Но, несмотря на этот высокий статус, связанный с именем Богородицы, во всех народных славянских традициях он считается исключительно неблагоприятным.
Благовещение Богородицы почитается скорее опасным, чем радостным праздником, а многочисленные пословицы и поговорки фиксируют опасную его сторону.
Например, известно, что:
«На Благовещение пташечка гнезда не вьет, а девица косы не плетет».
Существовали и другие запреты: не ругаться, не давать в долг ничего и никому, не расчесывать волосы и т.д. Благовещение рассматривается как день абсолютного покоя: овец не стригут, коров не выпускают, косу не заплетают, птицы гнезда не вьют и даже в аду грешников не мучают. Этот запрет - своего рода оберег во избежание неприятностей и наказаний в будущем.
Продолжая опасную линию праздника, считается, что Благовещение - день ссор, несчастий, скандалов и недоразумений, поэтому его лучше провести дома в полном покое, тишине и бездействии. День Благовещения в этом смысле похож на
Благовещение распространяет свою отрицательную особенность и дальше, на весь год: считается, что день в неделе, на который выпадает праздник, и в будущем будет неблагоприятным. Благовещения опасаются весь год. Но если дела закончить до Благовещения, то они будут удачными. Рожденные в этот день, согласно приметам, будут калеками, увечными или умственно отсталыми. То же поверье распространялось и на животных.
Почему так? Попробуем объяснить. Благовестие здесь как бы уравнивается со словами «блаженный», «сумасшедший», не похожий на нормальный, в данном случае – на нормальный день. Что мы знаем про него? В этот день происходит чудо, невиданное и незнакомое человеку – чудо вселения Самого Бога в плоть человеческую, в четырнадцатилетнюю девочку-Отроковицу.
С каким
Конечно, это ужас, потому что плод не останется не замеченным. Это ужас для любой нормальной девочки, тем более для ее мужа, который не живет с ней супружеской жизнью. Вспомним
Как для исследования Ее невиновности в прелюбодеянии они приходят в храм, над ними совершается особый обряд, который показывает невиновность Пречистой. Но Иосиф до конца так и не освободился от своих мыслей. Поэтому
Кроме того, явление ангела кому-либо считалось предвестником смерти, поэтому Архангел Гавриил должен был сначала успокоить Отроковицу и только потом рассказать, как произойдет чудо зачатия без мужского семени:
«Дух Святый найдет на Тя…».
Ужас Богородицы, которым Она была объята с момента явления Ей Архангела, отразился в народном сознании таким преобразованным образом: Благовещение – опасный день, все в нем происходит не так, как у всех, всё не как в нормальные дни. Даже
Опасение распространяется и на день Архангела Гавриила, который следует на другой день. Он тоже считается ненормальным, а сам Благовестник – «сумасшедшим» и «блаженным». Вспомним, как в богослужении на Благовещение рассказывается, как Архангел удивлялся в себе, узнав тайну и решение Превечного совета. День Архангела Гавриила в народе называется "Благовеньё".
Отсюда поверие, что в «блаженный», «юродивый» день, в день наоборот, что ни сделается, все будет кривым, уродливым, паршивым или не уродится вовсе. Все будет сумасшедшим. Поэтому, например, гуцулы, любой день седмицы, в который случилось Благовещение, в течение года называют благовестным и опасаютсяв этот день что-либо делать или отдавать что-нибудь из дому.
Но Благовещение Богородицы не ограничивается только отрицательной характеристикой. Он соединяет в себе обе стороны: и отрицательную, и положительную. За ужасом и страхом Марии следует радость: Она удостоилась не только быть служанкой, как Ей мечталось, при Той, о которой говорил пророк Исайия
«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына»,
но и Самой послужить делу спасения рода человеческого. Радость освобождения и спасения человека от греха, радость о возможности человеку по благодати вновь воссоединиться с Богом, была столь велика, что издавна повелось отпускать из клеток птиц, особенно голубей, что символизировало свободу и благую весть об освобождении человеческого рода. Эта традиция существовала и на Руси, но она была забыта во время советской власти и вновь возродилась только при патриархе Алексие II.
Радость праздника выражается и в том, что, как говорят в народе, в этот день на восходе Солнце играет. Такое происходит только по особо великим праздникам: на Пасху,
Благовещение – народное начало весны и года, поэтому что ни загадается, все исполняется. Бог в этот день благословляет землю, словно после шестого дня творения, и после Благовещения можно сеять и заниматься другими сельскохозяйственными работами. Поговорки гласят про день Благовещения:
"Щука хвостом лед разбивает", а "Весна зиму поборола".
В народе в честь начала весны существует традиция: освящать накануне праздника просфоры, класть их за иконку, а потом крошить их в семена как залог будущего хорошего урожая. В народе полагают, что земля просыпается именно в в этот день и выпускает на волю насекомых, змей, мышей, лягушек, которые, однако, связывались с плохим временем и нечистой силой.
В день Благовещения Богородицы пробуждался медведь, прилетали птицы, просыпались мухи. Но если это случалось раньше праздника, то это означало голодный год и холодную весну.
Существовала в XVII веке на Руси и другая традиция: преломление хлебов или "чин хлеболомления". В день Благовещения в Благовещенском московском соборе патриарх разламывал на части и раздавал боярам, служивым людям и прихожанам хлеб. Часть хлебов и вина относилась в Палаты государыне, которая не присутствовала на службе. Раздавалось все, кроме одного кусочка, который Патриарх подносил вместе с освященной чашей вина лично государю.
Существовала даже такая байка.
«Однажды, когда Благовещение совпало с Пасхой (в Кириопасху), священники, забыв отслужить благовещенскую службу, сразу приступили к пасхальной. Христосскую заутреню и обедню отслужили, а света никак дождаться не могут, солнце не встает.
Несколько раз принимались они за пасхальную службу, ничего не помогало до тех пор, пока не додумались отслужить благовещенскую, только тогда стало светать. Пригляделись, а солнце уже на западе, так и не пожелало оно светить в этот день людям».
Это, конечно, легенда, но в ней подчеркивается все значение Благовещения. В этот день люди наряжались в чистую одежду, но не новую (в Великий пост новая одежда запрещалась), шли в церковь, потом приходили домой и принимались за трапезу. Молодежь же прежде трапезы устраивала
"Весна красна! На чем пришла?..".
Это был своеобразный девичник. Трапеза в этот день рыбная с рыбными пирогами и, ради праздника, с вином. Поэтому те, кто постится, в это воскресение могут есть рыбу. Проводились накануне праздника и
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Икона Покрова Пресвятой Богородицы
- Праздник Успения Богородицы
- Иконография Богородицы и Симеоново проречение
- Икона "Рождество Богородицы"
- Праздник Сретение Господне
- Праздник "Введение Пресвятой Богородицы во храм". Видеорассказ.
- Праздник Рождества Христова
- Праздник Благовещения – первый день нового мира
- Икона «Введение Пресвятой Богородицы во храм»
- Магический реализм Бориса Забирохина