Дорога к храму началась у меня с
Так и остался для меня собор Александра Невского идеалом, не похожим на другие храмы, встретившиеся потом на пути. К тому времени, как перешагнула порог собора, была совершенной атеисткой и сюда пришла из интереса и любопытства. Ничего религиозного во мне и в помине не было. Но здесь я чувствовала себя дома.
Почему меня потянуло в храм, до сих пор объяснить не могу, но каждое воскресенье спешила сюда как правоверная православная, хотя церковно-славянский не знала, слов не понимала, кроме некоторых, а тонкостей богослужения не ведала вообще.
Но что-то меня здесь удерживало и тянуло неотвратимо. Думаю, это была встреча с православным искусством - музыкой, росписями и фресками, удивительными иконами и всем строем церковной жизни, поразившими меня. Пение, которое услышала, зацепило первым. Вспомнилось
Музыка завораживала, я закрывала глаза и подпевала, как и все стоящие вокруг. Я вслушивалась в ритм песнопения, чистоту его звучания, особое молитвенное настроение, окружавшее меня, потому что пел не только хор, но и весь приход, обволакивая меня музыкой и это абсолютно совпадало с моим ощущением себя как частички чего-то большего, чем я.
Здесь заряжалась добротой, прощала обиды, накопившиеся за неделю, очищалась от накипи вынужденного общения со случайными людьми, оказавшимися рядом не по своей воле. И так до следующего воскресения, когда рано утром спешила по уже привычной дороге к храму. Выходила из собора в особом, умиротворенном состоянии, которое требовало продолжения и повторения.
Собор находится в районе Триумфальной арки, от плац д,Итали путь не близкий. Еду почти в пустом вагоне метро, выхожу на нужной станции и иду по пустынной улице. Если и попадаются люди, то совсем редко: воскресным утром на улицах Парижа почти никого нет, парижане спят. Встречаются молящиеся какой-то другой веры, судя по месту, меньше всего похожем на храм, где они собирались.
Первый раз иду наугад, знаю, где находится собор примерно, сориентировавшись в гостинице по карте. Читаю по-русски латиницу – авеню Хоше, которая оказывается проспектом Ош. Иду мимо фешенебельных магазинов и чистых тротуаров, пока не упираюсь в какую-то изумительной красоты черную чугунную ограду с золотыми вензелями.
Тогда еще не знала, что это вход в знаменитый парк Монсо. На обратном пути, продлевая молитвенное настроение и преодолевая робость, захожу на его территорию и неожиданно растворяюсь в тишине и покое. Потом это повторялось снова и снова: после службы парк был как раз то, чего просила душа – уединения, размышления, красоты.
Остался поворот налево и вот рю Дарю, на которой должен быть храм. Узкая улочка не предвещала ничего, что указывало бы, что здесь может быть русский православный собор – по русским меркам что-то величественное и большое. Когда дохожу до ограды храма, изумляюсь, какая маленькая у него территория!
До собора Александра Невского была только в одном храме, еще студенткой. Изучая научный атеизм, зашла в храм в надежде купить Библию. Темное помещение с подозрительно смотрящими старушками, сразу зашипевшими, почему без платка и отбившими у меня охоту заходить в храм на долгое время. Для меня это сопоставимо с родовой травмой русского православия.
В России храмы находятся совершенно отдельно от других строений. Храмовое пространство - особое, сакральное, не совместимое ни с чем житейским и мирским. В него не должно вторгаться внешнее и чужеродное.
Поэтому стоят наши храмы одиноко, отдельно от всего остального, на больших площадях, с возвышающимися над всей местностью куполами, видными издалека, за много километров от храма.
А здесь собор - практически встроенный в жилой массив, стоящий рядом с обычными домами и кажется, что он стеснен ими со всех сторон. Это было первое изумление. Но войдя в храм, поражаюсь его внутреннему простору и красоте.
Не было здесь ничего из того мрачного впечатления моего первого визита в храм в студенческом Екатеринбурге, не было шипящих бабушек, хотя вошла простоволосая и в джинсах.
Служба еще не началась, я стала не спеша рассматривать иконы, людей, убранство собора. Запомнились надписи у икон, посвященные казачеству, Добровольческой Белой армии, военно-морскому флоту. Все в красивых резных рамах, которые называются, как сейчас знаю, киотами. Но тогда ничего не знала.
Пришла на экскурсию, а стала верной прихожанкой, хоть и не крещенной. Поразил красный пол, покрытый ковролином. Как-то странно, потому что в русских храмах приняты либо каменные полы, либо железные, либо деревянные.
