Добро и зло

dobro-i-zlo3

Выстропов Андрей. Добро и зло

Добро и зло, откуда зло, если Бог творил мир «добро зело»? Как добро становится злом, а зло оборачивается добром? Этим вопросом озадачивались во все времена богословы, философы, мудрецы, писатели. Известны фраза «Благими намерения... », пословица «Не было счастья, да несчастье повезло» и незабываемое «Хотели как лучше... ».

Но если серьезно, то это вечный вопрос, на который существует множество ответов. Мне близка та точка зрения, что зло возникает как результат свободы, когда человек опытно, на себе,  хочет узнать то, что запрещено, вкусить запретного плода.

Теоретически можно считать себя добрым, что большинство и делает, но как узнать, добр  ты на самом деле, или только думаешь, что  добр. Адам пал, потому что ему было предложено опытно убедиться в правоте дьявола и неправоте Бога.

dobro-i-zlo4

Адам жил в раю, где у него все было, и, наверное, в какой-то момент он почувствовал, что ему все позволено: он же под крылом у Бога. Но если даже Адаму, богоподобному существу, который должен был исполнить всего одну заповедь – не вкушать от заповеданного древа, то что уж говорить о человеке, который часто и различить-то не может где добро, а где зло.

Человек далеко не сразу научается отличать добро от зла, тем более, что никогда не знаешь, чем добро для тебя оборачивается для другого, часто злом, потому что своя правда ближе к телу. Истина - одна на всех, но до нее еще надо докопаться.

Диалектика добра и зла обыгрывается многими притчами, а теперь и современными писателями, с одним из которых хочу познакомить. Это Петр Бормор, который родился в Москве, учился в престижном институте Управление, не закончил,  уехал в Израиль, где живет, работает и пишет – на русском языке и потому считается русским прозаиком и русским писателем.

dobro-i-zlo1

Начинал с русских народных сказок, продолжил в фантастическим жанре и  вполне серьезно размышлять над вечными вопросами, в том числе о  добре и зле.  Вот один из его рассказов из книги «Игры демиургов» - немного грустный, немного смешной, а все вместе – забавная игра Бога с человеком.

"Я уже умер?" — спросил человек. «Угу»,— кивнул Демиург, не отрываясь от изучения толстой Внушительной книги. «Умер. Безусловно». Человек неуверенно переступил с ноги на ногу. «И что теперь?»  Демиург бросил на него быстрый взгляд и снова уткнулся в книгу.

«Теперь тебе туда»,— он не глядя указал пальцем на неприметную дверь. «Или туда»,— его палец развернулся в сторону другой, точно такой же, двери. «А что там?»— поинтересовался человек.

«Ад,— ответил Демиург.— Или рай. По обстоятельствам».  Человек постоял в нерешительности, переводя взгляд с одной двери на другую. «А-а… а мне в какую?» - «А ты сам не знаешь?»—слегка приподнял бровь Демиург.

«Ну-у,— замялся человек.— Мало ли. Куда там мне положено, по моим деяниям…». «Хм,— Демиург заложил книгу пальцем и наконец-то посмотрел прямо на человека.— По деяниям, значит?» — «Ну да, а как же ещё?» -  «Ну хорошо, хорошо,—Демиург раскрыл книгу поближе к началу и стал читать вслух.— Тут написано, что в возрасте двенадцати лет ты перевёл старушку через дорогу. Было такое?» - «Было»,— кивнул человек.

«Это добрый поступок или дурной?» — «Добрый, конечно!» - «Сейчас посмотрим…—Демиург перевернул страницу,— через пять минут эту старушку на другой улице переехал трамвай. Если бы ты не помог ей, они бы разминулись, и старушка жила бы еще лет десять. Ну, как?» Человек ошарашенно заморгал.

«Или вот,— Демиург раскрыл книгу в другом месте.— В возрасте двадцати трёх лет ты с группой товарищей участвовал в зверском избиении другой группы товарищей». «Они первые полезли!»—вскинул голову человек. «У меня здесь написано иначе,— возразил Демиург.— И, кстати, состояние алкогольного опьянения не является смягчающим фактором. В общем, ты ни за что ни про что сломал семнадцатилетнему подростку два пальца и нос. Это хорошо или плохо?»

Человек промолчал. «После этого парень уже не мог играть на скрипке, а ведь подавал большие надежды. Ты ему загубил карьеру». «Я нечаянно»,— пробубнил человек. «Само собой,— кивнул Демиург.— К слову сказать, мальчик с детства  ненавидел эту скрипку. После вашей встречи он решил заняться боксом, чтобы уметь постоять за себя, и со временем стал чемпионом мира. Продолжим? — Демиург перевернул еще несколько страниц.

«Изнасилование, — хорошо или плохо?»  «Но я же…»  «Этот ребёнок стал замечательным врачом и спас сотни жизней. Хорошо или плохо?» «Ну, наверное…»  «Среди этих жизней была жизнь, принадлежащая и маньяку-убийце. Плохо это или хорошо?»

