Есть на Волге утёс. Русская марсельеза

estnavolgeutes1Песня «Есть на Волге утёс…» или русская Марсельеза, как стали  называть ее революционеры-народники, написана двести лет спустя после восстания Степана Тимофеевича.

То ли бандит, то ли бунтовщик, то ли террорист, то ли оппозиционер, которого четвертовали с особой жестокостью ровно 345 лет назад (в 1671 г.). Удивительно, но время правления Алексея Михайловича называется «бунташным», в отличие от  имени, усвоенного в истории этому царю.

Для меня до сих пор остается загадкой, почему правление второго Романова закончилось открытым народным бунтом против установившейся системы правления, а сам царь почему-то назван «Тишайшим».

Хотя именно с этим царем в Россию пришли крепостное право, обнищание народа, бессрочные сыски беглых крестьян, бунты, война, церковный раскол и, как последняя кровавая точка его тихого правления, восстание Стеньки Разина.

В глазах народа Степан Тимофеевич был и остается почти мистическим народным героем, о котором сложились легенды, сказания, былины, предания, стихи, пьесы... Песня «Есть на Волге утёс», написанная в 1864, была легально напечатана в 1870.

Это было время Александровских реформ и отмены крепостного права, а появление такой песни означало, что восторжествовало то, за что боролся народный герой: крестьянин получил свободу. Взгляды автора песни были тогда еще либеральными и он печатал в «Вестнике Европы» вот такие стихи.

Было времечко, время давнее,
Время давнее, время славное:
На Руси жила воля-матушка;
Никого она не боялася,
И никто не смел обижать ее.
….

Но пришла на волюшку невзгодушка.
Юрьев день у бедной воли отняли
И детей ее, людей свободныих,
В кабалу по смерть боярам отдали.

С той поры лихой воля-матушка
От бояр ушла во дремучий лес,
Во сыром бору схоронилася,
С темной ноченькой породнилася.
(А.А.Навроцкий, Отрывок. 1871)

estnavolgeutes2Автор песни и стихов - Александр Александрович Навроцкий, генерал-лейтенант, крупный военный юрист и чиновник. Писать он стал в тридцать лет, продолжив после выхода в отставку. Писал очень много: пьесы, стихи, былины и все - на сюжеты древнерусской истории. В 1879-83 годах стал издателем и редактором журнала «Русская речь», к которому привлек немало известных писателей, например, Ивана Гончарова и Николая Данилевского.

Правда, через четыре года Навроцкий разорился, истратив все свое состояние на издание журнала. Во второй половине шестидесятых Александр Александрович был довольно известным в литературных кругах, но в историю литературы вошел как автор всего трех стихотворений – о Стеньке Разине, Ермаке и о судьбе воли на Руси.

И произошло это во многом благодаря большой популярности, которую стихи приобрели среди революционной молодежи. Но сам автор вскоре резко поправел и стал исповедовать консервативные, если не сказать реакционные, взгляды, считая самодержавие, православие, народность – тремя столпами, на которых стоит и будет стоять Россия.

estnavolgeutes7Не случайно, что в начале XX века он становится основателем черносотенного движения. Зная это, тем более удивительно, что песня превратилась в гимн русских революционных демократов: «Утес…» был любимой песней народовольца Александра Ульянова. Но в это время сам автор стихов уже относился ко всем новым веяниям – атеизму, прогрессивной литературе, западникам, нигилистам, революционерам разного толка – резко отрицательно и меньше всего хотел революции.

Иногда он критиковал всевластие бюрократов, но искренне считал царя народным благодетелем. Стихи быстро стали народной песней, которую начали использовать в революционной пропаганде. Музыку к песне написала Александра Рашевская, собравшая ее из разных мелодий. Позднее музыку к стихам написал и сам автор, но она не прижилась.

Через три года после публикации «Утеса…» революционеры нелегально издают ее в Женеве вместе с отредактированной революционерами хроникой «Стенька Разин», но имени автора на нем уже нет. Так песня превратилась в русскую Марсельезу, которую пели в революционном подполье.

После революции имя автора песни не нигде упоминалось. Очевидно, из классовых соображений и монархических взглядов Навроцкого. Правда, печатать песню не перестали в силу революционно-народного ее  содержания. В авторском варианте песня имеет тринадцать строф, из которых поется только семь, а то и меньше.

Есть на Волге утес, диким мохом оброс
Он с вершины до самого края;
И стоит сотни лет, только мохом одет,
Ни нужды, ни заботы не зная.

На вершине его не растет ничего,
Только ветер свободный гуляет,
Да могучий орел свой притон там завел
И на нем свои жертвы терзает.

Из людей лишь один на утесе том был,
Лишь один до вершины добрался,
И утес человека того не забыл,
И с тех пор его именем звался.

И хотя каждый год по церквам на Руси
Человека того проклинают,
Но приволжский народ о нем песни поет
И с почетом его вспоминает.

Раз, ночною порой, возвращаясь домой,
Он один на утес тот взобрался
И в полуночной мгле на высокой скале
Там всю ночь до зари оставался.