То был совсем другой храм, чем тот, что видела до него, и совсем не похожий на те, в которых побывала уже после: яркий, богатый, праздничный со свежими и не закопченными стенами, изумительными фресками и иконами, благоговейной тишиной и постоянными прихожанами, которых стала постепенно узнавать уже как старых знакомых.
Теперь догадываюсь, в чем было его отличие от наших храмов: собор Александра Невского относится к Константинопольской патриархии и сохранил дух Византийской православной церкви не только внешнего убранства, по которому скучаю, но и внутреннему особому строю, которого не нахожу у нас.
И еще одно тянуло сюда - русская речь. Здесь можно было поговорить по-русски, на паперти продавали русские книги, православные иконки, записи православных песнопений, одну из которых купила и затерла до дыр.
Церковное пение тогда настолько поразили меня, что придя домой часами слушала запись, входя снова в то молитвенное состояние, в которое погружалась на богослужении. Первое настоящее знакомство с храмом оставило незабываемое впечатление благоговения, восторга и восхищения.
Потом, вернувшись в Россию, уже нигде и никогда, ни в одном храме не испытывала такого чувства. Последнее, что запомнила, хиротонию 27 июня 1993 года. Храм был полон народа, шли съемки, трещали фотоаппараты, было душно и не протолкнуться от множества прихожан.
Я ничего не знала об этом событии и пришла на службу как обычно, в воскресенье. Пришла, прощаясь с Парижем. Пятнадцатого июля мы уезжали в Турин. Нас было трое в этом прощальном турне по городу: переводчик Толик, оказавшийся человеком глубоко верующим.
Он знал
Другой приятель-еврей в храм заходить категорически отказался. Но, оставшись на улице, во дворе храма, разговорился с каким-то бедолагой, который надеялся найти здесь приют и помощь. Напрасно, потому что таких желающих было много и на доске объявлений собора предупредительно висело объявление: "Помощь желающим остаться во Франции храм не оказывает".
Вспоминая этот чудный храм и то, что видела, не зная толком ни истории своей страны, ни истории эмиграции, ни православия, ни истории собора, которому исполнилось уже 150 лет, я с благодарностью и благоговением думаю, какое счастье, что у истоков моего вхождения в православие и началом дороги к храму был этот собор и эта красота.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Антонио Гауди-3. Смена стилей
- Антонио Гауди-4. Окончание. Саграда Фамилиа
- Шехтель. Особняк Саввы Морозова
- Замок Амбуаз
- Сад Вилландри-2. Любовь и музыка
- Париж-18. Мон Сан-Мишель
- Антонио Гауди. Архитектура правит в молчании
- Загородный замок-парк. Париж-15
- Антонио Гауди. Архитектор, монах, священник
- Блёз Паскаль. Не будем искать уверенности и прочности
Нет, Вера, у меня в архиве этой иконы нет. Надо искать в Интернете. Удачи Вам!
Вера, я попробую посмотреть в своих старых записях, но помнится мне, что я такую икону встречала. Завтра отпишу.
Здравствуйте, Тина! В вашем рассказе о парижском храме есть фотография иконы «Вознесение Господне», подаренной храму императором Александром II. Я знаю, что царь подарил храму еще одну икону — Св. Александр Невский, но я нигде не видела ее фотографии. Может быть Вы видели в храме эту икону — именно аналогичную «Вознесению Господню», 1867 года. Если Вам что-то известно об этом, сообщите, пожалуйста. С уважением и благодарностью, Вера Пудова, Санкт-Петербург, Россиия
Валентина, спасибо, что не забываете Россию. Верно, что душа все равно остается русской, где бы русский человек не оказался. Вот дети — это совсем другая история. Да, жизнь Ваша действительно интересная. И Вы продолжаете активно жить, писать, путешествовать и делать многое другое. Завидую Вам, Вашему оптимизму, содержательной и насыщенной жизни. Заходите ко мне на блог. А вдруг еще что-нибудь понравится. Я буду публиковать свои анонсы на Сабскрайбе. Поздравляю Вас с праздником Семика, наступающей Семицкой неделей и Троицей. Вы же поминаете своих предков. А родительская суббота — не за горами, а в эту субботу.
Я жила постоянно в России до 23 лет, когда закончила институт и уехала к своему мужу- коллеге по факультету, румыну, с которым мы поженились за год до этого. Это было давно, ещё в 1955 году. С тех пор я постоянно живу в Румынии. Работала всю жизнь по специальности. Я — инженер-химик-технолог. Занималась главным образом исследовательской работой. Защитила в Румынии докторскую диссертацию, опубликовала много научных статей, представляла работы на научных конференциях. Жизнь была насыщенной и интересной. В Россию ездила раз в два года, к маме; отвозила ей туда детей и она часто приезжала к нам.
