То ли бандит, то ли бунтовщик, то ли террорист, то ли оппозиционер, которого четвертовали с особой жестокостью ровно 345 лет назад (в 1671 г.). Удивительно, но время правления
Для меня до сих пор остается загадкой, почему правление второго Романова закончилось открытым народным бунтом против установившейся системы правления, а сам царь почему-то назван «Тишайшим».
Хотя именно с этим царем в Россию пришли крепостное право, обнищание народа, бессрочные сыски беглых крестьян, бунты, война, церковный раскол и, как последняя кровавая точка его тихого правления, восстание Стеньки Разина.
В глазах народа Степан Тимофеевич был и остается почти мистическим народным героем, о котором сложились легенды, сказания, былины, предания, стихи, пьесы...
Это было время Александровских реформ и отмены крепостного права, а появление такой песни означало, что восторжествовало то, за что боролся народный герой: крестьянин получил свободу. Взгляды автора песни были тогда еще либеральными и он печатал в «Вестнике Европы» вот такие стихи.
Было времечко, время давнее,
Время давнее, время славное:
На Руси жила воля-матушка;
Никого она не боялася,
И никто не смел обижать ее.
….Но пришла на волюшку невзгодушка.
Юрьев день у бедной воли отняли
И детей ее, людей свободныих,
В кабалу по смерть боярам отдали.С той поры лихой воля-матушка
От бояр ушла во дремучий лес,
Во сыром бору схоронилася,
С темной ноченькой породнилася.
(А.А.Навроцкий, Отрывок. 1871)
Правда, через четыре года Навроцкий разорился, истратив все свое состояние на издание журнала. Во второй половине шестидесятых Александр Александрович был довольно известным в литературных кругах, но в историю литературы вошел как автор всего трех стихотворений – о Стеньке Разине, Ермаке и о судьбе воли на Руси.
И произошло это во многом благодаря большой популярности, которую стихи приобрели среди революционной молодежи. Но сам автор вскоре резко поправел и стал исповедовать консервативные, если не сказать реакционные, взгляды, считая
Иногда он критиковал всевластие бюрократов, но искренне считал царя народным благодетелем. Стихи быстро стали народной песней, которую начали использовать в революционной пропаганде. Музыку к песне написала Александра Рашевская, собравшая ее из разных мелодий. Позднее музыку к стихам написал и сам автор, но она не прижилась.
Через три года после публикации «Утеса…» революционеры нелегально издают ее в Женеве вместе с отредактированной революционерами хроникой «Стенька Разин», но имени автора на нем уже нет. Так песня превратилась в русскую Марсельезу, которую пели в революционном подполье.
После революции имя автора песни не нигде упоминалось. Очевидно, из классовых соображений и монархических взглядов Навроцкого. Правда, печатать песню не перестали в силу революционно-народного ее содержания. В авторском варианте песня имеет тринадцать строф, из которых поется только семь, а то и меньше.
Есть на Волге утес, диким мохом оброс
Он с вершины до самого края;
И стоит сотни лет, только мохом одет,
Ни нужды, ни заботы не зная.На вершине его не растет ничего,
Только ветер свободный гуляет,
Да могучий орел свой притон там завел
И на нем свои жертвы терзает.Из людей лишь один на утесе том был,
Лишь один до вершины добрался,
И утес человека того не забыл,
И с тех пор его именем звался.И хотя каждый год по церквам на Руси
Человека того проклинают,
Но приволжский народ о нем песни поет
И с почетом его вспоминает.Раз, ночною порой, возвращаясь домой,
Он один на утес тот взобрался
И в полуночной мгле на высокой скале
Там всю ночь до зари оставался.Много дум в голове родилось у него,
Много дум он в ту ночь передумал.
И под говор волны, средь ночной тишины
Он великое дело задумал…И задумчив, угрюм от надуманных дум,
Он наутро с утеса спустился,
И задумал пойти по другому пути, -
И идти на Москву он решился.
Он разделен пополам оврагом с названием «Невольничьего» или «Дурманного». О нем тоже ходят страшные истории. С юга к утесу примыкает Дурман-гора, в которой есть несколько старообрядческих пещер. Согласно легенде, на вершине утеса располагался штаб атамана. Он с высоты выслеживал корабли купцов, направлял на них своих бойцов и грабил.
При этом пленников сбрасывали в тот самый "Невольничий" овраг. На этом месте, согласно той же легенде, он утопил в Волге персидскую княжну. Сложились и другие легенды как об утесе, так и и о Дурман-горе. Рассказывают, что якобы два бурлака, взобравшись на утес, увидели дверь, ведущую под землю.
Говорили и о том, что в этих местах ходит призрак Степана Разина, неоднократно являвшийся местным жителям, а также, якобы на Дурман-горе есть клад с награбленными драгоценностями и золотом. Крестьяне пошли его искать на гору, но через некоторое время с ними начали происходить удивительные вещи: на них кинулось стадо бешеных коров, а потом началась буря, из которой показалось трое разбойников.
Крестьяне кинулись бежать. На другой день в яме уже ничего не оказалось. Но эту загадку ученые все-таки разгадали: об аномалиях Дурман-горы. Оказалось, что в этих местах очень сильное электромагнитное излучение, которое является следствием когда-то существовавшего здесь вулкана. Так что то, о чем рассказывается в песне «Есть на Волге утёс», это не просто игра воображения поэта, а вполне реальная история.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Игорь Стравинский: интересные факты
- Народный праздник музыки. Париж-14
- Евгений Баратынский. Окончание
- Двойники: Рихтер - Гульд. Часть 2. Гленн Гульд
- Чюрлёнис. Философия жизни
- Русская песня Н.Г. Цыганова
- Жизнь наизнанку.
- Среди долины ровныя... Старинный романс по выходным
- Евгений Баратынский. Не искушай....
- Парижский дневник-3. Восьмое марта
Это действительно очень серьезный вопрос, если все обстоит так плохо, как Вы пишете, а не доверять Вам у меня нет оснований. Историю можно изучать только по документам, да и то, если их подлинность подтверждена экспертами, если она вызывает сомнение. Потому что все, потом пишется вокруг подлинников — только интерпретация, которая всегда субъективна, потому что интерпретирует конкретный человек с конкретными взглядами на события и моральными принципами, увы, не всегда достойными. Сохранив документы, о которых Вы пишете, Вы, Сергей, сделали их бесценными для будущих историков и краеведов. Без них история действительно уходит в никуда.
Отношение к историческим документам в нашей стране наплевательское. Уничтожены, спрятаны, разворованы миллионы единиц. Когда я занимался архивом нотконторы, пересмотрел сотни разнотемных документов. Интересно, что согласно наследственные дела для сдачи в архив формировались согласно инструкциям федералов. Все лишнее из них удалялось и уничтожалось. И вот здесь я создал свой архив, просканировал всё интересное, особенно дореволюционные справки, договора, метрики, похоронки и т.д. Потом всё подарил краеведческому музею. Сколько таких ситуаций по всей России сказать сложно. Так и уходит история.
Толкование — дело человеческое. А люди разные. Одного и того же деятеля можно назвать злодеем и прогрессивным деятелем, одно и то же событие революцией и государственным переворотом. И мы это видим и слышим каждый день. А уж что говорить о том, что было когда-то — сто, двести, пятьсот лет назад. Поэтому историки-профессионалы так любят копаться в архивах и удостоверяться в подлинности фактов, прежде чем начинать их толковать и интерпретировать. Очень люблю историю. В молодости у меня не было такого интереса.
Подтверждаю: история — наука не точная, а гуманитарная. Есть исторические факты, которые сами по себе мало что значат. Всё зависит от их толкования. А истолковать можно и так, и эдак, в зависимости от того, кому нужно это толкование. Объективности добиться трудно.
Да, есть такое. История — это субъективное толкование фактов. Историю пишут люди. Оксана, как историк, может более компетентно это обосновать. Исторические факты можно интерпретировать по-разному, в зависимости от мировоззрения, политики, идеологии. В России это особенно заметно, т.к. на глазах произошел переворот всего, чему учили и чему верилось. Сейчас все те же самые факты преподносятся совсем иначе, начиная от вождей революции, и кончая более глобальными событиями, например, Россия в царское время.
Не помню кто из современных политиков сказал, что Россия — страна с непредсказуемым прошлым 😉