(Начало
В большой семье росли Эгон - единственный сын, и две дочери. С младшей сестрой, Герти, Эгон был особенно близок, проявляя к ней, как поговаривают, не только родственные чувства.
Есть воспоминания о том, как однажды отец, удивляясь странной привычке сестры и брата уединяться и запираться в комнате, выломал дверь, чтобы узнать, чем они там занимаются, но увидел, как дети мирно играют в железную дорогу.
Мальчик считался вундеркиндом, уже в семь лет у него было несколько альбомов с видами железных дорог, станций, вагонов, вокзалов, портретами сестер, которые были его первыми моделями. В Тульне, однако, не было школ и в одиннадцать лет мальчика отправили учиться в Кремс, а затем - в предместье Вены.
Сюда же вскоре переехала вся семья. Отец мальчика уже тогда страдал от сифилиса, проявлявшегося в припадках безумия, что сильно сказывалось на атмосфере в семье. В 1905 году отец умер, мать отдала сына на воспитание своему богатому брату Леопольду Чихачеку.
Дядя, мягко говоря, не был в восторге от того, что подросток хотел учиться рисованию, однако, несмотря на его сопротивление, Эгон Шиле едет в Вену и поступает в школу изобразительных искусств. Но из-за своего непростого характера, он здесь не прижился, ему предложили перевестись в Академию художеств,
В Академию он поступает легко, сдав вступительные экзамены и поразив преподавателей своими рисунками. Вена, столица Австро-Венгерской империи, произвела на юношу сильное впечатление и одновременно противоречивое.
Блеск, богатство, внешняя мишура, с одной стороны, а с другой - консерватизм и застой габсбургского двора, описанные Робертом Музилем в блестящем романе «Человек без свойств», соседствовали с бурной полу-подпольной жизнью нового искусства.
Современное искусство Вены ставило тогда ее в один ряд с Берлином, Парижем, Лондоном и превращало в столицу модерна. Здесь Эгон Шиле разыскивает своего кумира Густава Климта, тогда уже первого художника Австрии и показывает ему свои рисунки.
Климт, любивший поддерживать все молодое и талантливое, очень высоко отзывается о работах семнадцатилетнего юноши и вводит его в мир нового искусства, так не похожего на академический.
Шиле выполняет для цеха ремесел Венского Сецессиона, объединявшего под своим крылом современное искусство, некоторые заказы, а его покровитель и кумир Климт покупает картины начинающего художника, представляет его своему кругу, находит для него модели, дарит ему свои рисунки и находит для него потенциальных заказчиков.
Уже в восемнадцать лет, Эгон Шиле дебютирует со своей первой выставкой, а на следующий, устав от академического консерватизма, уходит из Академии художеств, снимает жилье и устраивает свою первую мастерскую.
Здесь он увлеченно рисует сбежавших от родителей детей, которые находились в возрасте полового созревания. Особенно много он рисует малолетних девочек, которых в его мастерской было множество.
«Они спали, укрывались от избиений, учиняемых родителями или полицией, просто лениво слонялись там целыми днями, расчесывали волосы, чинили одежду и обувь, мылись… Подобно животным в клетке, которая удовлетворяет их, они были оставлены на их собственное усмотрение, или, во всяком случае, им верилось, что они живут по своему усмотрению».
На будущий год Эгон Шиле знакомится с писателем и искусствоведом Рёсслером, представляющим художника меценатам О. Райхелю и К. Райнингхаусу, ставших его постоянными заказчиками и покровителями. Но это не делает его счастливым, Вена ему не по душе.
«Как отвратительно здесь! Каждый завидует мне и сговаривается против меня. Прежние коллеги разглядывают меня злорадными глазами».
Ситуация вокруг молодого художника действительно накалялась. Его вызывающе обнаженные фигуры несовершеннолетних привлекают интерес не только серьезных искусствоведов, но и полиции, и любителей «клубнички», с удовольствием покупающих его рисунки.
В двадцать один год Эгон Шиле знакомится с шестнадцатилетней Уолли Нойзель (Wally Neuzil), бывшей моделью и любовницей Густава Климта.
Уолли оказала очень сильное влияние на жизнь и творчество художника, открыв ему мир настоящей сексуальности, свободной от ограничений и подростковых страхов, полный яркой эмоциональности и постоянства. Уолли была больше, чем просто пассивная модель.
В ее портретах, сделанных художником за неполных пять лет совместной жизни, относятся к числу лучших. Особенно поражает взгляд ее больших глаз. В нем нет эмоционального надрыва, он спокоен, женщина находится в мире с самой собой.
С портрета спокойно и чуть вопросительно смотрит на нас молодая женщина. Загадочную силу этого взгляда сравнивают со взглядом Моны Лизы Леонардо Да Винчи. Травля, которую устроили Эгону Шиле в Вене, заставила пару бежать из города. Сначала они отправились на родину матери художника, в чешский Крумау, но и там их богемный образ жизни вызывал возмущение и неодобрение обывателей.
Пара вынуждена была переехать в небольшой городок Нойленгбах, где они жили, не меняя, однако, своего образа жизни. По-прежнему в мастерской Эгона Шиле собирались бездомные и бежавшие от родителей малолетние девочки, свободно разгуливавшие по дому и позировавшие в откровенных эротических позах.
По доносу соседей дело дошло до тюремного заключения. Его обвинили в соблазнении несовершеннолетней Уолли, которой действительно было всего семнадцать лет. В тюрьме он пробыл меньше месяца. Для него это стало тяжелым психологическим испытанием.
После тюрьмы цветовая гамма его картин постепенно меняется: становится более мрачной и более трагической; более жестким становится и силуэт рисунков. В 1915 году пара рассталась: Эгон Шиле знакомится с двумя несовершеннолетними девочками-соседками, одной из которых – Эдит Хармс - он делает предложение.
Такая скоропалительность была, возможно, связана с призывом молодого художника на службу в армию: в 1914 году началась война. Отношения с Уолли расстроились окончательно, он, однако, предлагает ей встречаться время от времени, что для нее было явным оскорблением.
Судьба Уолли сложилась трагически. После расставания с Эгоном Шиле она записалась на медицинские курсы, стала медсестрой, работала в венском госпитале. В 1917 году пошла добровольцем в Далмацию, где умерла от скарлатины в конце того же года. Ей было всего двадцать три. Но Эгон Шиле переживет ее всего на год.
А пока его, практически сразу после свадьбы, забирают в армию. Сначала он был конвоиром русских солдат, потом, из-за слабости здоровья и красивого почерка, его сделали писарем в лагере для русских военнопленных.
Узнав, что он известный художник, начальство позволило ему устроить мастерскую в маленькой заброшенной кладовке, где он рисовал русских солдат. Вскоре его и вовсе поставили сторожем на продовольственный склад.
Так вместе с Эдит они пережили войну, не страдая ни от голода, ни от военных окопов. Прослужив два года, художник вернулся в Вену. Его слава, начавшись в 1912 году, во многом в связи с его скандальными рисунками, к этому времени стала повсеместной и только нарастала.
Его картины выставлялись уже в Париже, Вене, Берлине, Риме, Праге, Гамбурге, Будапеште, Мюнхене, Кёльне, Брюсселе,. Штутгарте, Цюрихе, Дрездене. Самый большой успех пришел к Эгону Шиле в 1918 году на венской выставке современного искусства.
Его исповедальные автопортреты, трагедия человеческой жизни, неразделимость любви и смерти, переосмысление мужчин и женщин в качестве сексуальных существ, напряженные геометрические городские пейзажи, предвосхитившие поэтику Пауля Клее, акварели и портреты по праву делают Эгона Шиле первым художником Австрии.
Эгон Шиле не боится брать темы у предшественников и современников, интерпретируя их на свой лад. У Родена - позы, у Эдварда Мунка – темы («Мертвая мать»), у Ван Гога – подсолнечники, комнату художника.
С годами меняется его стиль, он становится более спокойным, тяготеющим к классическому и напоминает работы Климта. Такова, например, одна из самых известных его работ «Семья», написанная в последний год жизни.
В сексуально-эротической теме тоже происходят изменения: от девочек-подростков художник переходит к более зрелым женщинам совсем с другими фигурами.
Слава позволяет ему купить в Вене большой дом, в котором он планирует устроить школу живописи, но осенью 1918 года его беременная жена Эдит скоропостижно скончалась от испанки, через три дня умер и Эгон Шиле, тоже от гриппа. Но даже рядом со смертью он остается художником: рисует портрет умирающей жены.
Творчество художника считаются самым ярким представителем экспрессионизма и модерна начала XX века, а с точки зрения представления сексуальности, он значительно обогнал свое время.
Никогда до Эгона Шиле сексуальность человеческой плоти не показывалась так правдиво, с такой страстью и уязвимостью, с бременем наших аппетитов и фантазий. Зигмунд Фрейд писал, что вряд ли когда-либо до Шиле гениталии, вид которых всегда вызывает интерес, показывались с такой красотой и таким напряжением, с таким волнением от эрогенных зон, как у Шиле.
Сегодня ни один серьезный музей не обходится без его картин, его выставки всегда вызывают интерес, а на аукционах картины Эгона Шиле уходят за тысячи долларов. О жизни самого художника написан роман и поставлен фильм.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Казимир Малевич. Конец русского авангарда
- Маттиас Грюневальд
- Китайская современная живопись. Лю Сяодун
- Мартирос Сарьян. Окончание
- Аристарх Лентулов: солнечный художник
- Хаим Сутин. Счастливчик
- Константин Панков. Северный Пиросмани
- Босх. Страшный суд
- Антонио Гауди-3. Смена стилей
- Ричард Аведон. Портрет на белом
Я тоже часто наталкиваюсь в своих поисках на то, что дает толчок к совершенно новой для меня темы и начинается творческая раскрутка, которая тянет за собой новый поворот исследования или творческих поисков. Очень увлекательное занятие!
Спасибо за ссылку… интересно. Никогда не знаешь, что послужит толчком к следующему шагу в творческом процессе…
Да, им важен процесс. Это так. В творчестве одна и та же тема может быть выражена разными способами. В Голландии есть такой художник Филипп Аккерман. Он пишет только свои автопортреты и ничего больше. Но пишет разными стилями. Это очень интересный художник, но о нем очень мало информации. Почти ничего — одни автопортреты. И это тоже интересно. Аккерман видит только свою любовь к краске и акт живописи.http://www.portret-zakaz.ru/painters/philip-akkerman/
«Но еще труднее передать эту истину так, как ты ее увидел.»Именно так!
Поэтому жизнь в творчестве так мучительна. Как найти художнику свой почерк, чтобы передать свое видение жизни, что есть истина… какие слова подобрать поэту… какие звуки — музыканту… Этот трудный путь выбирают настоящие смельчаки, которым не важна цель, им важен процесс…
Я об этом тоже подумала: в наше время его точно бы засудили, обвинив в педофилии. На слуху история с кинорежиссером, которого обвиняют в педофилии за совращение несовершеннолетней много лет тому назад и разыскивает по всему свету то ли Интерпол, то ли американская полиция. Но Эгон писал не только несовершеннолетних девочек. Он же был сам немногим старше, думаю, что это был кратковременный интерес, потом он стал меняться и темы его стали другими, хотя интерес к сексуальности остался. Я согласна с Фрейдом, что никому до Шиле не удавалось так передать красоту сексуальности человеческого тела вообще и гениталий, в частности. Истинное в жизни действительно трудно увидеть, для этого нужен особый взгляд. Но еще труднее передать эту истину так, как ты ее увидел.
Если мы будем подходить к вопросу с позиции «Важно то, о чем то, что сделал», то Эгон будет педофилом, потом только художником, что имело место в его время… для художника важно, чтобы его призвание было первичным, иначе он просто им не станет… вторичность всегда в тени, так и проблемы со здоровьем и психикой, остаются на заднем плане и не должны умалять заслуг художника… Те представители человечества, которые во всем ищут суть, могут увидеть истинное в жизни ( только лишь посредством спора, что и происходит вокруг, к примеру, картин ), но основная масса, нормально так, потдерживает иллюзию норм, и это тоже необходимость,… действия без продиводействия не бывает, иначе это просто существование, что очень любят восточные мудрецы — тоже вариант…
Важно, мне кажется и то, о чем то, что сделал. Все великие художники, как мне кажется, были стихийными философами, менявшие вкусы и взгляды. Не скажу — мир, потому что мир и человек неизменяемы по определению. Это величина — const. Меняться может конкретный человек, его мысли, взгляды, философия, т.е. то, что выше его человеческой (животной?) природы, выше, чем просто есть, спать и т.д.
Не важно, как жил и чем болел, важно что сделал и оставил…
Не важно о чем то, что сделал, важно — как…