Но ко всем приходит старость, мы оба вышли на пенсию, а 9 лет назад умер мой муж. Дети к тому времени переселились за границу. Сейчас живу одна, но, Слава Богу ! не впала в депрессию. Нашла себе другое занятие -пишу стихи, которые публикую в Москве в «Золотой строфе» (тематические сборники: «Стихи о любви», «Философская лирика», «Песни», «Стихи и проза»), вышли три мои книги стихов и в Румынии (из них — одна на румынском языке).
Но я всегда помню о моей родине — России и стараюсь ездить туда примерно раз в два года. В этом году тоже там была , вернулась 2 недели назад. А здесь пользуюсь интернетом главным образом на русском языке, смотрю русское телевидение. А сравнений, где лучше, я делать не могу. Лучше почитайте одно из моих последних стихотворений:
Думы
Последние годы жизни…
Старость уже настала.
Я думаю об Отчизне,
что меня воспитала,
о ценностях, ей заложенных,
что мне проникали в кровь,
о многих больших возможностях,
обменянных на любовь.
Жалею ли я, что сделала,
покинув свою страну?
Довольна ли я обменом ?
Определить не могу.
Я состоялась как женщина —
жена, мать двоих детей —
и инженер не последний,
а генератор идей.
И всё вроде б было прекрасно:
имела работу, друзей.
И только пришедшая старость
волнует мой мозг теперь.
Валентина Бойешан
Валентина, очень трогательные стихи. Хорошо, что дали к ним пояснение, почему «вдали от родины», на чужой земле. Как Вам живется в Румынии? Лучше, чем в России? Или Вы в России не жили?
Посылаю обещанные стихи. Валентина.
Панихида
Вот и семь лет пролетели, словно одна неделя,
Время сжимается быстро для стариков.
Кажется, было недавно, когда мы тебя хоронили,
А ведь прошли уже годы на перекрёстке веков.
Завтра пойду я в церковь, будет тебе панихида,
В русском известном храме будут тебя поминать.
Такая судьба приключилась – тебе умереть на чужбине,
Но ритуал православный старались мы соблюдать.
А завтра вдали от России
И далеко от могилы, где кости твои лежат,
Поднимется гимн всесильный на русском твоём наречьи,
Душа в небесах встрепенётся, а косточки задрожат.
Кто бы подумал – в Париже,
Где ты живой не бывала, не смела предполагать,
Твой мысленный образ увижу,
Русскую панихиду через семь лет после смерти
Тебе заказала я, мать.
18 сентября 2005 г, Париж
Валентина Бойешан
Хочу пояснить, что значит «далеко от могилы». Моя мама умерла в Румынии, куда приехала в последние её годы ко мне, её дочери, живущей в Румынии..
Валентина, конечно, присылайте свои стихи. Буду ждать. Вот так, неожиданно, встречаешься с теми, кому тоже посчастливилось быть в этом храме и понять, что здесь благодать.
А мне посчастливилось быть в храме Александра Невского в день 7-летней годовщины со дня смерти моей русской мамы. Я была в то время в Париже у моей дочери. До России далеко, а отметить этот день очень хотелось. Но оказалось, что исполнить это желание очень просто. Я позвонила в Храм Александра Невского и спросила, могут ли они мне сделать панихиду по моей маме. Говорили по- русски. Меня спросили, когда я хочу это сделать, Договорились о дне и часе. И ровно в назначенное время батюшка Анатолий и его помощник были в церкви. А я пришла со своей дочерью и её подругой, у которой по случайному совпадению с разницей в несколько дней тоже 7 лет назад умерла её русская бабушка.. Так что панихиду справляли сразу по двум покойникам. Священнослужители совершили весь обряд, а мы втроём смирно стояли у стенки. После церемонии нам не оставалось только как их словесно поблагодарить, а потом заплатить за услугу в кассе храма. И никаких других забот и приношений! После этого мы перешли на другую сторону улицы, где как раз напротив храма находится русский ресторан, и там , сделав заказ из русских блюд, помянули наших дорогих мертвецов. Вот так, всё цивилизованно и просто и душевно.
Валентина.
P.S. Об этом событии я написала стихи. Если не возражаете, я их вам пришлю.
Светлана, нам обеим повезло с храмом в начале пути.
Действительно, благодарность и благоговение думать, какое счастье, что у истоков вхождения в православие и началом дороги к храму был этот собор и эта красота. Такое ощущение у меня было в церкви села Чёрный Отрог в Оренбургской области.
Ну, вот, Елена, наконец, и мы нашли общую точку зрения.
Очень красивый храм! Согласна с вами: » Дорога к Богу у каждого своя «