Много дум в голове родилось у него,
Много дум он в ту ночь передумал.
И под говор волны, средь ночной тишины
Он великое дело задумал…

И задумчив, угрюм от надуманных дум,
Он наутро с утеса спустился,
И задумал пойти по другому пути, -
И идти на Москву он решился.

estnavolgeutes4Стихи песни написаны на основании предания, которого А.А.Навроцкому рассказал рыбак-крестьянин, о чем автор поведал в одном из своих рассказов. Речь идет о таинственном утесе, о котором в народе ходили легенды и мистические истории. Утес существует на самом деле и находится на границе между Волгоградской и Саратовской областью.

Он разделен пополам оврагом с названием «Невольничьего» или «Дурманного». О нем тоже ходят страшные истории. С юга к утесу примыкает Дурман-гора, в которой есть несколько старообрядческих пещер. Согласно легенде, на вершине утеса располагался штаб атамана. Он с высоты  выслеживал  корабли купцов, направлял на них своих бойцов и грабил.

При этом пленников сбрасывали в тот самый "Невольничий" овраг. На этом месте, согласно той же легенде, он утопил в Волге персидскую княжну. Сложились и другие легенды как об утесе, так и  и о  Дурман-горе. Рассказывают, что якобы два бурлака, взобравшись на утес, увидели дверь, ведущую под землю.

estnavolgeutes5Они вошли в нее и перед их глазами предстала светлица, вся обставленная иконами, драгоценностями, мешками с золотом и стеклянным гробом посередине. Помолившись на икону, один из бурлаков разбил гроб, и из него встала живая Марина Мнишек, которую бурлак начал стегать, а второй – его останавливать. Тогда какая-то нечистая сила отбросила этого бурлака за дверь, а сама дверь бесследно исчезла вместе с его другом.

Говорили и о том, что в этих местах ходит призрак Степана Разина, неоднократно являвшийся местным жителям, а также, якобы на Дурман-горе есть клад с награбленными драгоценностями и золотом. Крестьяне пошли его искать на гору, но через некоторое время с ними начали происходить удивительные вещи: на них кинулось стадо бешеных коров, а потом началась буря, из которой показалось трое разбойников.

Крестьяне кинулись бежать. На другой день в яме уже ничего не оказалось. Но эту загадку ученые все-таки разгадали: об аномалиях Дурман-горы. Оказалось, что в этих местах очень сильное электромагнитное излучение, которое является следствием когда-то существовавшего здесь вулкана. Так что то, о чем рассказывается в песне «Есть на Волге утёс», это не просто игра воображения поэта, а вполне реальная история.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged Музыка, русская песня, русский мир, фольклор. Bookmark the permalink.

6 Responses to Есть на Волге утёс. Русская марсельеза

  1. Это действительно очень серьезный вопрос, если все обстоит так плохо, как Вы пишете, а не доверять Вам у меня нет оснований. Историю можно изучать только по документам, да и то, если их подлинность подтверждена экспертами, если она вызывает сомнение. Потому что все, потом пишется вокруг подлинников — только интерпретация, которая всегда субъективна, потому что интерпретирует конкретный человек с конкретными взглядами на события и моральными принципами, увы, не всегда достойными. Сохранив документы, о которых Вы пишете, Вы, Сергей, сделали их бесценными для будущих историков и краеведов. Без них история действительно уходит в никуда.

  2. Сергей says:

    Отношение к историческим документам в нашей стране наплевательское. Уничтожены, спрятаны, разворованы миллионы единиц. Когда я занимался архивом нотконторы, пересмотрел сотни разнотемных документов. Интересно, что согласно наследственные дела для сдачи в архив формировались согласно инструкциям федералов. Все лишнее из них удалялось и уничтожалось. И вот здесь я создал свой архив, просканировал всё интересное, особенно дореволюционные справки, договора, метрики, похоронки и т.д. Потом всё подарил краеведческому музею. Сколько таких ситуаций по всей России сказать сложно. Так и уходит история.

  3. Толкование — дело человеческое. А люди разные. Одного и того же деятеля можно назвать злодеем и прогрессивным деятелем, одно и то же событие революцией и государственным переворотом. И мы это видим и слышим каждый день. А уж что говорить о том, что было когда-то — сто, двести, пятьсот лет назад. Поэтому историки-профессионалы так любят копаться в архивах и удостоверяться в подлинности фактов, прежде чем начинать их толковать и интерпретировать. Очень люблю историю. В молодости у меня не было такого интереса.

  4. Оксана says:

    Подтверждаю: история — наука не точная, а гуманитарная. Есть исторические факты, которые сами по себе мало что значат. Всё зависит от их толкования. А истолковать можно и так, и эдак, в зависимости от того, кому нужно это толкование. Объективности добиться трудно.

  5. Да, есть такое. История — это субъективное толкование фактов. Историю пишут люди. Оксана, как историк, может более компетентно это обосновать. Исторические факты можно интерпретировать по-разному, в зависимости от мировоззрения, политики, идеологии. В России это особенно заметно, т.к. на глазах произошел переворот всего, чему учили и чему верилось. Сейчас все те же самые факты преподносятся совсем иначе, начиная от вождей революции, и кончая более глобальными событиями, например, Россия в царское время.

  6. nadilel says:

    Не помню кто из современных политиков сказал, что Россия — страна с непредсказуемым прошлым 😉

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *