначала знать.
***
Как свет обнаруживает и самого себя и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя и лжи.
***
Опыт более чем достаточно учит, что язык всего менее находится во власти людей и что они всего менее способны умерять свои страсти.
***
Мы различным образом возбуждаемся внешними причинами и волнуемся, как волны моря, гонимые противоположными ветрами, не зная о нашем исходе и судьбе.
***
Всякое определение есть ограничение.
***
Бог дал нам ограниченный разум и неограниченную волю, однако так, что мы не знаем, ради какой цели он нас создал.
***
Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.
***
Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.
***
Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.
***
Страх возникает вследствие бессилия духа.
***
...наш разум был бы менее совершенен, если бы душа оставалась одинокой и не познавала ничего, кроме самой себя... Поэтому для человека нет ничего полезнее человека.
***
***
Тот, кто хочет все регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их...
***
Природа не предполагает для себя никаких целей... Все конечные причины составляют только человеческие вымыслы.
***
Я понял, что все вещи, которых я боялся и которые боялись меня, являются добрыми или злыми лишь в той мере, в какой они воздействуют на мой разум
***
Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать!
***
Смотри на все с точки зрения вечности.
***
Истинное счастье и блаженство человека состоит только в мудрости и познании истины.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Фридрих Ницше. Жизнь и труды
- Шарль Бодлер. Род Каина. Часть 2.
- Сюсаку Аракава: от философии к архитектуре
- Симона Вейль. Путь Креста
- Моя встреча с Делёзом
- Джебран Халиль. О детях и браке
- Блёз Паскаль. Не будем искать уверенности и прочности
- Джебран Халиль. Поэт-философ
- Правила жизни философа
Почитайте обязательно, а еще вместе со Спинозой читайте Ницше, они очень похожи и по стилю изложения мыслей и по сути понимания Бога.
Здравствуйте, Тина. Вот, решила тоже высказаться. Думаю, что и мне надо бы познакомиться с трактатами Спинозы — уж очень многие его афоризмы созвучны моим мыслям.
Именно эта мысль: вера от Бога, а церковь — от человека (которую изложила Юлия) и заставила меня прийти к мысли, что для того, чтобы верить в Бога и обращаться к нему, совсем не обязательно ходить в церковь, синагогу или мечеть. Поэтому, когда меня спрашивают, верю ли я в Бога, я отвечаю, что я верующая, но не религиозная.
А Спинозу я обязательно почитаю. Читала о нем, но сами его произведения — не пришлось.
Я к этому понимаю шла медленно. Спиноза, пожалуй, последняя точка в этом противостоянии.
Тина, абсолютно с вами согласна. Всегда была убеждена, что церковь — от людей, а вера — от Бога.
Спиноза стоит того, чтобы познакомиться с ним глубже и внимательнее. Я снова перечитала то, что читала давно (особенно штудировала «Богословско-политический трактат») и еще больше убедилась в его правоте после долгих лет «церковного» дурмана. Вера и церковь все-таки очень разные вещи.
Спасибо Тина… теперь я чуть-чуть понимаю, почему вы решили, что Спиноза, мой любимый философ
И теперь я не успокоюсь, пока не познакомлюсь с его произведениями поближе, поглубже и повнимательнее.