«Но ведь…» «А маньяк-убийца вскоре зарежет беременную женщину, которая могла бы стать матерью великого учёного! Хорошо? Плохо?» - «Но…» - «Этот великий учёный, если бы ему дали родиться, должен был изобрести бомбу, способную выжечь половину континента. Плохо? Или хорошо?» - «Но я же не мог всего этого знать!»— выкрикнул человек.

«Само собой,— согласился Демиург.— Или вот, например, на странице 246 — ты наступил на бабочку!» - «А из этого-то что вышло?!»—Демиург молча развернул книгу к человеку и показал на страницу пальцем. Человек прочел, и волосы зашевелились у него на голове. «Какой кошмар»,— прошептал он.

«Но если бы ты её не раздавил, случилось бы вот это»,—Бог показал пальцем на другой абзац. Человек глянул и судорожно сглотнул.  «Выходит… я спас мир?» - «Да, четыре раза,—подтвердил Демиург.— Раздавив бабочку, толкнув старичка, предав товарища и украв у бабушки кошелёк. Каждый раз мир находился на грани катастрофы, но твоими стараниями выкарабкался.

«А-а…— человек на секунду замялся.— А вот на грань этой самой катастрофы… его тоже я?..» - «Ты, ты, не сомневайся.  Дважды. Когда накормил бездомного котёнка и когда спас утопающего». У человека подкосились колени и он сел на пол. «Ничего не понимаю,— всхлипнул он.— Всё, что я совершил в своей жизни… чем я гордился и чего стыдился… всё наоборот, наизнанку, всё не то, чем кажется!»

«Вот поэтому было бы совершенно неправильно судить тебя по делам твоим,— наставительно произнёс Демиург, — разве что по намерениям… но тут уж ты сам себе судья». —Он захлопнул книжку и поставил её в шкаф, среди других таких же книг.

«В общем, когда решишь, куда тебе, отправляйся в выбранную дверь. А у меня еще дел по горло».  Человек поднял заплаканное лицо: «Но я же не знаю, за какой из них ад, а за какой рай». – «А это зависит от того, что ты выберешь»,— ответил Демиург.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Творчество and tagged Притчи, философия жизни. Bookmark the permalink.

9 Responses to Добро и зло

  1. yuriyapril says:

    Тина…, ничего не кончается, только длится и длится бесконечно… в этом суть превращений…

  2. Да так и есть: в страданиях и муках закончится.

  3. yuriyapril says:

    Ангел и Сатана — как это по — человечески…, и занудно…, мы сами все окрашиваем , приходящее из вне…, энергия не имеет изначально никакого качества…, все от нас, хочешь быть в трагедии, ну и живешь в ней…
    Помните Белинского, писавшего о русских повестях Гоголя : » Сначала смешно, потом грустно, а в итоге — скушно на этом свете жить господа!»
    Но так нельзя…, иначе жизнь закончится как у Гоголя…в страданиях и муках…

  4. Но все равно будет огрызаться: победить невозможно, иначе или Ангел или Сатана, но не человек.

  5. yuriyapril says:

    «Волк и собака…» — кого больше кормишь…, тот и победит, все в наших руках!

  6. Согласна, Юрий: «Истинное переживание работает лишь в дуальности…, без нее нет роста!» Да в принципе человеку, по-моему, не грозит только добро или только зло. Он сам есть сплошная дуальность: между волком и собакой, между небом и землей, между добром и злом. Вечно между… «Человек — самое несчастное животное», как говорил Ницше. Потому что вечно «между».

  7. yuriyapril says:

    Все решает свобода выбора, изначальная данная человеку…, ну и казусы его превращений и прочее…, ( добро — зло…) но без нее невозможна трансформация… человека…, — истинное переживание работает лишь в дуальности…, без нее нет роста !

  8. Вы правы в том, что слово изреченное есть ложь. Когда пытаешься передать Откровение словами, оно теряет главное, потому что главное неуловимо и рассыпается в прах, как только к нему прикасаешься. Парадокс заключается в том, как пишет Ролан Барт, что хочешь любой ценой подарить то, что другого удушает. Откровение другого не есть мое откровение. В этом все дело.

  9. yuriyapril says:

    Здравствуйте, Тина!
    Ваш бог — провокатор, ничего лучше не придумал, как запретить что — либо!
    Но его провокация — очевидна! Он хотел, чтобы его указание было нарушено!
    И ничего он не творил, все уже было до него…, была Жизнь, в которой уже все было…, ВСЁ!

    И вообще…., беллетристика…, все религиозные книги — беллетристика…, плод ума человеческого…
    А где же откровения…, возможны и они…, скорее всего что возможны, важно ощутить их…, но они не в словах и книгах…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *