Видения апокалиптических ландшафтов с пылающими городами, разрушенными и шатающимися домами, бегущими в страхе людьми и растерзанными телами, оказались реальностью только два года спустя. Но провидческие картины Людвига Майднера 1911-1913 годов, предсказавшие катастрофу Германии задолго до того, как она случилась, поразительно точны даже в деталях, не говоря уже об их эмоциональном воздействии.
С навязчивостью повторяются искаженные фантастически композиции, хаос, разруха, взрывы, стремительно летящие по небу кометы и прочие атрибуты коллапса. Картины, задуманные как иллюстрации к
Первая мировая в общей сложности унесла семьдесят миллионов солдатских жизней в Европе, Азии и Африке. Эти годы завершали прошлую эпоху и открывали новую с новыми утопиями и новыми иллюзиями. Художники-авангардисты, к числу которых принадлежал Майднер, сражались на своем поле боя, показывая ужасы войны
Майднер вместе со своими друзьями создает группу «Патетики», которую объединяют левые идеи ницшеанский пафос. Названия картин Людвига того периода говорят сами за себя: «Апокалиптический пейзаж» (1912), «Революция» (1912), «Я и город» (1913), «Пылающий город» (1913). После начала войны Майднер продолжает рисовать сцены ужасов. Так дрезденский период (1913-14 гг) отмечен серией графических работ под общим названием «Война» .
Эти картины считаются лучшими, но широкому зрителю Людвиг Майднер больше известен как автор многочисленные (около сорока) автопортретов, которые он делал, подражая Рембрандту, на протяжении всей жизни. Чисто экспрессионистский период длился всего пять лет: после шестнадцатого года, когда был написан последний апокалиптический пейзаж, к теме войны Людвиг Майднер больше не возвращался.
Война внесла раскол в ряды
Но он постепенно отдаляется от прежнего круга своего общения, возвращается к еврейским корням, погружается в иудаизм и библейскую историю. Общительность сменяются замкнутостью, богемный образ жизни – молитвенной сосредоточенностью, прежние работы подвергаются резкой критике, а апокалиптические пейзажи – изображениями пророков и патриархов.
«Сейчас я думаю о самых интересных вещах: апокалиптических видениях, библейских пророках, меня интересует дух, потому что он - всё, природа ничего для меня не значит». Пора юношеского увлечения городом, городским обществом и цивилизацией сменяется углубленностью в психологию художника.
За три года (с 1919 по 1922 годы) Майднер сделал 415 гравюр и оказался очень остроумным портретистом, свои модели он изображал в экспрессивной манере, искаженно и утрированно, при этом сохраняя сходство с оригиналом. В этих портретах наиболее ярко проявился его талант графика, умеющего по нескольким чертам угадывать будущее своих героев.
По его портретам можно изучать культуру и искусство Германии времен Веймарской республики. Правда, большинство этих имен русскому читателю ни о чем не говорят, но для примера приведу стихи поэта, писателя и художника Йоахима Рингельнатца, очень напоминающие стихи
Сударыня, покорнейше прошу
развеять тучи, что меня печалят.
Сударыня, я Вам стихи пишу,
хоть знаю, что любовь не вымогают.Я ночь не сплю — которую подряд —
и в темноте теряю мыслей нити.
Подайте слово или добрый взгляд,
Вы пустяком себя не разорите.Своим прикосновеньем или вздохом
Вы можете спасти меня одним.
В моем дому не прибрано и плохо,
и из трубы давно не вьется дым.Сударыня, высок Ваш небосвод —
без чувств земных и без забот.
1934
(Пер. с нем. Марины Науйокс)
Восемьдесят четыре его картины изымаются из немецких музеев: Майднер включен в список «дегенеративных художников», его работы выставлены на выставке «Дегенеративное искусство». Антисемитизм усиливается, семья решает бежать в Англию, где у его жены родственники.
Сначала уезжает жена с детьми, позднее к ней присоединяется и Людвиг Майднер. Почти пятнадцать лет, прожитых в Англии, не сделали его англичанином. После войны художник решает вернуться, не зная, как его примут и будет ли оправданным его возвращение. Но иначе он не мог:
«не знаю, остается ли Германия местом, где евреи еще существуют в большом числе и могут работать, но сам я могу жить лишь там, где говорят и пишут по-немецки, и с этим ничего не поделать», - писал он в письме другу.
В Германии Людвиг Майднер продолжает упорно работать, постепенно признание возвращается: он снова выставляется, в 1964-м году получает орден «За заслуги» ФРГ, его принимают в Берлинскую академию искусств, а за месяц до смерти выходит большая монография, посвященная его творчеству.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Казимир Малевич. Начало
- Мелочи жизни
- Альфред Стиглиц: любитель - от слова любить
- Азбука Александра Бенуа. Окончание
- Аршиль Горки. Параллельная вселенная. Окончание
- Люсьен Фрейд - дерзкий провокатор. Окончание
- Сюсаку Аракава: от философии к архитектуре
- Константин Сомов: декадент и мистик
- Игорь Стравинский. Русский период
- Русское зарубежье
Да, соглашусь — не так уж и мрачно…
Добрый день или вечер, Тина!
Спасибо!
Чуток-чуток, все же возражу, прочитав комментарии…
А у Пауля Клее периода Баухаус, а у Франца Марка…не так уж и мрачно, разве нет?
Согласна!
Oh, mein G_tt!!!! Как хрупок, как болезненно хрупок этот мир!
Это так! Но это отличительная особенность экспрессионизма вообще, как мне думается.
Не поклонник Людвига Майднера, большинство картин мрачные и вызывают чувство тревоги и дискомфорта.
Спасибо!
Thankyou, I appreciate your concerns. I’d like to get in touch with you. We’re doing ok.
Да, меня тоже увлек этот поэт с удивительным чувством юмора. Я о нем сама узнала только когда стала писать о Майднере. Я рада, что навела и Вас на это новое имя.
Тина, прочла и с удовольствием! Спасибо!
Причем, побочно, увлек «стишок «фривольный» ), не..е не то значение, конечно! )
Просто, Северянина, как уже знаете, Тина, люблю и повезло в момент со временем — я сразу залезла в немецкий Google, открыв для себя, благодаря Вам, Йоахима Рингельнатца! Интересная, с массой положительного юмора, персона, и даже детские книжки были у него!